Феномен перехода из православия в армянскую веру в Российской империи XIX - начала XX в.
- Авторы: Блохин В.С.1,2
-
Учреждения:
- Екатеринбургская духовная семинария
- Уральский государственный университет путей сообщения
- Выпуск: Том 19, № 4 (2020): Этническое и конфессиональное многообразие России и СССР: восприятие властью и обществом
- Страницы: 766-780
- Раздел: ЭТНИЧЕСКОЕ И КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ МНОГООБРАЗИЕ РОССИИ И СССР: ВОСПРИЯТИЕ ВЛАСТЬЮ И ОБЩЕСТВОМ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8674/article/view/321900
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8674-2020-19-4-766-780
- ID: 321900
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена изучению феномена перехода лиц православного исповедания в армянскую веру в Российской империи на протяжении XIX - начала XX в. Подчеркивается связь данного феномена с практикой заключения смешанных браков между лицами православного и армянского исповеданий. При наличии достаточного количества работ, посвященных анализу статуса неправославных христианских исповеданий в России в синодальный период, наблюдается весьма слабая степень изученности фактов перехода из православия в армянскую веру и вопроса заключения браков между лицами, относящимся к указанным конфессиям. Новизна исследования определяется, во-первых, выявлением мотивов и обстоятельств вероисповедных переходов, особенностей заключения смешанных браков по неопубликованным документам из фондов Национального архива Республики Армения, а во-вторых, характеристикой данных явлений как неотъемлемого компонента в истории русско-армянских церковных связей на протяжении1828-1917 гг. До 1905 г. в результате заключения смешанного брака в православной церкви каждый из супругов продолжал исповедовать свою веру, а их дети крестились в православии. Об этом свидетельствуют, в частности, сведения из метрических книг эриванского Покровского православного собора за 1880-1885 гг. Анализ архивных документов позволяет сделать вывод, что после 1905 г. большинство переходов из православия в армянскую веру предпринималось девушками, намеревавшихся вступить в брак с избранниками армянского исповедания. Это объяснялось тем, что заключение смешанных браков и крещение родившихся в них детей по-прежнему находилось в компетенции Русской православной церкви. Лишь принадлежность армянскому вероисповеданию будущих супругов служила залогом их венчания в Армянской церкви. Такой брак становился моноконфессиональным, а родившиеся дети воспитывались в армянской вере. Кроме намерения вступления в брак, в статье указываются и другие мотивы, лежащие в основе перехода из православия в армянское исповедание.
Об авторах
Владимир Сергеевич Блохин
Екатеринбургская духовная семинария; Уральский государственный университет путей сообщения
Автор, ответственный за переписку.
Email: vladiblok@yandex.ru
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой церковной истории и филологии Екатеринбургской духовной семинарии; доцент кафедры «Мировая экономика и логистика» Уральского государственного университета путей сообщения.
620026, Россия, Екатеринбург, ул. Р. Люксембург, 57; 620034, г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66Список литературы
- Ambartsumov, I.V. “Problems and conflicts of the marriage law of the Russian Empire (late XX – early XX century).”Christian Reading, no. 1 (2013): 61–63 (in Russian).
- Ambartsumov, I.V. Nepravoslavnyye khristianskiye ispovedaniya v sisteme rossiyskoy gosudarstvennosti: konets XIX v. – iyul' 1914 g. St. Petersburg: SPbGU Publ., 2014 (in Russian).
- Ayrapetyan, A. “Demographic policy of Russia in Eastern Armenia in the XX century and the begining of the twentieth century (on the example of the Alexandropol district).” Armenovedeniye, no. 2 (2016): 83–94 (in Russian).
- Baturkin, A. “Religious policy of the Russian Empire in the second half of the 20th century.” Power, no. 2 (2009): 77–79 (in Russian).
- Blokhin, V.S. “Overcoming theological stereotypes about the Armenian Church in the Russian public consciousness of the XX – early XX century.” Bulletin of Yerevan university, no. 141 (2013): 45–51 (in Russian).
- Dorskaya, A.A. “Legal status of the Russian Empire subjectat the beginning of the XX century: religious aspect.” Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 2 (2002): 213–224 (in Russian).
- Gavrilenkov, A.F. “Religious policy of the Russian state during the period of the empire (1721–1917): periodization, principles and historical lessons.” Bulletin of the Russian Academy of Education, no. 4 (2015): 30–34 (in Russian).
- Kail', M.V. “Confessions of Russia in the Policies of the Provisional Government: 1917.” Herald of an Archivist, no. 1 (2019): 299–311 (in Russian).
- Korkodinova, A.V., and Glavatskaya, Ye.M. “Religiozno-smeshannyye braki po materialam metricheskikh knig lyuteranskoy obshchiny Yekaterinburga za 1886–1919 gg.” In Dokument. Arkhiv. Istoriya. Sovremennost': Materialy VI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Yekaterinburg, 2–3 dekabrya 2016 g., 374–378. Yekaterinburg: Izd-vo Ural'skogo universiteta Publ., 2016 (in Russian).
- Kuliyev, F.M. “Formation of a governance system for Christian non-Orthodox confessions in the 20th century in the North Caucasus.” Chelyabinsk State University Bulletin, no. 28 (2009): 126–133 (in Russian).
- Kuliyev, F.M. “Legal regulatioin of confession’s activity in the Russian Empire in the end of XVIII – early XX century.” Izvestiya SOIGSI, no. 15 (2015): 14–24 (in Russian).
- Minenko, S.V. “Russian legislation on the protection of the ruling Orthodox Church on proselytism of the other faiths Churches (XVIIII – XX century).” Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, no. 1 (2011): 46–50.
- Mokhovaya, T.A. “Formation and development of the institution of marriage in the legislation of the Russian Empire of the XX century.” Humanities, Social-Economic and Social Sciences, no. 4 (2014): 250–253 (in Russian).
- Sofronov, A.A. “Regulation of the activities of heterodox and non-faith religions by the Ministry of Internal Affairs.” Bulletin of Kostroma State University, no. 5 (2006): 32–35 (in Russian).
- Sofronov, V.Yu. “State legislation of Russia on confessional issues and Orthodox missionary work at the end of the XVII – early XX century.” Izvestiya of Altai State University, no. 4 (2007): 138–144 (in Russian).
- Shingareva, N.V. “The role of the Department of Spiritual Affairs of Foreign Confessions in the implementation of state policy in the religious sphere.” Vestnik of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, no. 10 (2015): 54–56 (in Russian).
- Teryukova, Ye.A. “Department of Spiritual Affairs of Foreign Confessions and Ethno-Confessional Policy of the Russian State (XVIIII – early XX centuries).” State, Religion and Church in Russia and Worldwide, no. 4 (2010): 204–208 (in Russian).
- Teryukova, Ye.A. “Russian Religious Legislation of the early 20th centuryabout interreligious conversions.” Religiovedenie, no. 3 (2013): 163–177 (in Russian).
- Tunyan, V.G. “Echmiadzin i samoderzhaviye: vopros adaptatsii.” In Yezhegodnik bogoslovskogo fakul'teta Yerevanskogo gosudarstvennogo universiteta, 225–240. Yerevan: YEGU Publ., 2017 (in Russian).
- Tunyan, V.G. Echmiadzinskiy prestol XIX – nachala XX v. Yerevan: GIUA Publ., 2001 (in Russian).
- Troynitskiy, N.A. Pervaya vseobshchaya perepis' naseleniya Rossiyskoy imperii 1897 goda. St. Petersburg: [S.n.], 1897–1905 (in Russian).
- Vartanyan, V.G. Armyano-Grigorianskaya tserkov' v politike imperatora Nikolaya I. Rostov-on-Don: «Firma «Irbis» Publ., 1999 (in Russian).
- Vedyayev, A.V. “Mixed marriages in the Russian Orthodox Church during the Synodal period.” Christian Reading, no. 6 (2017): 203–219 (in Russian).
- Vert, P. “Head of the Church, subject of the emperor: Armenian Catholicos at the crossroads of domestic and foreign policy of the Russian Empire, 1828–1914.” Ab Imperio, no. 3 (2006): 99–138 (in Russian).
- Vert, P. Pravoslaviye, inoslaviye, inoveriye: Ocherki po istorii religioznogo raznoobraziya Rossiyskoy imperii. Moscow: Novoye literaturnoye obozreniye Publ., 2012 (in Russian).
Дополнительные файлы
