Председательство Бразилии в БРИКС в 2019 г.: чего ожидать от начала нового десятилетия сотрудничества и администрации Ж. Болсонару
- Авторы: Попова И.М.1
-
Учреждения:
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
- Выпуск: Том 18, № 4 (2018): Большая стратегия (Grand Strategy) и сирийский кризис: коалиционные войны великих и восходящих держав
- Страницы: 925-941
- Раздел: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-0660/article/view/338890
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2018-18-4-925-941
- ID: 338890
Цитировать
Полный текст
Аннотация
БРИКС вступает во вторую декаду своего развития. Это происходит в условиях общего кризиса системы глобального управления, для которого характерны рост протекционизма и националистических настроений, нежелание лидеров брать инициативу в решении ключевых проблем и отсутствие возможностей справляться с глобальными угрозами в одиночку. Участникам объединения для сохранения его актуальности и наращивания потенциала необходимо углублять взаимодействие и развивать взаимное сотрудничество в сферах, где возможно ухудшение отношений с западными партнерами (прежде всего торговле и инвестициях). Также БРИКС предстоит усилить позицию по укреплению своего влияния в системе глобального управления в целом. Одним из приоритетных направлений внешней политики Бразилии на протяжении последних лет являлось членство в БРИКС. Участие в блоке дает возможность как развивать отношения с другими важнейшими региональными державами, так и выступать с ними одним фронтом по актуальным для участников объединения и всей системы глобального управления вопросам. В настоящее время Бразилию одолевают многочисленные экономические проблемы, наблюдается кризис политической системы, что привело к выбору радикального кандидата, противостоящего истеблишменту, а БРИКС стоит на пороге нового десятилетия и повестка института требует трансформации для сохранения и увеличения его влияния и актуальности. В этих условиях в 2019 г. Бразилия примет председательство в объединении. Целью данной статьи является получение представления о том, каким будет следующий год для председателя и института в целом в контексте указанных выше факторов. Для достижения данной цели был проведен анализ социально-экономического и политического развития Бразилии в последние годы, выявлены его основные приоритеты. Также было исследовано развитие БРИКС в первое десятилетие его существования и определены направления для дальнейшей работы. Сопоставление приоритетов председателя (Бразилии) с направлениями развития института позволило предположить, чего стоит ожидать в 2019 г. от БРИКС. В итоге автор приходит к выводу, что председательство Бразилии не приведет к прорыву в развитии БРИКС и серьезному углублению сотрудничества, но может наполнить конкретными решениями и прикладными инициативами Стратегию экономического партнерства объединения.
Об авторах
Ирина Максимовна Попова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: popova-im@ranepa.ru
младший научный сотрудник Центра исследований международных институтов (ЦИМИ), Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Список литературы
- Acharya, A. (2014). The End of American World Order. Cambridge UK: Polity Press.
- Almeida, P.R. (2009). Lula’s Foreign Policies: Regional and Global Strategies. In: Brazil under Lula: Economy, Politics, and Society under the Worker-President. Ed. by J. Love and W. Baer. NY: Palgrave Macmillan, p. 167—183.
- Borzova, A. (2015). The Role of the Brazilian Cooperation Agency in Promoting South—South Cooperation. International Organisations Research Journal (IORJ), 10(3), 156—169. doi: 10.17323/1996-7845-2015-03-156. (in Russian).
- Duggan, N. (2015). BRICS and the Evolution of a New Agenda Within Global Governance. In: The European Union and the BRICS. Ed. by M. Revizorski. Springer, p. 11—26. doi: 10.1007/978-3-319-19099-0.
- Larionova, M. (2012). Supply-Demand Model for Developing a Presidency Proposals for Reform Agenda and Priorities in Informal International Institutions (G20, G8, BRICS). International Organisations Research Journal (IORJ), 7(4), 7—17. (in Russian).
- Larionova, M. (2015). South Africa’s BRICS Presidency: Regional Power at the Helm of a Global Governance Forum. Vestnik RUDN. International Relations, 1, 125—134. (in Russian).
- Larionova, M. (2016). Russia’s 2015 BRICS Presidency: Models of Engagement with Interna¬tional Organizations. International Organisations Research Journal, 11(2), 113—139. doi: 10.17323/1996-7845-2016-02-113.
- Larionova, M. (2018). The G20, BRICS and APEC in the System of International Institutions: A Piece of Good News for Global Governance. International Organisations Research Journal, 13(1), 7—33. doi: 10.17323/1996-7845-2018-01-01.
- Larionova, M. (2018). The Rise of New Institutions. In: BRICS and Global Governance. Ed. by J. Kirton and M. Larionova. Routledge Publishing, p. 1—10.
- Milani, C.R.S. (2014). Brazil’s South—South Co-operation Strategies: From Foreign Policy to Public Policy, Global Powers and Africa Programme. South African Institute for International Affairs. SAIIA Occasional Paper. 2014. N 179. URL: https://carlosmilani.files.wordpress.com/ 2014/03/saia_sop_179_milani_20140311.pdf (accessed: 20.09.2018).
- Milani, C.R.S., Pinheiro, L. & Soares De Lima M.R. (2017). Brazil’s Foreign Policy and the ‘Gradua¬tion Dilemma’. International Affairs, 93(3), 585—605. doi: 10.1093/ia/iix078.
- Modi, R. (2014). BRICS and Bilaterals: Synergies and Contestations. In: The BRICS and beyond: the International Political Economy of the Emergence of a New World Order. Ed. by L. Xing. Farnham: Ashgate, p. 75—92.
- Okuneva, L. & Arapova, Е. (2017). BRICS on the World Stage: Novelties at the Present Stage of Development. Comparative Politics, Russia, 8(4), 147—157. doi: 10.18611/2221-3279-2017-8-4-147-157 (in Russian).
- Rodriguez-Dominguez, M. (2017). No Longer Activa e Altiva: Brazil’s Foreign Policy Stumbles under Temer. Council on Hemispheric Affairs. URL: http://www.coha.org/wp-content/ uploads/2017/11/Mari-Rodriguez-Policy-Under-Temer-1.pdf (accessed: 01.10.2018).
- Rosas Degaut Pontes, M. (2016). Ideas, Beliefs, Strategic Culture, and Foreign Policy: Understanding Brazil's Geopolitical Thought (Doctoral Dissertation). University of Central Florida, 2016. URL: https://stars.library.ucf.edu/cgi/viewcontent.cgi?referer=&httpsredir= 1&article=6105&context=etd (accessed: 12.09.2018).
- Safonkina, E.A. (2017). India’s 2016 BRICS Presidency. Asia and Africa Today, 7, 15—20. (in Russian).
- Safonkina, E.A. (2018). Chinese 2017 BRICS Presidency: Expanding Cooperation Horizons. Vestnik RUDN. International Relations, 18(2), 356—367. doi: 10.22363/2313-0660-2018-18-2-356-367. (in Russian).
- Skak, M. (2011). The BRIC Powers as Soft Balancers: Brazil, Russia, India and China. URL: http://www.brics.utoronto.ca/biblio/Skak_2011.pdf (accessed: 18.08.2018).
- Toropchin, G. (2017). From Goa to Xiamen. On Some Aspects of Political Cooperation within BRICS. International Organisations Research Journal (IORJ), 12(1), 174—188. doi: 10.17323/1996-7845-2017-01-174. (in Russian).
- Wade, R. H. (2011). Emerging World Order? From Multipolarity to Multilateralism in the G20, the World Bank, and the IMF. Politics & Society, 39(3), 347—378. doi: 10.1177/0032329211415503.
Дополнительные файлы

