Отношение будущих педагогов к применению генеративного искусственного интеллекта в решении профессиональных задач
- Авторы: Минаков А.И.1,2, Зенкина С.В.3
-
Учреждения:
- Московский гуманитарный университет технологий и управления
- Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
- Корпоративный университет развития образования
- Выпуск: Том 22, № 2 (2025)
- Страницы: 195-208
- Раздел: ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ИНФОРМАТИЗАЦИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321335
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2025-22-2-195-208
- EDN: https://elibrary.ru/BUFBLX
- ID: 321335
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постановка проблемы. Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в сферу образования становится одним из ключевых факторов трансформации педагогической деятельности во всем мире. Распространение инструментов генеративного ИИ (ChatGPT, DeepSeek, GigaChat, Perplexity) сопровождается множеством дискуссий, связанных с его влиянием на процесс обучения и профессиональную деятельность педагогов. Среди основных проблем, выделяемых в мировой научной литературе, упоминаются: 1) отсутствие единого отношения к использованию ИИ; 2) недостаточная цифровая грамотность участников образовательного процесса; 3) этические и долгосрочные риски применения ИИ в образовании. Цель исследования заключается в изучении отношения будущих педагогов к использованию генеративного ИИ в профессиональных задачах, а также в выявлении влияния дополнительного обучения на восприятие инструментов ИИ. Методология. В эмпирическом исследовании приняли участие 32 обучающихся педагогического профиля. Проводилось анкетирование до и после прохождения элективного курса по применению ИИ в профессиональной деятельности педагога. Использовались методы самооценки (анкета отношения), проводился анализ данных анкетирования и статистическая обработка результатов с применением t-критерия Стьюдента для оценки значимости изменений в отношении будущих педагогов к ИИ. Результаты Подтверждена значимость дополнительного обучения для изменения отношения будущих педагогов к ИИ. Выявлено, что генеративный ИИ наиболее положительно воспринимается в задачах генерации текста, тогда как наименьшее доверие вызывают задачи проверки заданий и создание видео- и аудиоматериалов. Обучение способствовало снижению отрицательного отношения и улучшению восприятия использования ИИ в решении профессиональных задач. Заключение. Полученные результаты подтверждают необходимость целенаправленного обучения будущих педагогов основам работы с ИИ для минимизации негативных аспектов и эффективного использования технологий. Разработанные положения могут послужить основой для создания учебных дисциплин и курсов повышения квалификации, что позволит обеспечить более рациональное и безопасное применение ИИ в образовании.
Об авторах
Александр Игоревич Минаков
Московский гуманитарный университет технологий и управления; Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Автор, ответственный за переписку.
Email: am@infodrive.pro
ORCID iD: 0009-0004-7584-4467
SPIN-код: 1073-5416
преподаватель, Московский гуманитарный университет технологий и управления; аспирант-исследователь, факультет Педагогики и психологии, Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Российская Федерация, 111395, Москва, аллея Первой Маевки, д. 15, стр. 2; Российская Федерация, 125315, Москва, Ленинградский пр., д. 80Б, корп. 5Светлана Викторовна Зенкина
Корпоративный университет развития образования
Email: svetlana_zenkina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8458-4426
SPIN-код: 5647-8718
доктор педагогических наук, профессор кафедры естественно-математических дисциплин
Российская Федерация, 141006, Мытищи, ул. Индустриальная, д. 13Список литературы
- Konstaninova LV, Vorozhikhina VV, Petrova AM, Titova ES, Shtykhno DA. Generative artificial intelligence in education: discussions and forecasts. Open Education. 2023;27(2):36-48. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-2-36-48
- Pospelova EA, Ototsky PL, Gorlacheva EN, Faizullin RV. Generative artificial intelligence in education: current trends and prospects. Vocational Education and Labour Market. 2024;12(3):6-21. (In Russ.) https://doi.org/10.52944/PORT.2024.58.3.001
- Rezaev AV, Stepanov AM, Tregubova ND. Higher education in the age of artificial intelligence. Higher Education in Russia. 2024;33(4):49-62. (In Russ.) https://doi.org/ 10.31992/0869-3617-2024-33-4-49-62
- Subbotina MV. Artificial intelligence and higher education - enemies or allies. RUDN Journal of Sociology. 2024;24(1):176-183. (In Russ.) https://doi.org/10.22363/23132272-2024-24-1-176-183
- Raitskaya LK, Lambovska MR. Prospects for ChatGPT application in higher education: a scoping review of international research. Integration of Education. 2024;28(1):10-21. (In Russ.) https://doi.org/10.15507/1991-9468.114.028.202401.010-021
- Buyakova KI, Dmitriev YaA, Ivanova AS, Feshchenko AV, Yakovleva KI. Students’ and teachers’ attitudes towards the use of tools with generative artificial intelligence at the university. The Education and Science Journal. 2024;(7):160-193. (In Russ.) https://doi. org/10.17853/1994-5639-2024-7-160-193
- Aleshkovski IA, Gasparishvili AT, Narbut NP, Krukhmaleva OV, Savina NE. Russian students on the potential and limitations of artificial intelligence in education. RUDN Journal of Sociology. 2024;24(2):335-353. (In Russ.) https://doi.org/10.22363/23132272-2024-24-2-335-353
- Minakov AI. Artificial intelligence in education is a current direction in the training of modern teachers. World of Science. Pedagogy and Psychology. 2024;12(1):65PDMN124. (In Russ.) https://mir-nauki.com/PDF/65PDMN124.pdf
- Minakov AI. Artificial intelligence and neural networks in education: teaching aid. Moscow: Direct-Media; 2024. (In Russ.)
- Ivakhnenko EN, Nikolskiy VS. ChatGPT in higher education and science: a threat or a valuable resource? Higher Education in Russia. 2023;32(4):9-22. (In Russ.) https:// doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-4-9-22
- Zhukov AD. Generative artificial intelligence in the educational process: challenges and prospects. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts. 2023;5:66-75. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-5115-66-75
- Aleynikova DV. Artificial intelligence in teaching and learning: revisiting the problem of educational product quality. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and Teaching. 2023;4:16-20. (In Russ.)
- Chan SKY, Tsi LHY. Will generative AI replace teachers in higher education? A study of teacher and student perceptions. Studies in Educational Evaluation. 2024;83:101395. https://doi.org/10.1016/j.stueduc.2024.101395
- Nyaaba M, Shi L, Nabang M, Zhai X, Kyeremeh P, Ayoberd SA, Akanzire BN. Generative AI as a learning buddy and teaching assistant: Pre-service teachers’ uses and attitudes. ArXiv [Preprint] 2024. https://doi.org/10.48550/arXiv.2407.11983 (accessed: 30.11.2024)
- Ghimire A, Prather J, Edwards J. Generative AI in education: A study of educators’ awareness, sentiments, and influencing factors. ArXiv [Preprint] 2024. https://doi.org/ 10.48550/arXiv.2403.15586 (accessed: 30.11.2024)
- Oh S, Ahn Y. Exploring teachers’ perception of artificial intelligence: The socioemotional deficiency as opportunities and challenges in human-AI complementarity in K-12 education. ArXiv [Preprint] 2024. https://doi.org/10.48550/arXiv.2405.13065 (accessed: 30.11.2024)
- Viberg O, Cukurova M, Feldman-Maggor Y, Alexandron G, Shirai S, Kanemune S et al. What explains teachers’ trust in AI in education across six countries? International Journal of Artificial Intelligence in Education. 2024. https://doi.org/10.1007/s40593-024-00433-x
Дополнительные файлы
