Трансформация феномена радикального ислама в условиях постиндустриального общества
- Авторы: Демиденко С.В.1, Кутузова А.А.1
-
Учреждения:
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
- Выпуск: Том 22, № 4 (2020): РЕЛИГИЯ В ПОЛИТИКЕ И ПОЛИТИКА В РЕЛИГИИ
- Страницы: 690-712
- Раздел: ВЫЗОВЫ ИСЛАМСКОГО МИРА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1438/article/view/322191
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2020-22-4-690-712
- ID: 322191
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В постиндустриальном обществе радикальный ислам претерпел значительные эволюционные изменения, способствовавшие его трансформации из идеологии религиозной в политическую. Ключевым элементом обновленной доктрины стала идея создания мирового исламского государства, халифата. А средством - глобальный джихад. Статья посвящена исследованию нового этапа в истории феномена исламского радикализма, сформировавшегося за пределами мусульманского мира, где он приобрел черты специфической субкультуры. Увлеченность идеей мирового джихада набирает популярность среди молодых мусульман Европы, США и Юго-Восточной Азии. Разнообразные культурные проявления исламизма, объединенные термином «jihadi-cool», формируют привлекательный образ салафита-джихадиста через особую манеру одежды, специфические направления в музыке (джихад-рэп и джихад-рок) и т.д. Представители этой субкультуры нередко присоединяются к террористическим организациям, распространяют радикальные идеи в молодежной среде, привлекают новых сторонников. В качестве одной из важнейших причин радикализации мусульман в Европе и Америке рассматривается комплекс социально-экономических и культурных предпосылок, порожденных политикой западных стран в отношении государств Ближнего Востока и местных мусульманских диаспор. В рамках настоящего исследования проведен историко-генетический анализ эволюционных трансформаций исламского радикализма. Статистический метод позволил отследить динамику количества террористических актов в ЕС и США. Контент-анализ использован в статье для изучения музыкальных композиций в стиле джихад-рэп. Оценка взаимоcвязи популярности данных музыкальных произведений и общей заинтересованности идеологией джихада проведена на основании анализа статистики поисковых запросов. Для изучения взаимозависимости между принадлежностью к джихадистской субкультуре и вступлением в радикальные исламские организации использован биографический метод. Результаты исследования показывают, во-первых, высокую адаптивность исламского радикализма к изменяющимся условиям глобального мира, во-вторых, позволяют говорить о специфической эволюции явления, постепенно преодолевающего межконфессиональные разногласия, и в-третьих, констатируют все более широкое распространение деструктивной доктрины на пространствах Европы, США, Южной и Юго-Восточной Азии. Все сказанное выше позволяет говорить об исламском радикализме не как о феномене локальном, а как об угрозе глобальной политической стабильности.
Об авторах
Сергей Владимирович Демиденко
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Автор, ответственный за переписку.
Email: demidenko-sv@ranepa.ru
кандидат исторических наук, декан Школы политических исследований Института общественных наук
Российская Федерация, 119571, Москва, проспект Вернадского, 82Анастасия Александровна Кутузова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Email: kutuzova-aa@ranepa.ru
магистрант кафедры политологии и политического управления
Российская Федерация, 119571, Москва, проспект Вернадского, 82Список литературы
- Vasilyev A.M. History of Saudi Arabia. Moscow: Nauka; 1982. (In Russ.).
- Hoveyda F. The Broken Crescent: The “threat” of Militant Islamic Fundamentalism. Greenwood Publishing Group; 1998.
- Matson O.O. The formation of relations between the Muslim diaspora and the titular ethnic group of Germany in the 20th and 21st centuries. The Bryansk State University Herald. 2016; 2 (28): 75–77. (In Russ.).
- Kettani H. Muslim Population in Europe: 1950–2020. International Journal of Environmental Science and Development. 2010; 1 (2): 154–164.
- Voas D., Fleischmann F. Islam Moves West: Religious Change in the First and Second Generations (August 2012). Annual Review of Sociology. 2012; 38: 525–545.
- Roy O. Globalized Islam: The Search for a New Ummah. New York: Columbia University Press; 2004.
- Warrick J. Black Flags: The Rise of ISIS. Anchor; 2016.
- Smith A. The Politics of Economic Activity. Oxford: Oxford University Press; 2016.
- Ilan J., Sandberg S. How ‘gangsters’ become jihadists: Bourdieu, criminology and the crime–terrorism nexus. European Journal of Criminology. 2019; 16 (3): 278–294.
- Lemieux A. F., Brachman J. M., Levitt J., Wood J. Inspire magazine: A critical analysis of its significance and potential impact through the lens of the information, motivation, and behavioral skills model. Terrorism and Political Violence. 2014; 26: 1–18.
- Muzakki A. The roots, strategies, and popular perception of Islamic radicalism in Indonesia. Journal of Indonesian Islam. 2014; 8 (1): 1–22.
- Nacos B. Mass-Mediated Terrorism. Mainstream and Digital Media in Terrorism and Counterterrorism, Third Edition. Rowman & Littlefield Publishers; 2016.
- Drąg W., Krogulec J., Marecki M. War and Words. Representations of Military Conflict in Literature and the Media. Cambridge Scholars Publishing; 2016.
- Nilan P. Muslim Youth in the Diaspora. Challenging Extremism through Popular Culture. Routledge; 2019.
- Morris T. Dark ideas: how neo-Nazi and violent jihadi ideologues shaped modern terrorism. Lexington Books; 2017.
- Schmid A.P. The Routledge Handbook of Terrorism Research. N.Y.: Taylor & Francis; 2011.
- Price E. Terrorists, Extremists, Militants: Selected Biographies, Autobiographies and related Documents and Writings. Perspectives on Terrorism. 2014; 8 (3): 126–134.
Дополнительные файлы
