О разработке дидактических систем в условиях цифровой трансформации профессионального образования (часть 1)
- Авторы: Алехина И.Г.1,2, Душин А.В.1, Жедяевский Д.Н.1, Калашников П.К.1, Мартынов В.Г.1, Подуфалов Н.Д.2, Савенков А.И.2,3
-
Учреждения:
- Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина
- Российская академия образования
- Московский городской педагогический университет
- Выпуск: Том 22, № 1 (2025)
- Страницы: 7-36
- Раздел: ПЕДАГОГИКА И ДИДАКТИКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321340
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2025-22-1-7-36
- EDN: https://elibrary.ru/SPISQE
- ID: 321340
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постановка проблемы. Широкое применение в образовательном процессе профессиональной школы современных цифровых и сетевых технологий привело к необходимости анализа инновационного опыта с позиций общей теории и дидактики профессионального образования и развития соответствующих направлений педагогической теории в условиях цифровой трансформации. Наибольшую актуальность в санкционных условиях приобретают задачи совершенствования подготовки высокопрофессиональных кадров по инженерно-техническим и технологическим направлениям и специальностям. С этой целью развивается теория дидактических систем технического образования в ситуации цифровой трансформации и начата разработка модельной дидактической системы высшего образования по группам предметных областей знаний, обеспечивающих подготовку кадров для нефтегазовой отрасли. Методология. Авторы определяют различия и взаимосвязь понятий «дидактическая теория» и «дидактическая система», формулируют основные методологические положения дидактических систем в высшей школе и подходы к разработке конкретных систем. Рассматриваются концептуальные положения использования цифровых технологий при построении дидактических систем, особенности разработки дидактических систем для технического образования. Результаты. Разработаны методологические основы построения дидактических систем в высшем техническом образовании в условиях цифровой трансформации, сформулирован ряд методологических положений теории цифровой и сетевой трансформации образования, начата разработка модельной дидактической системы. Заключение. Результаты методологических исследований позволяют перейти к разработке методов и методик формирования дидактических систем в высшей технической школе. Многие положения имеют важное значение для всей системы общего и профессионального образования и позволяют развернуть аналогичные исследования в системе среднего профессионального образования.
Об авторах
Ирина Геннадьевна Алехина
Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина; Российская академия образования
Email: alekhinaig@gmail.com
ORCID iD: 0009-0000-3735-5671
ответственный секретарь, научный совет «Инженерное образование и профессиональное самоопределение», отделение профессионального образования, Российская академия образования; помощник ректора, Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина
Российская Федерация, 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8; Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинский пр., д. 65Андрей Владимирович Душин
Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина
Email: dushin.rgung@gmail.com
ORCID iD: 0009-0000-3377-1176
кандидат философских наук, доцент, начальник учебно-методического управления, заведующий кафедрой геополитики и устойчивого развития общества, факультет комплексной безопасности ТЭК
Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинский пр., д. 65Дмитрий Николаевич Жедяевский
Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина
Email: jdn@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2159-4827
кандидат технических наук, доцент, заместитель начальника управления стратегического развития, доцент кафедры оборудования нефетегазопереработки
Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинский пр., д. 65Павел Кириллович Калашников
Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина
Email: kalashnikov_pk@bk.ru
ORCID iD: 0009-0006-9366-8895
кандидат технических наук, доцент Российской академии образования, проректор по научной работе, доцент кафедры проектирования сооружений нефтяной и газовой промышленности
Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинский пр., д. 65Виктор Георгиевич Мартынов
Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина
Email: martynov.v@gubkin.ru
ORCID iD: 0000-0002-7034-3979
доктор экономических наук, профессор, академик Российской академии образования, ректор
Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинский пр., д. 65Николай Дмитриевич Подуфалов
Российская академия образования
Автор, ответственный за переписку.
Email: londont@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0002-7542-8354
доктор физико-математических наук, профессор, академик Российской академии образования, научный руководитель лаборатории развития высшего профессионального образования, центр развития высшего и среднего профессионального образования
Российская Федерация, 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8Александр Ильич Савенков
Российская академия образования; Московский городской педагогический университет
Email: asavenkov@bk.ru
ORCID iD: 0000-0001-7532-7540
доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, научный руководитель лаборатории проблем непрерывного развития педагогических кадров, центр развития педагогического образования, Российская академия образования; директор, Институт педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет
Российская Федерация, 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8; Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4Список литературы
- Kalashnikov PK, Martynov VG, Podufalov ND, Savenkov AI. Current directions of vocational education didactic development in modern conditions. Pedagogy. 2023;7:5–33. (In Russ.)
- Kalashnikov PK, Martynov VG, Podufalov ND, Savenkov AI. Main problems and directions of formation of higher education theory and didactics (part 1). Pedagogy. 2024;1:5–20. (In Russ.)
- Kalashnikov PK, Martynov VG, Podufalov ND, Savenkov AI. Main problems and directions of formation of higher education theory and didactics (part 2). Pedagogy. 2024;2:25–40. (In Russ.)
- Zhedyaevsky DN, Kalashnikov PK, Martynov VG, Podufalov ND, Savenkov AI. On formation of a new section of the theory of learning – special didactics. In: Bordovsky GA, Podufalov ND, Shmatko AD. (comps.) Research of problems and trends in the development of higher education in modern Russia: collection of scientific papers. Issue 3. St. Petersburg: RANEPA St. Petersburg Publ.; 2024. p. 49–79. (In Russ.)
- Podufalov ND, Shmatko AD. Problems and solutions of innovative development of higher education and high school didactics in the context of digital transformation. Pedagogical Informatics. 2023;4:160–173. (In Russ.)
- Alyokhina IG, Zhedyaevsky DN, Kalashnikov PK, Malykh SB, Martynov VG, Podufalov ND, Savenkov AI, Shmatko AD. Development of general theory and didactics of higher education and formation of effective information environment in education. Pedagogy. 2024;11:5–15. (In Russ.)
- Ibragimov GI. Problems of didactics of vocational education: monograph. Kazan: Kazan National Research Technological University Publ.; 2020. (In Russ.)
- Groholskaya OG. Main approaches to the construction of didactic systems today. Bulletin of the University of the Russian Academy of Education. 2007;1:15–23. (In Russ.)
- Robert IV, Kastornova VA. (comps.) Informatization of education: explanatory dictionary of conceptual apparatus. Moscow: AEO Publ.; 2023. (In Russ.)
- Robert IV. Didactics of the period of digital transformation of education. In: Martynov VG, Zhurakovsky VM. (comps.) Problems of development of didactics in the context of digital transformation of education: collection of scientific papers. Moscow: Gubkin University Publ.; 2022. p. 30–69. (In Russ.)
- Abad-Segura E, González-Zamar M-D, Infante-Moro JC, García GR. Sustainable management of digital transformation in higher education: Global research trends. Sustainability. 2020;12(5):2107. https://doi.org/10.3390/su12052107
- Kalashnikov PK, Martynov VG, Podufalov ND, Savenkov AI. Formation of the general theory and didactics of higher professional education in the context of digital transformation. In: Borisenkov VP, Levitsky ML. (eds.) Value foundations of development of Russian education: theory and practice: monograph. The Russian Academy of Education. Moscow: MAKS Press; 2023. p. 71–79. (In Russ.)
- Martynov VG, Zhurakovsky VM. (comps.) Problems of development of didactics in the context of digital transformation of education: collection of scientific papers. Moscow: Gubkin University Publ.; 2022. (In Russ.)
- Martynov VG, Podufalov ND. (eds.) Technologies of virtual, augmented and mixed reality in the system of higher and secondary vocational education (assessment of the applicability of technologies): collection of papers. Moscow: Gubkin University Publ.; 2024. (In Russ.)
- Podufalov ND. Problems of didactics development in the context of digital transformation and network interaction. In: Martynov VG, Zhurakovsky VM. (comps.) Problems of development of didactics in the context of digital transformation of education: collection of scientific papers. Moscow: Gubkin University Publ.; 2022. p. 10–29. (In Russ.)
- Kondakov AM, Sergeev IS. Education in a convergent network environment. In: Martynov VG, Zhurakovsky VM. (comps.) Problems of development of didactics in the context of digital transformation of education: collection of scientific papers. Moscow: Gubkin University Publ.; 2022. p. 98–121. (In Russ.)
- Savenkov AI. Teacher as a digital designer of educational programs: new opportunities and technologies. Hominum. 2023;2:131–144. (In Russ.)
Дополнительные файлы
