Цифровая трансформация библиотеки университета в условиях сетевого информационного изобилия
- Авторы: Лотова Е.Ю.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 19, № 3 (2022)
- Страницы: 249-264
- Раздел: ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321307
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2022-19-3-249-264
- ID: 321307
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема и цель. В контексте цифровой трансформации образования обосновывается значение формирования электронной библиотеки с учетом направлений подготовки, научно-исследовательских тем и других запросов всех целевых групп образовательного учреждения. Активное обращение обучающихся и преподавателей к интернет-источникам ставит задачу популяризации и раскрытия электронных фондов, организации беспроблемного доступа к ценной, достоверной информации из легитимных источников. Внедрение практики постоянного использования верифицированного контента обучающимися, преподавателями, учеными стало основной задачей библиотеки. В этой связи исследуются принципы и методы, применяемые в научной библиотеке университета для сбора и распространения информации, организации мероприятий, внедрения академических норм и новых форм работы по использованию информационных ресурсов в образовательный процесс и научно-исследовательскую деятельность. Методология. Как обобщение и систематизация накопленного практического опыта по работе с электронной информацией описываются этапы формирования электронной библиотеки классического университета, методы статистического анализа для оценки использования фондов, формы продвижения контента и работы с целевыми группами пользователей. Результаты. Проанализирован опыт реализации проекта по формированию и продвижению электронной библиотеки университета, аккумулированы данные эффективности использования контента, механизмы продвижения, достигнутые результаты для использования в работе библиотек сферы образования. Доказана необходимость формирования электронной библиотеки университета с применением кластерного подхода - универсальными, специализированными и профильными ресурсами, принимая во внимание особенности продвижения в разных целевых группах университета, значение аналитической работы по использованию контента для оптимизации подписок и ликвидации информационных пробелов, обязательное внедрение информационной культуры и активизацию использования цифровых образовательных ресурсов в контексте профессиональной деятельности преподавателя. Заключение. С использованием теоретических и практических данных, статистического анализа и различных аспектов как российского, так и зарубежного опыта по проблеме цифровой трансформации библиотеки университета в условиях сетевого информационного изобилия рассмотрены и проанализированы этапы модификации библиотечного фонда, каналы коммуникации и достигнутые результаты конкретной библиотеки.
Ключевые слова
Об авторах
Елена Юрьевна Лотова
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: lotova-eyu@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-8914-518X
кандидат исторических наук, директор Учебно-научного информационного библиотечного центра (научная библиотека), доцент кафедры информационных технологий в непрерывном образовании, Учебно-научный институт сравнительной образовательной политики
Россия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Zubets VV, Ilyina IV. Estimation of reliability of network information. Russian Universities Reports. Mathematics. 2011;16(1):209–212. (In Russ.) Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-dostovernosti-setevoy-informatsii (accessed: 03.05.2022).
- Anuradha P. Digital transformation of academic libraries: opportunities and challenges. IP Indian Journal of Library Science and Information Technology. 2018;3(1):8–10. http://doi.org/10.18231/2456-9623.2018.0002
- Gerasimenko AY. Formation of a unified information space of a scientific library. Bibliosphere. 2019;(4):78–84. (In Russ.) http://doi.org/10.20913/1815-3186-2019-4-78-84
- Kozyreva A, Nazarenko U, Shovkoplias G, Beresnev A, Klevtsova E, Gusarova N. Integration of social media platforms and specialized web resources for the effective use of high-tech medical information. Proceedings of the 7th International Conference on Information and Communication Technologies for Ageing Well and e-Health (ICT4AWE 2021). 2021. p. 154–162. http://doi.org/10.5220/0010404501540162
- Al Dwairi KMO. Advanced specialized Jordanian libraries services by social media sites: Facebook. Methods. 2019; 9(3):72–81. http://doi.org/10.7176/IKM
- Gavrilova YN. Functions of the university library in the conditions of digitalization of education 2021. Sphere of Culture. 2021;(1):69–75. (In Russ.) http://10.48164/2713-301X_2021_3_69
- Golubeva EA, Smagina MV. Using the potential of electronic library systems in educational activities in higher education. Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts. 2020;(50):211–218. (In Russ.). Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-potentsiala-elektronnyh-bibliotechnyh-sistem-v-obrazovatelnoy-deyatelnosti-vuza (accessed: 06.02.2022).
- Lapo P. The role of information provision of science and education in the formation of the university digital space: the example of Nazarbayev University Library. Prospects of Higher Education Development. 2021;(10):93–113. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-informatsionnogo-obespecheniya-nauki-i-obrazovaniya-v-formirovanii-tsifrovogo-prostranstva-universiteta-na-primere-biblioteki (accessed: 05.02.2022).
- Benedetti A, Boehme G, Caswell TR, Denlinger K, Li Y, McAllister AD, Quigley BD, Soehner CB, Wang M, Wesolek AJ. 2020 top trends in academic libraries. Library Faculty Presentations & Publications. 2020;80:270–278. Available from: https://digitalcommons.unf.edu/library_facpub/80 (accessed: 06.02.2022).
- Rowlands I, Nicholas D, Williams P, Huntington P, Fieldhouse M, Gunter B, Withey R, Jamali HR, Dobrowolski T, Tenopir C. The Google generation: the information behaviour of the researcher of the future. Aslib Proceedings. 2008;60(4):290–310. https://doi.org/10.1108/00012530810887953
- Nwachi C, Anozie C. Appraisal of the synchronous and asynchronous techniques of marketing library services in university libraries. Library Philosophy and Practice (e-journal). Available from: https://digitalcommons.unl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=6134&context=libphilprac (accessed: 06.02.2022).
- Lotova EY, Fomicheva SA. Efficient solutions for any information request! University Book Journal. 2019. p. 54–57. (In Russ.) Available from: http://www.unkniga.ru/biblioteki/vuzbiblio/9877-rezultativnye-resheniya-po-lyubomu-informatsionnomu-zaprosu.html (accessed: 06.02.2022).
- Lotova EY, Ledeneva YY. Engagement is more important than clicks: the use of Instagram by university libraries. University Book Journal. 2021. (In Russ.) Available from: http://www.unkniga.ru/biblioteki/bibdelo/12640-vovlechennost-vazhnee-klikov-ispolzovanie-insyagram-universitetskimi-bibliotekami.html (accessed: 06.02.2022).
- Lotova EY, Apakina LV. The new role of library as the creator and administrator of the educational portal of the university. Electronic Libraries Journal. 2017;20(6):426–434. (In Russ.) Available from: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32337952 (accessed: 06.02.2022).
- Bharti KL, Verma S. Use of emerging technologies in the university libraries: a study of review of literature. Library Philosophy and Practice (e-journal). Available from: https://digitalcommons.unl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=11579&context=libphilprac (accessed: 06.02.2022).
- Nneji KO. Digitization of academic library resources: a case study of Donal E.U. Ekong Library. Library Philosophy and Practice (e-journal). Available from: https://digitalcommons.unl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=5348&context=libphilprac (accessed: 06.02.2022).
- Kahle B. Transforming our libraries from analog to digital: a 2020 vision. EDUCAUSE Review. 2017;52(2). Available from: https://er.educause.edu/articles/2017/3/transforming-our-libraries-from-analog-to-digital-a-2020-vision (accessed: 06.02.2022).
Дополнительные файлы
