Формирование коммуникативных умений обучающихся с помощью системы интерактивных диалогов Dailo, основанной на технологиях искусственного интеллекта

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы. Педагогические технологии формирования коммуникативных умений постоянно совершенствуются, возникают новые методики и практики. Особый интерес представляет использование информационных технологий для развития коммуникативных профессиональных навыков. Однако на сегодняшний день недостаточно данных о том, какие есть специфические инструменты в области информационных технологий для формирования коммуникативных умений, как именно они применяются, какие механизмы задействуют. Рассматривается подход к информатизации образования на основе средств искусственного интеллекта, распространенных для формирования профессиональных коммуникативных умений среди сотрудников крупных компаний. Методология. Проанализированы возможности интерактивных диалоговых систем, реализованных с использованием технологий искусственного интеллекта, для формирования профессиональных коммуникативных умений. Разработаны коммуникативные сценарии с разными возможностями поведения для участника и критерии для контрольной оценки его коммуникативных умений. Экспериментальное исследование проведено в рамках деятельности отделов обучения персонала компаний. Участники - 35 сотрудников крупных компаний. Статистическая обработка результатов выполнена с помощью критериев Манна - Уитни и Пирсона. Результаты. Подтвердилось, что диалоговый тренажер обучает умению гибкого воспроизведения и импровизации в процессе диалога с удержанием его логики и сути. Во втором эксперименте полученные данные позволяют частично подтвердить эту гипотезу и порождают новое предположение, что инструмент может быть использован для диагностики определяющей рефлексии с помощью предоставления участникам доопределенных и недоопределенных задач. Заключение. Полученные данные свидетельствуют, что диалоговые симуляции улучшают коммуникативные навыки. Кроме того, диалоговые симуляции могут помочь диагностировать рефлексию, представляя задачи различной определенности. Эти гипотезы требуют дальнейшего изучения в рамках будущих исследований искусственного интеллекта в образовании.

Об авторах

Софья Ильинична Дрейцер

Московский городской педагогический университет; ООО «Цереврум»

Автор, ответственный за переписку.
Email: dreitsersi562@mgpu.ru
ORCID iD: 0000-0001-8549-1627

аспирант, департамент информатизации образования, институт цифрового образования, Московский городской педагогический университет; педагогический дизайнер, ООО «Цереврум»

Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4, корп. 1; Российская Федерация, 121205, Москва, б-р Большой, д. 42, стр. 1

Список литературы

  1. Yakupov PV. Communication: definition of the concept, types of communication and its barriers. Vestnik GUU. 2016;(10):261-266. (In Russ.)
  2. Svetlyakova OA. Problems of developing communication skills of university students. Current Problems of the Humanities and Natural Sciences. 2014;(10):381-384. (In Russ.)
  3. Isakhanova AA. Communication skills of university graduates in social interaction. Kazan Pedagogical Journal. 2016;(5):143-149. (In Russ.)
  4. Mikhailova AG. Technologies for the formation of communicative readiness of future engineers in the context of professional training. Bulletin of NVGU. 2023;(2):100-109. (In Russ.)
  5. Kizlevich EE. Features of the organization of corporate education in the digital era. Professional Self-Determination of Youth in the Innovative Region: Problems and Prospects: Collection of Articles Based on the Materials of the All-Russian (National) Scientific and Practical Conference, Krasnoyarsk, November 14-25, 2022 (vol. 1, part 1). Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Agrarian University; 2023. p. 151-154. (In Russ.)
  6. Yoel SR, Akiri E, Dori YJ. Fostering graduate students’ interpersonal communication skills via online group interactions. Journal of Science Education and Technology. 2022;32:1-20. https://doi.org/10.1007/s10956-022-09998-5
  7. Tolsteneva AA, Galkina EN. Model for the formation of communication skills of service sector specialists. Bulletin of Minin University. 2013;(1):170-187. (In Russ.)
  8. Demina EA. Formation of communication skills among college students. Professional Education and Labor Market. 2018;(1):50-53. (In Russ.)
  9. Abdrakhmanova LV. Game teaching methods in the process of developing professional communication skills among students of a technical university. Bulletin of the Samara State Technical University. 2006;(44):17-21. (In Russ.)
  10. Gordienko TP, Pozdnyakova AYa. Information and communication technologies as a means of developing independent work skills among primary education students. Problems of Modern Pedagogical Education. 2018;(59-2):31-34. (In Russ.)
  11. Stepanenko EB, Belova SB. Digital technologies in the development of communication skills of primary school students. In: Matrosova ND, Lazykina OA. (compil.) Distance Learning: Realities and Prospects: Materials of the V All-Russian Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, 13-14 February 2020. St. Petersburg: St. Petersburg Center for Assessment of the Quality of Education and Information Technologies; 2020. p. 111-116. (In Russ.)
  12. Lentovskaya AV. Application of information and communication technologies in the formation of communication skills in foreign language linguistic culture. Bulletin of Moscow University. Series 18. Sociology and Political Science. 2020;26(4):76-88. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-4-76-88
  13. Vorontsov AB. The fate of educational activities in teenage school: content, methods and forms. Psychological Science and Education. 2015;20(3):56-69. (In Russ.)
  14. Elkonin DB. Age and individual characteristics of younger adolescents. Frolova YuI. (ed.) Psychology of a Teenager. Moscow: Russian Pedagogical Agency; 1997. p. 286-313. (In Russ.)
  15. Tsukerman GA. Conditions for the development of reflection in six-year-olds. Questions of Psychology. 1989;(2):39-46. (In Russ.)
  16. Chang B. Reflection in learning. Online Learning. 2019;23(1):95-110. https://doi.org/10.24059/olj.v23i1.1447
  17. Selvam VJ. Interactive teaching method for communication enhancement: fostering effective communication skills in education. European International Journal of Philological Sciences. 2023;3(7):5-8. https://doi.org/10.55640/eijps-03-07-02
  18. Lo WL, Hsieh MC. Teaching communication skills: using Gagne's model as an illustration. Tzu Chi Medical Journal. 2019;32(1):19-25. https://doi.org/10.4103/tcmj.tcmj_59_19
  19. Cebrià J, Palma C, Segura-Bernal J, Gracia R, Pérez J. Communication skills training as a protection factor of professional burn out in a primary care practitioners. Revista de Psiquiatria de la Facultad de Medicina de Barcelona. 2006;33:34-40.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».