«Как маршировать у компьютера»: роль цифровизации в деятельности патриотических организаций регионов Сибирского федерального округа
- Авторы: Казанцев Д.А.1, Качусов Д.А.1, Шашкова Я.Ю.1
-
Учреждения:
- Алтайский государственный университет
- Выпуск: Том 24, № 3 (2022): Интернет и политика
- Страницы: 586-604
- Раздел: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОЛЯРИЗАЦИЯ И ИНТЕРНЕТ-ПРОТЕСТ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1438/article/view/322621
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2022-24-3-586-604
- ID: 322621
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В России со стороны государства постоянно растет запрос на патриотическое воспитание молодежи. Однако содержательное наполнение этих программ, стратегии их реализации и перспективы внедрения цифровых технологий в деятельность молодежных НКО патриотической направленности остаются туманными. На основании изучения ресурсов патриотических организаций Сибирского федерального округа в интернете и социальных сетях сделан вывод о преобладании в них информационных материалов и выделено четыре кластера НКО суммарным объемом более 60 тыс. членов: юнармейский, военно-спортивный, исторический и гражданский. С помощью отечественного парсера «ТаргетХантер» характеризуются некоторые элементы цифрового присутствия патриотических движений в социальных медиа: содержание и формат контента; число постов, лайков, просмотров и комментариев от подписчиков. Авторы приходят к выводу, что традиционно насыщенный событийный ряд первого квартала каждого года, адаптация контента и мероприятий патриотических движений в условиях пандемии COVID-19 повышают степень вовлеченности пользователей в онлайн-деятельность патриотических организаций, но сопровождаются ее снижением для каждой конкретной единицы поста. Цифровизация патриотического воспитания, таким образом, носит сложный и неоднородный характер, обусловленный спецификой патриотических организаций, и тем, что патриотический контент - это лишь один из видов информации, явно уступающий иным материалам в сети, например, развлекательным и образовательным.
Ключевые слова
Об авторах
Дмитрий Анатольевич Казанцев
Алтайский государственный университет
Email: dimkazanchev@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7287-6413
старший преподаватель кафедры философии и политологии
Барнаул, Российская ФедерацияДмитрий Анатольевич Качусов
Алтайский государственный университет
Email: dmitrij.kachusov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8143-6214
старший преподаватель кафедры философии и политологии, аспирант
Барнаул, Российская ФедерацияЯрослава Юрьевна Шашкова
Алтайский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: yashashkova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6126-7097
доктор политических наук, профессор кафедры философии и политологии
Барнаул, Российская ФедерацияСписок литературы
- Ariely, G. (2017). Why does patriotism prevail? Contextual explanations of patriotism across countries. Identities, 24(3), 351-377, https://doi.org/1080/1070289X.2016.1149069
- Campello, F. (2020). Between affects and norms. Comparative Sociology, 19(6), 805–815. https://doi.org/10.1163/15691330-12341526
- Erez, L., & Laborde, C. (2020). Cosmopolitan patriotism as a civic ideal. American Journal of Political Science, 64(7), 191–203. https://doi.org/10.1111/ajps.12483
- Kolton, M. (2017). Interpreting China’s pursuit of cyber sovereignty and its views on cyber deterrence. The Cyber Defense Review, 2(1), 119–154.
- Krom, M.M. (2020). Patriotism, or the Smoke of the Motherland. St Petersburg: EUSP Publishing house. (In Russian).
- Kulikova, S.V., & Fomenko, E.A. (2021). Potential of digital technologies in solving the tasks of the patriotic education of the Russian youth. Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University, 2(155), 12–22. (In Russian).
- Lu, J. & Yu, X. (2019). The Internet as a context: Exploring its impacts on national identity in 36 countries. Social Science Computer Review, 37(6), 705–722. https://doi.org/10.1177/0894439318797058
- Newton, M. (2017). Russia media profile: Digital patriotism and a nationalist agenda. Retrieved April 18, 2022, from: https://jsis.washington.edu/news/ russia-media-profile-digital-patriotism-nationalist-agenda/
- Murzina, I. Ya., & Kazakova, S.V. (2019). Perspective Directions of Patriotic Education. The Education and Science Journal, 21(2), 155–175. (In Russian). https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-2-155-175
- Murzina, I. Ya. (2021). Regional patriotic project in “new normal” conditions: from idea to realization. Izvestia of URFU. Series 1. The Issues of Education, Science and Culture, 27(1), 126–134. (In Russian). https://doi.org/10.15826/izv1.2021.27.1.014
- Pustovoytov, V.N., & Korneykov, E.N. (2021). Information technologies as a means of civil and patriotic education of modern schoolchildren. Scientific Survey. Pedagogical Science, 2, 37–41. (In Russian).
- Sanina, A.G. (2018). Patriotism and patriotic education in contemporary Russia. Russian Social Science Review, 59(5), 468–482. https://doi.org/10.1080/10611428.2018.1530512
- Zhang, J. (2022). Hardening national boundaries in a globally-connected world: Technology, development and nationalism in China. Journal of Contemporary Asia. https://doi.org/10.1080/ 00472336.2021.2001841
Дополнительные файлы
