Взаимоотношения исламских структур и государства: случай Татарстана
- Авторы: Гузельбаева Г.Я.1
-
Учреждения:
- Казанский федеральный университет
- Выпуск: Том 22, № 4 (2020): РЕЛИГИЯ В ПОЛИТИКЕ И ПОЛИТИКА В РЕЛИГИИ
- Страницы: 678-689
- Раздел: РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА В РОССИИ: СЮЖЕТЫ И ПОЛЕМИКА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1438/article/view/322190
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2020-22-4-678-689
- ID: 322190
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируются отношения, которые сложились за последние 30 лет периода постсекулярности между государством и исламскими структурами на примере Республики Татарстан - региона со значительной долей мусульманского населения. На основе данных 14 глубинных интервью с экспертами, имамами и рядовыми жителями республики показано, что светская власть играет доминирующую роль, осуществляя контроль над исламским сообществом и Духовным управлением мусульман. Современные процессы реисламизации связаны с рисками, вызванными исламской глобализацией, что может быть чревато утратой региональной исламской традиции и угрозой стабильности республики. В этих обстоятельствах государство усиливает контроль над религиозной сферой и ставит перед ДУМ РТ важную задачу нейтрализации и профилактики экстремизма. Основными способами преодоления радикализации верующих выбраны просветительская деятельность с особым вниманием к молодежи и образовательная работа прежде всего для подготовки и обучения мусульманского духовенства. Особое внимание в статье посвящено возможности в современных реалиях соблюдать принцип светскости. Другой вопрос касается характеристики двух основных частей, из которых состоит мусульманская умма Татарстана, их различного отношения к проблеме вмешательства государства в дела ислама и реакции на них со стороны государства и официальных исламских организаций. Анализ ситуации позволяет сделать вывод, что ДУМ РТ сложно справиться с запросом служить буфером между светскими властями и исламским сообществом, реагируя на требования не только государства, но и рядовых мусульман.
Об авторах
Гузель Яхиевна Гузельбаева
Казанский федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: guzel.guzelbaeva@kpfu.ru
кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и этнической социологии
Российская Федерация, 420008, Казань, ул. Кремлевская, 18Список литературы
- Habermas J. Notes in Post-Secular Society. New Perspectives Quarterly. 2008; 25: 17–29.
- Uzlaner D. Cartography of the postsecular. Otechestvennye zapiski. 2013; 1 (52): 175–192 (In Russ.).
- Filippova E.I., Radvani Zh. (eds.). Religions and Radicalism in the Post Secular World. M.: Institut etnologii i antropologii im. N.N. Miklukho-Maklaya RAN, Goryachaya liniya – Telekom; 2017 (In Russ.).
- Casanova J. Public Religions Revisited. In: de Vries H. (ed.). Religion: Beyond the Concept. New York, NY: Fordham University Press; 2008. p. 101–119.
- Terner B. Religion in Post-secular Society. State, Religion and Church. 2012; 2: 21–51 (In Russ.).
- Mchedlova M.M. Religious Situation in Russia and Its Regions. In: Tishkov V.A., Stepanov V.V. (eds.). Ethnic and Religious Diversity in Russia. Moscow: Institute of Ethnology and Anthropology Russian Academy of Sciences; 2018. p. 161–190 (In Russ.).
- Sagitova L.V. Islam in the Construction of the Regional Political Design of Contemporary Tatarstan. RUDN Journal of Political Science. 2018; 20 (3): 313–322 (In Russ.). doi: 10.22363/2313-1438-2018-20-3-313-322.
- Guzelbaeva G.Ya. PostSecular Trends among Tatars at the Beginning of the XXIst Century. Proceedings of Kazan University. Humanities Series. 2014; 156 (6): 212–219 (In Russ.).
- Kosach G. Tatarstan: Religion and Nationality in the Mass Consciousness. In: Kaariaynen K., Furman D. (eds.). New Churches, Old Believers – Old Churches, New Believers: Religion in Post-Soviet Russia. Moscow; Saint Petersburg: Letniy sad; 2007. p. 341–395 (In Russ.).
- Furman D., Kaariainen K., Karpov V. Religiosity in Russia in the 1990s – the beginning of the XXIst century. In: Kaariaynen K., Furman D. (eds.). New Churches, Old Believers – Old Churches, New Believers: Religion in PostSoviet Russia. Moscow; Saint Petersburg: Letniy sad; 2007. p. 6–86 (In Russ.).
- Bourdieu P. Genesis and Structure of the Religious Field. In: Bourdieu P. Social Space: Fields and Practices. Saint Petersburg, Aleteya Publ.; Moscow, Institut eksperimentalnoy sotsiologii; 2005 (In Russ.).
- Nabiev R.A. Power and Religious Revival. Kazan: Kazan University Publishing House; 2014 (In Russ.).
- Khabutdinov A.Y. The Development of Muslim Community (Ummah) of the Republic of Tatarstan in Late 2018-2019. Islam in the Modern World. 2019; 15 (4): 155–172 (In Russ.). doi: 10.22311/2074-1529-2019-15-4-155-172.
- Akhunov A.M. Foreign Factor in the Formation the System of Religious Education in Post-Soviet Tatarstan: Problems and Ways of Overcoming Them. Islam in the Modern World. 2016; 12 (3): 179–188 (In Russ.). doi: 10.22311/2074-1529-2016-12-3-179-188.
- Pochta Yu.M. Religion and Politics in the Post-Soviet Russia (Example of Islam). RUDN Journal of Political Science. 2019; 21 (4): 620–632 (In Russ.). doi: 10.22363/2313-1438-2019-21-4-620-632.
Дополнительные файлы
