Постколониальность в глобальном и региональном измерениях
- Авторы: Неклесса А.И.1
-
Учреждения:
- Институт Африки РАН
- Выпуск: Том 21, № 1 (2021): Концептуализация проблем мировой политики сквозь призму теории международных отношений
- Страницы: 9-19
- Раздел: ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-0660/article/view/320326
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2021-21-1-9-19
- ID: 320326
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Предмет исследования - взаимосвязь двух междисциплинарных направлений в социальных науках, активно развивающихся с 70-х и 80-х гг. ХХ в.: Постсовременности и Постколониальности. Анализируется ситуация социального транзита и постулируется типологическое родство данных масштабных процессов общественной трансформации - своего рода исторический rite of passage . Комплексная реальность, возникающая в лоне Современности, реализует полицентризм, основанный не на этатистской симфонии, а на распределенном по планете множестве корпоративных, групповых и личностных суверенитетов. Концепту глобализации как «финалу истории» - политической и экономической связности современного мира - противопоставлен взгляд на универсальную перестройку как следствие кризиса институтов всемирной бюрократии, национальных, административных, партийных и прочих унифицирующих механизмов. Внимание обращено на набирающие силу тенденции индивидуализации и приватизации, замещение субординативности субсидиарностью, что отражает кризис национальной государственности. Постсовременность, отрицая прежнее мироустройство, воспроизводит в планетарном масштабе подобие постколониальной ситуации самоопределения, что позволяет обратиться к опыту суверенизации стран, осваивающих свой новый статус в различных версиях его становления. Колониальность при этом понимается как гегемония, выходящая за рамки сложившегося толкования колониализма - это доминантная эманация мира-империума, предлагающего субалтерным иным два модуса поведения: подчинение либо ассимиляцию, отрицая легальность альтернативной самореализации или сопротивления. Политическая деколонизация - исторически недолгий период, в то время как Постколониальность - длительное, комплексное состояние реабилитации бывших колониальных и зависимых территорий с ослабленной субъектностью. Речь также идет о деколониальности - политической, социокультурной и смысловой контргегемонии, отрицающей диктат конъюнктурной картины мира как инструмента модально-ассимилирующего комплекса «знание - власть». Пафос постсовременной, постимперской и постколониальной позиции, в котором присутствуют также тревожные обертоны, декларирует право индивида и сообществ на реализацию оригинальной идентичности, диссимиляцию прежних лояльностей и суверенный поиск альтернатив. Актуальность данной проблематики подтвердили массовые беспорядки, вспыхнувшие в 2020 г. в США и ряде других мест планеты.
Ключевые слова
Об авторах
Александр Иванович Неклесса
Институт Африки РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: neklessa@intelros.ru
руководитель Группы «Север - Юг» Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН; председатель Комиссии по социальным и культурным проблемам глобализации; член бюро Научного совета «История мировой культуры» при Президиуме РАН
Москва, Российская ФедерацияСписок литературы
- Adorno, T. (2003). Negative Dialectics. Moscow: Nauchnyi mir publ. (In Russian).
- Amin, S. (2007). The Virus of Liberalism. Permanent War and the Americanization of the World. Moscow: Evropa publ. (In Russian).
- Bhabha, H. (1994). The Location of Culture. Routledge.
- Brutents, K.N., Gromyko, A.A., Kiva, A.B. et al. (Eds). (1982). Socialist Orientation of the Liberated Countries: Some Questions of Theory and Practice. Moscow: Mysl’ publ. (In Russian).
- Eisenstadt, S. (1999). Revolution and Transformation of Societies: A Comparative Study of Civilizations. Moscow: Aspekt Press publ. (In Russian).
- Fanon, F. (1963). The Wretched of the Earth. New York: Grove Press.
- Forsdick, C., & Murphy, D. (Eds.). (2009). Postcolonial Thought in the French Speaking World. Liverpool: Liverpool University Press. doi: 10.5949/UPO9781846319808
- Forster, E. (1965). Two Cheers for Democracy. Boston: Mariner Books.
- Fromm, E. (1992). Human soul. Moscow: Respublika publ. (In Russian).
- Gandhi, L. (1998). Postcolonial Theory: A Critical Introduction. New York: Columbia University Press.
- Gramsci, A. (1991). The Prison Notebooks. Moscow: Politizdat publ. (In Russian).
- Humboldt, A. (2014). Views of the Cordilleras and Monuments of the Indigenous Peoples of the Americas: A Critical Edition. Chicago: University of Chicago Press.
- Khalaji, M. (2008). Apocalyptic Politics: On the Rationality of Iranian Policy. Policy Focus Series of the Washington Institute for Near East Policy, 79, 1—39.
- Maldonado-Torres, N., France, M.F.M., We, J.E.A., & Radebe, Z. (2019). Editorial Introduction: Frantz Fanon, Decoloniality, and the Spirit of Bandung. Bandung: Journal of the Global South, 6(2), 153—161. doi: 10.1163/21983534-00602001
- Marcuse, G. (2011). Critical Theory of Society: Selected Works on Philosophy and Social Criticism. Moscow: AST-Astrel publ. (In Russian).
- Merleau-Ponty, М. (1955). Les Aventures de la dialectique. Paris: Gallimard. (In French).
- Mingolo, W., & Walsh, C. (2018). On Decoloniality: Concept, Analytics, Praxis. Durham, NC: Duke University Press.
- Neklessa, A.I. (2020a). The Privatization of Future. New Semantics, Concept & Practice of the Global Society. Polis. Political Studies, (2), 153—166. (In Russian). doi: 10.17976/jpps/2020.02.11
- Neklessa, A.I. (2020b). The Transit of Civilization: Methodological and Prognostic Aspects. Economics of Contemporary Russia, 4(91), 132—146. (In Russian).
- Rizzi, B. (1939). La Bureaucratisation du Monde. Paris: Les Presses Modernes. (In French).
- Said, E. (1978). Orientalism. New York: Pantheon Books.
- Sauvy, A. (1986). Trois Mondes, Une Planète. Vingtième Siècle. Revue d'histoire, (12), 81—83. (In French).
- Spivak, G.C. (1988). Can the Subaltern Speak? In C. Nelson & L. Grossberg. (Eds.). Marxism and the Interpretation of Culture. Basingstoke: Macmillan Education (pp. 271—313).
- St. Justin, Philosopher and Martyr: Apologies. (1995). Foreword by A.I. Sidorov. Moscow: Blagovest publ. (In Russian).
- Tlostanova, M. (2020). The Postcolonial Condition and The Decolonial Option: A Postsocialist Mediation. Novoe Literaturnoe Obozrenie, (161), 66—84. (In Russian).
Дополнительные файлы

