От дистанционного национализма к экономическому: диаспоральная политика Индии
- Авторы: Лошкарёв И.Д.1, Белякова А.О.1, Саакян Т.С.1
-
Учреждения:
- Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
- Выпуск: Том 25, № 4 (2023): Новые повороты в теории и методологии политической науки
- Страницы: 917-927
- Раздел: АКТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТРАСЛЕВЫХ ПОЛИТИК
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1438/article/view/322204
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2023-25-4-917-927
- EDN: https://elibrary.ru/VORMCO
- ID: 322204
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Опираясь на обширный и недостаточно изученный в российском академическом поле эмпирический материал по диаспоральной политике Индии, авторы исследования дополняют корпус работ, посвященных анализу диаспор как негосударственных акторов мировой политики. Анализируется институционализация диаспоральной политики Индии с 1999 по 2023 г., в частности внесение изменений в законодательство о гражданстве и об избирательном праве, создание и реформы профильных министерств и структур в правительстве, специализированных фондов, установление особых календарных дат. Исследование опирается на неоинституциональный анализ и раскрывает последовательность действий правительства Индии, которые ведут к изменению неформальных норм осуществления диаспоральной политики. Авторы приходят к выводу, что формирование подобной инфраструктуры, направленной на активизацию связи эмигрантов со страной происхождения и их приобщение к строительству национального государства, можно осмыслять в терминах «дистанционного национализма». Анализ экономического измерения диаспоральной политики Индии, в том числе мер по либерализации экономики для притока диаспоральных инвестиций, двусторонних соглашений об экономическом положении экспатов, поправок в бюджетное законодательство, а также выпуска диаспоральных облигаций, позволил авторам сделать вывод, что Индия фактически открыла диаспоре доступ не только к финансированию потребления домохозяйств и отдельных местных проектов, но и к обеспечению макроэкономической стабильности, что в целом нехарактерно для отношений государств и диаспор. Также осмысляются трансформации политики Индии в отношении диаспоры с момента прихода к власти правительства Н. Моди в 2014 г. Авторы делают вывод, что при правительстве Н. Моди диаспоральная политика стала утрачивать автономию и низводиться до отдельных задач внешней и инвестиционной политики государства. Таким образом, одной из ключевых тенденций развития диаспоральной политики Индии является переход от практик «дистанционного национализма» к экономическому национализму, который подразумевает прямую связь между принадлежностью к диаспоральному сообществу и участием в развитии территории происхождения.
Об авторах
Иван Дмитриевич Лошкарёв
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: ivan1loshkariov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7507-1669
кандидат политических наук, доцент кафедры политической теории
Москва, Российская ФедерацияАрина Олеговна Белякова
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Email: arinabeliakowa@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0006-8510-7406
преподаватель кафедры политической теории
Москва, Российская ФедерацияТигран Сасунович Саакян
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Email: saakyan.ts@mail.ru
аспирант Москва, Российская Федерация
Список литературы
- Adamson, F.B., & Demetriou, M. (2007). Remapping the boundaries of ‘state’ and ‘national identity’: Incorporating diasporas into IR theorizing. European Journal of International Relations, 13(4), 489–526. http://doi.org/10.1177/1354066107083145
- Anderson, B. (1998). The spectre of comparisons: Nationalism, Southeast Asia, and the world. London-New York: Verso.
- Baser, B. (2015). Diasporas and homeland politics: A comparative perspective. London-New York: Routledge
- Conversi, D. (2012). Irresponsible radicalisation: Diasporas, globalisation and long-distance nationalism in the digital age. Journal of Ethnic and Migration Studies, 38(9), 1357–1379. http://doi.org/10.1080/1369183X.2012.698204
- Délano Alonso, A., & Mylonas, H. (2019). The Microfoundations of diaspora politics: Unpacking the state and disaggregating the diaspora. Journal of Ethnic and Migration Studies, 45(4), 473–491. http://doi.org/10.1080/1369183X.2017.1409160
- Finnemore, M. (1996). National Interests in International Society. Ithica, NY: Cornell University Press
- Galishcheva, N.V. (2010). Transboundary migration. The Indian diaspora: Close links with the motherland are preserved. Asia and Africa Today, (9), 39–45. (In Russian).
- Galishcheva, N.V. (2012). Deposits of Diaspora Is Another Engine of the Economy of India. Asia and Africa Today, (7), 54–59. (In Russian).
- Gamlen, A. (2014). Diaspora institutions and diaspora governance. International Migration Review, 48(1), 180–217. http://doi.org/10.1111/imre.12136
- Jaffrelot, C., & Therwath, I. (2007). The Sangh Parivar and the Hindu diaspora in the West: what kind of “long-distance nationalism”? International political sociology, 1(3), 278–295. http:// doi.org/10.1111/j.1749-5687.2007.00018.x
- Kinnvall, C., & Svensson, T. (2021). Differentiated citizenship: Multiculturalism, secularism and India’s foreign policy In J.D. Schmidt & S. Chakrabarti (Eds.), The Interface of Domestic and International Factors in India’s Foreign Policy (pp. 191–211). London: Routledge.
- Koinova, M. (2013). Four types of diaspora mobilization: Albanian diaspora activism for Kosovo independence in the US and the UK. Foreign Policy Analysis, 9(4), 433–453. http://doi. org/10.1111/j.1743-8594.2012.00194.x
- Loshkariov, I.D. (2015). The role of diasporas in the current world politics. MGIMO Review of International Relations, 2(41), 120–126. (In Russian) http://doi. org/10.24833/2071-8160-2015-2-41-120-126
- Lunev, S. (2008). The role of a state in the development of the innovation technologies in India: Experience for Russia. Public Administration Issues, (1), 38–51. (In Russian).
- Mishra, A. (2016). Diaspora, development and the Indian State. The round table. The Commonwealth Journal of International Affairs, 105(6), 701–721. http://doi.org/10.1080/00358533.2016.1246 859
- Naujoks, D. (2017). Paradigms, policies, and patterns of Indian diaspora investments. In R. Hegde & A. Sahoo (Eds.), Routledge handbook of the Indian diaspora (pp. 90–103). London: Routledge.
- Ogden, C. (2018). Tone shift: India’s dominant foreign policy aims under Modi. Indian Politics and Policy, 1(1), 3–23. http://doi.org/10.18278/inpp.1.1.2
- Pradhan, R., & Mohapatra, A. (2020). India’s diaspora policy: Evidence of soft power diplomacy under Modi. South Asian Diaspora, 12(2), 145–161. http://doi.org/10.1080/19438192.2020.17 12792
- Ragazzi, F. (201). A comparative analysis of diaspora policies. Political Geography, 41, 74–89. http://doi.org/1016/j.polgeo.2013.12.004
- Raj, D.S. (2015). The overseas citizen of India and emigrant infrastructure: Tracing the deterritorializations of diaspora strategies. Geoforum, (59), 159–168. http://doi.org/10.1016/j.geoforum.2014.11.015
- Shain, Y., & Barth, (2003). A. Diasporas and international relations theory. International Organization, 57(3), 449–479. http://doi.org/10.1017/S0020818303573015
- Sheffer, G. Diaspora politics: At home abroad. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.
- Srinivas, J. (2019). Modi’s cultural diplomacy and role of Indian diaspora. Central European Journal of International & Security Studies, 13(2), 74–90.
- Tigau, C., Pande, A., & Yuan, Y. (2017). Diaspora policies and co-development: A comparison between India, China and Mexico. Migration Letters, 14(2), 189–203. http://doi.org/10.33182/ ml.v14i2.326
Дополнительные файлы
