Взаимоотношения исламских структур и государства: случай Татарстана

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируются отношения, которые сложились за последние 30 лет периода постсекулярности между государством и исламскими структурами на примере Республики Татарстан - региона со значительной долей мусульманского населения. На основе данных 14 глубинных интервью с экспертами, имамами и рядовыми жителями республики показано, что светская власть играет доминирующую роль, осуществляя контроль над исламским сообществом и Духовным управлением мусульман. Современные процессы реисламизации связаны с рисками, вызванными исламской глобализацией, что может быть чревато утратой региональной исламской традиции и угрозой стабильности республики. В этих обстоятельствах государство усиливает контроль над религиозной сферой и ставит перед ДУМ РТ важную задачу нейтрализации и профилактики экстремизма. Основными способами преодоления радикализации верующих выбраны просветительская деятельность с особым вниманием к молодежи и образовательная работа прежде всего для подготовки и обучения мусульманского духовенства. Особое внимание в статье посвящено возможности в современных реалиях соблюдать принцип светскости. Другой вопрос касается характеристики двух основных частей, из которых состоит мусульманская умма Татарстана, их различного отношения к проблеме вмешательства государства в дела ислама и реакции на них со стороны государства и официальных исламских организаций. Анализ ситуации позволяет сделать вывод, что ДУМ РТ сложно справиться с запросом служить буфером между светскими властями и исламским сообществом, реагируя на требования не только государства, но и рядовых мусульман.

Об авторах

Гузель Яхиевна Гузельбаева

Казанский федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: guzel.guzelbaeva@kpfu.ru

кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и этнической социологии

Российская Федерация, 420008, Казань, ул. Кремлевская, 18

Список литературы

  1. Habermas J. Notes in Post-Secular Society. New Perspectives Quarterly. 2008; 25: 17–29.
  2. Uzlaner D. Cartography of the postsecular. Otechestvennye zapiski. 2013; 1 (52): 175–192 (In Russ.).
  3. Filippova E.I., Radvani Zh. (eds.). Religions and Radicalism in the Post Secular World. M.: Institut etnologii i antropologii im. N.N. Miklukho-Maklaya RAN, Goryachaya liniya – Telekom; 2017 (In Russ.).
  4. Casanova J. Public Religions Revisited. In: de Vries H. (ed.). Religion: Beyond the Concept. New York, NY: Fordham University Press; 2008. p. 101–119.
  5. Terner B. Religion in Post-secular Society. State, Religion and Church. 2012; 2: 21–51 (In Russ.).
  6. Mchedlova M.M. Religious Situation in Russia and Its Regions. In: Tishkov V.A., Stepanov V.V. (eds.). Ethnic and Religious Diversity in Russia. Moscow: Institute of Ethnology and Anthropology Russian Academy of Sciences; 2018. p. 161–190 (In Russ.).
  7. Sagitova L.V. Islam in the Construction of the Regional Political Design of Contemporary Tatarstan. RUDN Journal of Political Science. 2018; 20 (3): 313–322 (In Russ.). doi: 10.22363/2313-1438-2018-20-3-313-322.
  8. Guzelbaeva G.Ya. PostSecular Trends among Tatars at the Beginning of the XXIst Century. Proceedings of Kazan University. Humanities Series. 2014; 156 (6): 212–219 (In Russ.).
  9. Kosach G. Tatarstan: Religion and Nationality in the Mass Consciousness. In: Kaariaynen K., Furman D. (eds.). New Churches, Old Believers – Old Churches, New Believers: Religion in Post-Soviet Russia. Moscow; Saint Petersburg: Letniy sad; 2007. p. 341–395 (In Russ.).
  10. Furman D., Kaariainen K., Karpov V. Religiosity in Russia in the 1990s – the beginning of the XXIst century. In: Kaariaynen K., Furman D. (eds.). New Churches, Old Believers – Old Churches, New Believers: Religion in PostSoviet Russia. Moscow; Saint Petersburg: Letniy sad; 2007. p. 6–86 (In Russ.).
  11. Bourdieu P. Genesis and Structure of the Religious Field. In: Bourdieu P. Social Space: Fields and Practices. Saint Petersburg, Aleteya Publ.; Moscow, Institut eksperimentalnoy sotsiologii; 2005 (In Russ.).
  12. Nabiev R.A. Power and Religious Revival. Kazan: Kazan University Publishing House; 2014 (In Russ.).
  13. Khabutdinov A.Y. The Development of Muslim Community (Ummah) of the Republic of Tatarstan in Late 2018-2019. Islam in the Modern World. 2019; 15 (4): 155–172 (In Russ.). doi: 10.22311/2074-1529-2019-15-4-155-172.
  14. Akhunov A.M. Foreign Factor in the Formation the System of Religious Education in Post-Soviet Tatarstan: Problems and Ways of Overcoming Them. Islam in the Modern World. 2016; 12 (3): 179–188 (In Russ.). doi: 10.22311/2074-1529-2016-12-3-179-188.
  15. Pochta Yu.M. Religion and Politics in the Post-Soviet Russia (Example of Islam). RUDN Journal of Political Science. 2019; 21 (4): 620–632 (In Russ.). doi: 10.22363/2313-1438-2019-21-4-620-632.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».