Цифровая трансформация библиотеки университета в условиях сетевого информационного изобилия

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. В контексте цифровой трансформации образования обосновывается значение формирования электронной библиотеки с учетом направлений подготовки, научно-исследовательских тем и других запросов всех целевых групп образовательного учреждения. Активное обращение обучающихся и преподавателей к интернет-источникам ставит задачу популяризации и раскрытия электронных фондов, организации беспроблемного доступа к ценной, достоверной информации из легитимных источников. Внедрение практики постоянного использования верифицированного контента обучающимися, преподавателями, учеными стало основной задачей библиотеки. В этой связи исследуются принципы и методы, применяемые в научной библиотеке университета для сбора и распространения информации, организации мероприятий, внедрения академических норм и новых форм работы по использованию информационных ресурсов в образовательный процесс и научно-исследовательскую деятельность. Методология. Как обобщение и систематизация накопленного практического опыта по работе с электронной информацией описываются этапы формирования электронной библиотеки классического университета, методы статистического анализа для оценки использования фондов, формы продвижения контента и работы с целевыми группами пользователей. Результаты. Проанализирован опыт реализации проекта по формированию и продвижению электронной библиотеки университета, аккумулированы данные эффективности использования контента, механизмы продвижения, достигнутые результаты для использования в работе библиотек сферы образования. Доказана необходимость формирования электронной библиотеки университета с применением кластерного подхода - универсальными, специализированными и профильными ресурсами, принимая во внимание особенности продвижения в разных целевых группах университета, значение аналитической работы по использованию контента для оптимизации подписок и ликвидации информационных пробелов, обязательное внедрение информационной культуры и активизацию использования цифровых образовательных ресурсов в контексте профессиональной деятельности преподавателя. Заключение. С использованием теоретических и практических данных, статистического анализа и различных аспектов как российского, так и зарубежного опыта по проблеме цифровой трансформации библиотеки университета в условиях сетевого информационного изобилия рассмотрены и проанализированы этапы модификации библиотечного фонда, каналы коммуникации и достигнутые результаты конкретной библиотеки.

Об авторах

Елена Юрьевна Лотова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: lotova-eyu@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-8914-518X

кандидат исторических наук, директор Учебно-научного информационного библиотечного центра (научная библиотека), доцент кафедры информационных технологий в непрерывном образовании, Учебно-научный институт сравнительной образовательной политики

Россия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Zubets VV, Ilyina IV. Estimation of reliability of network information. Russian Universities Reports. Mathematics. 2011;16(1):209–212. (In Russ.) Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-dostovernosti-setevoy-informatsii (accessed: 03.05.2022).
  2. Anuradha P. Digital transformation of academic libraries: opportunities and challenges. IP Indian Journal of Library Science and Information Technology. 2018;3(1):8–10. http://doi.org/10.18231/2456-9623.2018.0002
  3. Gerasimenko AY. Formation of a unified information space of a scientific library. Bibliosphere. 2019;(4):78–84. (In Russ.) http://doi.org/10.20913/1815-3186-2019-4-78-84
  4. Kozyreva A, Nazarenko U, Shovkoplias G, Beresnev A, Klevtsova E, Gusarova N. Integration of social media platforms and specialized web resources for the effective use of high-tech medical information. Proceedings of the 7th International Conference on Information and Communication Technologies for Ageing Well and e-Health (ICT4AWE 2021). 2021. p. 154–162. http://doi.org/10.5220/0010404501540162
  5. Al Dwairi KMO. Advanced specialized Jordanian libraries services by social media sites: Facebook. Methods. 2019; 9(3):72–81. http://doi.org/10.7176/IKM
  6. Gavrilova YN. Functions of the university library in the conditions of digitalization of education 2021. Sphere of Culture. 2021;(1):69–75. (In Russ.) http://10.48164/2713-301X_2021_3_69
  7. Golubeva EA, Smagina MV. Using the potential of electronic library systems in educational activities in higher education. Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts. 2020;(50):211–218. (In Russ.). Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-potentsiala-elektronnyh-bibliotechnyh-sistem-v-obrazovatelnoy-deyatelnosti-vuza (accessed: 06.02.2022).
  8. Lapo P. The role of information provision of science and education in the formation of the university digital space: the example of Nazarbayev University Library. Prospects of Higher Education Development. 2021;(10):93–113. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-informatsionnogo-obespecheniya-nauki-i-obrazovaniya-v-formirovanii-tsifrovogo-prostranstva-universiteta-na-primere-biblioteki (accessed: 05.02.2022).
  9. Benedetti A, Boehme G, Caswell TR, Denlinger K, Li Y, McAllister AD, Quigley BD, Soehner CB, Wang M, Wesolek AJ. 2020 top trends in academic libraries. Library Faculty Presentations & Publications. 2020;80:270–278. Available from: https://digitalcommons.unf.edu/library_facpub/80 (accessed: 06.02.2022).
  10. Rowlands I, Nicholas D, Williams P, Huntington P, Fieldhouse M, Gunter B, Withey R, Jamali HR, Dobrowolski T, Tenopir C. The Google generation: the information behaviour of the researcher of the future. Aslib Proceedings. 2008;60(4):290–310. https://doi.org/10.1108/00012530810887953
  11. Nwachi C, Anozie C. Appraisal of the synchronous and asynchronous techniques of marketing library services in university libraries. Library Philosophy and Practice (e-journal). Available from: https://digitalcommons.unl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=6134&context=libphilprac (accessed: 06.02.2022).
  12. Lotova EY, Fomicheva SA. Efficient solutions for any information request! University Book Journal. 2019. p. 54–57. (In Russ.) Available from: http://www.unkniga.ru/biblioteki/vuzbiblio/9877-rezultativnye-resheniya-po-lyubomu-informatsionnomu-zaprosu.html (accessed: 06.02.2022).
  13. Lotova EY, Ledeneva YY. Engagement is more important than clicks: the use of Instagram by university libraries. University Book Journal. 2021. (In Russ.) Available from: http://www.unkniga.ru/biblioteki/bibdelo/12640-vovlechennost-vazhnee-klikov-ispolzovanie-insyagram-universitetskimi-bibliotekami.html (accessed: 06.02.2022).
  14. Lotova EY, Apakina LV. The new role of library as the creator and administrator of the educational portal of the university. Electronic Libraries Journal. 2017;20(6):426–434. (In Russ.) Available from: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32337952 (accessed: 06.02.2022).
  15. Bharti KL, Verma S. Use of emerging technologies in the university libraries: a study of review of literature. Library Philosophy and Practice (e-journal). Available from: https://digitalcommons.unl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=11579&context=libphilprac (accessed: 06.02.2022).
  16. Nneji KO. Digitization of academic library resources: a case study of Donal E.U. Ekong Library. Library Philosophy and Practice (e-journal). Available from: https://digitalcommons.unl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=5348&context=libphilprac (accessed: 06.02.2022).
  17. Kahle B. Transforming our libraries from analog to digital: a 2020 vision. EDUCAUSE Review. 2017;52(2). Available from: https://er.educause.edu/articles/2017/3/transforming-our-libraries-from-analog-to-digital-a-2020-vision (accessed: 06.02.2022).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».