Возможности использования коротких видео в научной коммуникации: пример социальных наук


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Поскольку все больше ученых используют для обмена научной информацией альтернативные коммуникационные платформы, в том числе видеосервисы (например, TikTok), необходимо изучить потенциал подобных ресурсов для научной коммуникации, особенно с молодой аудиторией. Мы провели контент-анализ 163 постов под четырьмя хэштегами: #researchpaper, #scientificarticle, #socialscience, #pewresearch. Выяснилось, что TikTok действительно используется как площадка для обмена научным контентом, в том числе результатами исследований. Некоторые публикации даже содержат прямые ссылки на научные статьи и монографии, что говорит о потенциале платформы для преодоления разрыва между научным сообществом и широкой аудиторией. В то же время, короткие видео в TikTok вызывают больший интерес, когда авторы делятся личным опытом и советами, а не результатами исследований. Форматы и примеры контента, способные претендовать на замену традиционных способов передачи научной информации, в ходе исследования обнаружены не были. Хотя TikTok возможно использовать в качестве средства научной коммуникации, он все же может быть лишь дополнительным каналом, а не заменой традиционных медиа, таких, как академические журналы или новые онлайн-ресурсы (например, серверы препринтов). Необходимы дальнейшие исследования, чтобы изучить влияние TikTok на научную коммуникацию в рамках различных дисциплин и возрастных групп.

Об авторах

Наталия Дмитриевна Трищенко

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: trishchenko.nataliia@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-6834-6206

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры новых медиа и теории коммуникации, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова ; старший научный сотрудник, Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН

Российская Федерация, 125009, Москва, Моховая ул., д. 9, стр. 1; Российская Федерация, 630102, Новосибирск, ул. Восход, д. 15

Валерия Андреевна Михайловская

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: mihailovskaya.lera@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0008-8836-5958

студентка кафедры телевидения и радиовещания, факультет журналистики

Российская Федерация, 125009, Москва, Моховая ул., д. 9, стр. 1.

Список литературы

  1. Bolter, J.D. (2001). Writing space: Computers, hypertext, and the remediation of print. New York; Abingdon: Routledge.
  2. Canet, F. (2019). Changing times for scholarly communication: The case of the academic research video and the online video journal. El profesional de la información, 28(4). https://doi.org/10.3145/epi.2019.jul.06
  3. Cervi, L. (2021). Tik Tok and generation Z. Theatre, dance and performance training, 12(2), 198–204. https://doi.org/10.1080/19443927.2021.1915617
  4. Grande, D., Gollust, S.E., Pany, M., Seymour, J., Goss, A., Kilaru, A., & Meisel, Z. (2014). Translating research for health policy: researchers’ perceptions and use of social media. Health Affairs, 33(7), 1278–1285. https://doi.org/10.1377/hlthaff.2014.0300
  5. Harley, D., Acord, S.K., Earl-Novell, S., Lawrence, S., & King, C.J. (2010). Assessing the future landscape of scholarly communication: An exploration of faculty values and needs in seven disciplines. Berkeley: University of California.
  6. Hoić, M. (2022). Using TikTok as a platform for science communication: the latest challenges and opportunities. Book of abstracts of the 9th Conference on Scholarly Communication in the Context of Open Science (PUBMET 2022). Zadar: Morepress. P. 62. https://doi.org/10.15291/pubmet.3946
  7. Kanthawala, S., Cotter, K., Foyle, K., & DeCook, J.R. (2022). It’s the methodology for me: A systematic review of early approaches to studying TikTok. In: Proceedings of the 55th Hawaii International Conference on System Sciences. IEEE Computer Society. P. 3105–3121.
  8. Kousha, K., Thelwall, M., & Abdoli, M. (2012). The role of online videos in research communication: A content analysis of YouTube videos cited in academic publications. Journal of the American Society for Information Science and Technology, 63(9), 1710–1727. https://doi.org/10.1002/asi.22717
  9. Lindsley, M. (2022). Addressing diversity challenges in clinical research through digital communication: TikTok as an inclusive recruitment strategy. (Master thesis). University of North Carolina, Chapel Hill. https://doi.org/10.17615/27mz-8y34
  10. Löwgren, J. (2011). The need for video in scientific communication. Interactions, 18(1), 22–25. https://doi.org/10.1145/1897239.1897246
  11. Pasquali, M. (2007). Video in science: Protocol videos: The implications for research and society. EMBO reports, 8(8), 712–716. https://doi.org/10.1038/sj.embor.7401037
  12. Piwowar, H. (2013). Value all research products. Nature, 493(159). https://doi.org/10.1038/493159a
  13. Radin, A.G., & Light, C.J. (2022). TikTok: An emergent opportunity for teaching and learning science communication online. Journal of microbiology & biology education, 23(1). https://doi.org/10.1128/jmbe.00236-21
  14. Spicer, S. (2014). Exploring video abstracts in science journals: An overview and case study. Journal of Librarianship and Scholarly Communication, 2(2). https://doi.org/10.7710/2162-3309.1110
  15. Sugimoto, C.R., Work, S., Larivière, V., & Haustein, S. (2017). Scholarly use of social media and altmetrics: A review of the literature. Journal of the Association for Information Science and Technology, 68(9), 2037–2062.
  16. Tenopir, C., Volentine, R., & King, D.W. (2013). Social media and scholarly reading. Online Information Review, 37(2), 193–216. https://doi.org/10.1108/OIR-04-2012-0062
  17. Thelwall, M., Kousha, K., Weller, K., & Puschmann, C. (2012a). Chapter 9. Assessing the impact of online academic videos. In: Widén G., Holmberg K. (eds.) Social information research (Library and Information Science. Vol. 5). Leeds: Emerald Group Publ. Ltd. P. 195–213. https://doi.org/10.1108/S1876-0562(2012)0000005011
  18. Thelwall, M., Sud, P., & Vis, F. (2012b). Commenting on YouTube videos: From Guatemalan rock to el big bang. Journal of the American Society for Information Science and Technology, 63(3), 616–629. https://doi.org/10.1002/asi.21679
  19. Van Noorden, R. (2014). Online collaboration: Scientists and the social network. Nature news, 512(126). https://doi.org/10.1038/512126a
  20. Vázquez-Herrero, J., Negreira-Rey, M.C., & López-García, X. (2022). Let’s dance the news! How the news media are adapting to the logic of TikTok. Journalism, 23(8), 1717–1735. https://doi.org/10.1177/1464884920969092
  21. Viney, I. (2013). Altmetrics: research council responses. Nature, 494(176). https://doi.org/10.1038/494176c
  22. Wang, P., Yu, M., & Liu, Y. (2022). Assessing the content topics of the educational videos on TikTok for science communication. In: Proceedings of the 2022 6th International Seminar on Education, Management and Social Sciences. Atlantis Press. P. 1792–1801. https://doi.org/10.2991/978-2-494069-31-2_210
  23. Wilsdon, J., et al. (2015). The metric tide: Independent review of the role of metrics in research assessment and management. https://doi.org/10.13140/RG.2.1.4929.1363
  24. Zawacki, E.E., Bohon, W., Johnson, S., & Charlevoix, D.J. (2022). Exploring TikTok as an effective platform for geoscience communication. EGUsphere. https://doi.org/10.5194/egusphere-2022-494
  25. Zeng, J., Abidin, C., & Schäfer, M.S. (2021). Research perspectives on TikTok and its legacy apps: introduction. International Journal of Communication, 15, 3161–3172. https://doi.org/10.5167/uzh-205427
  26. Zeng, J., Schäfer, M.S., & Allgaier, J. (2020). Reposting “till Albert Einstein is TikTok famous”: The memetic construction of science on TikTok. International Journal of Communication, 15, 3216–3247.
  27. Zheng, H., Aung, H.H., Erdt, M., Peng, T.Q., Sesagiri Raamkumar, A., & Theng, Y.L. (2019). Social media presence of scholarly journals. Journal of the Association for Information Science and Technology, 70(3), 256–270. https://doi.org/10.1002/asi.24124

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».