Стратегия государства по укреплению российской макрополитической идентичности в цифровом пространстве: динамика и перспективы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель исследования - выявление динамики и перспектив коммуникационной стратегии государства в цифровом пространстве, направленное на укрепление и повышение устойчивости российской макрополитической идентичности в центре внимания научного проекта, результатом которого стало это исследование. Угрозы и риски устойчивости макрополитической идентичности в цифровом пространстве обусловлены как самой спецификой функционирования цифровой среды, так и актуальными реалиями глобального информационно-когнитивного противостояния, в котором находится сегодня российское государство. Проанализирована динамика трансформации структуры цифровых коммуникаций и цифрового медиапотребления россиян в последние два года, а также определены роль и место, которое занимает проблема макрополитической идентичности в указанной структуре. По результатам исследования предложены перспективные подходы к выстраиванию эффективной стратегии государства по обеспечению устойчивости российской макрополитической идентичности.

Об авторах

Андрей Николаевич Иохим

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: iokhim_annk@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0001-8125-6363

кандидат политических наук, доцент кафедры сравнительной политологии факультета гуманитарных и социальных наук

Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Bagdasaryan, V.E. (2022). The concept of the state-­civilization: problems of methodology and political implementation. Central Russian Journal of Social Sciences, 6, 15–29. (In Russian).
  2. Bespalova, T.V. (2020). The future of Russian civilization: some ideological contours. Issues of social theory, 12, 131–142. (In Russian). http://doi.org/10.30936/2227-7951-2020-12-131-142.
  3. Blackburn, M. (2021). Mainstream Russian Nationalism and the “State-­Civilization” Identity: Perspectives from Below. Nationalities Papers, 49(1). 89–107. http://doi.org/10.1017/nps.2020.8.
  4. Fedorchenko, S.N. (2021). Formation of new identities in the post-­Soviet space: Between the real and digital world. Journal of Political Studies, 3, 3–15. (In Russian). http://doi.org/10.12737/2587-6295-2021-5-3-3-15.
  5. Fedorchenko, S.N. (2023). State-­civilization in the digital Ecumene. Journal of Political Studies, 1, 3–26. (In Russian). http://doi.org/10.12737/2587-6295-2023-7-1-3-26.
  6. Goode, J.P. (2018). Everyday patriotism and ethnicity in today’s Russia. In P. Kolstø & H. Blakkisrud (Eds.), Russia before and after Crimea: Nationalism and Identity (pp. 258–281). Edinburgh: Edinburgh University Press.
  7. Iokhim, A.N. (2023). Russian identity in the context of global digitalization: on the issue of digital sovereignty. Lomonosov Political Science Journal, 6, 58–80. (In Russian). http://doi.org/10.55959/MSU 0868-4871-12-2023-1-6-58-80.
  8. Iokhim, A.N., & Laguzova, M.A. (2023). «How to equip Russia»: The problem of social harmony in the discourse of post-­Soviet identity. RUDN Journal of Political Science, 1, 77–96. (In Russian). http://doi.org/10.22363/2313-1438-2023-25-1-77-96.
  9. Kerimov, O.Y. (2023). The concept of the State-­civilization as the theoretical basis of the model of Russian political modernization. Issues of national and federal relations, 6(99), 2487–2497. (In Russian). http://doi.org/10.35775/PSI.2023.99.6.012.
  10. Kratochvíl, P., & Shakhanova, G. (2020). The patriotic turn and re-­building Russia’s historical memory: Resisting the West, leading the Post-­Soviet East? Problems of Post-­Communism, 68(5), 1–13. http://doi.org/10.1080/10758216.2020.1757467.
  11. Laclau, E., & Mouffe, C. (1985). Hegemony and Socialistic Strategy. Towards a Radical Democratic Politics. London: Verso.
  12. Levashov, V.K., & Grebenyuk, O.V. (2022). Actual changes in social networks and the digital environment during the Special military operation in Ukraine. Social and humanitarian knowledge, 2, 204–213. (In Russian). http://doi.org/10.18255/2412-6519-2022-2-204-213.
  13. Lewan, M. (2020). The future of the nation-­state: How the nation-­state can find a way through digitalization. In A. Larsson & R. Teigland (Eds.), Digital transformation and public services: Societal impacts in sweden and beyond (pp. 293–318). London, N.Y.: Routledge.
  14. Lukina, K.V., Shirokova, A.S., & Zakharycheva, T.A. (2022). Sociological measurement of user reaction to Instagram blocking: expert assessment. Power and management in the East of Russia, (3), 132–141. (In Russian). http://doi.org/10.22394/1818-4049-2022-100-3-132-141.
  15. Malinova, O.Y. (2010). Constructing a macropolitical identity in post-­Soviet Russia. Political expertise: POLITEX, 1, 5–28. (In Russian).
  16. Martianov, D.S. (2022). Transformation of the virtual public sphere in the conditions of a special military operation. South-­Russian Journal of Social Sciences, 23(3), 20–32. (In Russian). http://doi.org/10.31429/26190567-23-3-20-32.
  17. Martynenko, T.S., & Dobrinskaya, D.E. (2021). Social inequality in the era of artificial intelligence: from digital to algorithmic gap. Monitoring of public opinion: Economic and social changes, 1, 171–192. (In Russian). http://doi.org/10.14515/monitoring.2021.1.1807.
  18. Mouffe, C. (2018). For a Left Populism. London; N.Y.: Verso.
  19. Mjør, K.J., & Turoma, S., (Eds.). (2020). Russia as Civilization: Ideological Discourses in Politics, Media and Academia. London, N.Y.: Routledge.
  20. Shchekoturov, A.V., & Zinich, A.V. (2022). Media sources of information in the context of blocking social networks (materials of a survey of students of BFU and OMGAU). Information Society, 5, 56–64. (In Russian). http://doi.org/10.52605/16059921_2023_05_56.
  21. Titov, V.V. (2020). Simulative reality as a challenge to national identity: theory and Russian political practices. RUDN Journal of Political Science, 22(4), 590–602. (In Russian). http://doi.org/10.22363/2313-1438-2020-22-4-590-602.
  22. Tsygankov, A., & Tsygankov, P. (2022). Imaging Russia as a state-­civilization: ethnocultural and geoeconomic dimensions. In A. Pickel (Ed.), Handbook of Economic Nationalism (pp. 315–327). Cheltenham: Edward Elgar Publishing.
  23. Van Dijk, T. (2022). Ideology in cognition and discourse. In S.K. Määttä, & M.K. Hall (Eds.), Mapping Ideology in Discourse Studies (pp. 137–157). Berlin: De Gruyter Mouton.
  24. Van Dijk, T. (2023). Analyzing frame analysis: A critical review of framing studies in social movement research. Discourse Studies, 25(2), 153–178. http://doi.org/10.1177/14614456231155080.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».