Молодежь как объект экстремистской пропаганды в интернет-пространстве: на примере «Исламского государства»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Молодежь является наиболее уязвимой частью общества в качестве объекта воздействия радикальных идей. Авторы статьи утверждают, что самым эффективным методом распространения экстремистских идей в молодежной среде на современном этапе, служат социальные сети. Несмотря на то, что практика использования коммуникационных сетей в интернет-пространстве террористическими организациями существовала и ранее, именно информационная политика ИГИЛ (и позднее ИГ) характеризовалась наибольшей результативностью, за счет создания комплексной медийной структуры, состоявшей из многочисленных фондов и агентств («Аль-Фуркан», «Айнад», «Итисаам», «Аль-Хайат» и др.), позволив распространять их экстремистскую религиозно-идеологическую доктрину в мировом масштабе. Использование широчайшего спектра высококачественной медиапродукции в интернет-СМИ и социальных сетях увеличило ареал влияния организации путем привлечения сторонников не только из ближневосточного региона, но в том числе и из европейских стран. В данной статье выявляются механизмы привлечения европейской молодежи через социальные сети, такие как Twitter, Facebook и др. к экстремистской деятельности под эгидой ИГ. В заключении оцениваются перспективы влияния пропаганды ИГ в социальных сетях после разгрома террористической организации в 2018 г. В качестве методологической базы исследования выступают аспектный и деятельностный подходы, а также аналитический, статистический методы и метод контент-анализа.

Об авторах

Анна Игоревна Абалян

Санкт-Петербургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: a.abalyan@spbu.ru

кандидат политических наук, доцент кафедры этнополитологии факультета политологии

Санкт-Петербург, Российская Федерация

Ареф Бижан

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: st082323@student.spbu.ru

аспирант кафедры этнополитологии факультета политологии

Санкт-Петербург, Российская Федерация

Список литературы

  1. Awan, I. (2017). Cyber-Extremism: ISIS and the power of social media. Society, 54(2), 138-149. doi: 10.1007/s12115-017-0114-0
  2. Badawy, A., & Ferrara, E. (2018). The rise of jihadist propaganda on social networks. Journal of Computational Social Science, 1(8), 453-470. doi: 10.1007/s42001-018-0015-z
  3. Berger, J. M., & Morgan, J. (2015). The ISIS Twitter census: Defining and describing the population of ISIS supporters on Twitter. The Brookings Project on US Relations with the Islamic World, 3(20).
  4. Bernays, E. (2010) Propaganda. Hippo-Publishing, Moscow. (In Russian).
  5. Bodine-Baron, E., Helmus, T. C., Magnuson, M., & Winkelman, Z. (2016). Examining ISIS Support and Opposition Networks on Twitter. RAND Corporation.
  6. Cohen, A. R. (2012). In Internet’s way: Radical, terrorist islamists on the free highway. International Journal of Cyber Warfare and Terrorism, 2(3), 39-58.
  7. El Ghamari, M. (2017). Pro-Daesh jihadist propaganda. A study of social media and video games. Security and Defense Quarterly, 14(1), 69-90. doi: 10.5604/01.3001.0010.8472
  8. Kolesnikova, G. I. (2014). The Social Mechanism for Manipulating the Consciousness of the Individual. Direct-Media, Moscow. ISBN 978-5-4458-8089-9. (In Russian).
  9. Movchan, A. V. (2017). Prevention and counteraction to the propaganda of extremism among young people in Internet. Right. Economy. Security, 3(11), 72-73. (In Russian).
  10. Stern, J., & Berger, J. M. (2015). SIS: The State of Terror. Harpercollins. NewYork.
  11. Strebkov, A. I. Aleinikov, A. V., & Sunami, A. N. (2015). Russian youth extremism: Problems of understanding and counteraction. Criminology Journal of Baikal National University of Economics and Law, 9(4), 796-806. (In Russian)
  12. Volodenkov, S. (2016). Features and applications of Internet propaganda technologies in the political management. PolitBook, 4, 15-30. (In Russian)
  13. Winter, C., & Ingram, H. (2018). Terror, Online and Off. Recent Trends in Islamic State Propaganda Operations. Texas National Security Network. University of Texas
  14. Winter, C. (2015). The Virtual ‘Caliphate’: Understanding Islamic State’s Propaganda Strategy. London: Quilliam Foundation
  15. Yevdokimov, V. A. (2012). Propaganda in Internet. Polis. Political Studies, 4, 137-142. (In Russian)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».