Let’s Play Politics: многопользовательские компьютерные игры как коммуникативная политическая технология


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Сегодня компьютерные игры перестают быть исключительно средством досуга или эскапизма, а игровое пространство все чаще политизируется. Обозначенный процесс связан с тенденциями роста числа и расширения демографии пользователей, формированием альтернативных пространств социальной коммуникации, в том числе поверх национальных границ, а также появлением и выработкой у пользователей новых поведенческих паттернов и передач ценностей через игровой процесс. Выделяются две особенности современного политического участия граждан: все более востребованное взаимодействие с «новыми медиа» для отправки запроса политической системе через двухуровневую модель коммуникации, а также увеличение количества «театральных практик» в политике. В работе делается вывод, что компьютерные игры, как уже неотъемлемая часть метавселенной, позволяют множить пространства реального и виртуального, тем самым становясь эффективным и востребованным инструментом политики. Метавселенные потенциально усиливают конфликтность в обществе благодаря сокращению физической дистанции и последующей прямой коммуникации представителей различных социальных групп, игровой элемент и условность «нереального» мира формирует иную этику коммуникации без ограничений реального мира, а также создаются условия для реализации нетипичных в традиционном пространстве форм поведения. Это актуализирует гипотезу, что со временем игровые площадки начнут активнее модерировать деятельность пользователей в компьютерных играх. Структурно политическое участие в компьютерных играх не отличается от обычного, его целью точно так же является завоевание и удержание власти в оффлайн-государстве.

Об авторах

Дарья Николаевна Шлыкова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: shlykova-dn@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-8502-8261

аспирант кафедры сравнительной политологии

Москва, Российская Федерация

Илья Андреевич Туркин

Российский университет дружбы народов

Email: ilya.turkin2001@gmail.com
ORCID iD: 0009-0006-9485-1659

магистр кафедры сравнительной политологии

Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Angel, O.Yu. (2023). The metaverse as a new media phenomenon of society: Prospects for creation and social consequences. State and Municipal Management. Scholar Notes, (3), 221–226. (In Russian). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-3-221-226
  2. Balakina, Yu.V., Morozova, N.N., & Radina, N.K. (2024). Media, culture, and popular geopolitics: How imagined spaces and identities are formed. Polis. Political Studies, (6), 40–53. (In Russian). https://doi.org/10.17976/jpps/2024.06.04
  3. Barthes, R. (2003). System of fashion. Articles on cultural semiotics. Moscow: Sabashnikovy Publ. House. (In Russian). [Barthes, R. (1967). Système de la mode. Paris: Éditions du Seuil].
  4. Belov, S.I. (2024). Image of the USSR in the game ‛Atomic Heart᾿. Political Science (RU), (4), 168–189. (In Russian). http://www.doi.org/10.31249/poln/2024.04.07
  5. Bowditch, L., Naweed, A., Signal, T., & Chapman, J. (2024). More Than Just a Game: Understanding How Internet Games Are Used in Times of Stress. Entertainment Computing, (49), 1–12. https://doi.org/10.1016/j.entcom.2023.100617
  6. Crouch, C. (2010). Post-­Democracy. Moscow: HSE Publ.House. (In Russian). [Crouch, C. (2004). Post-­Democracy. Polity Press]
  7. Deleuze, G. (2004). Cinema. Moscow: Ad Marginem. (In Russian). [Deleuze, G. (1983). Cinéma 1: L’image-­mouvement..Deleuze, G. (1985). Cinéma 2: L᾿image-­temps.].
  8. Fedorchenko, S.N. (2018). Computer Game Studies: New horizons for political science and practice. Herald of Omsk University. Series «Historical studies», (4), 172–182. (In Russian). https://doi.org/10.25513/2312-1375.2018.4.172-182
  9. Foucault, M. (2011). Security, territory, population. Lectures delivered at College de France 1977–1978. St Petersburg: Nauka. (In Russian).
  10. Horkheimer, M. (2024). Culture industry: Enlightenment as deception of masses. Moscow: Ad Marginem Press. (In Russian).
  11. Kapustin, B. (2019). Reflections on the end of revolution. Moscow: Gaidar Institute Publ. House. (In Russian).
  12. Kazarinova, D.B. (2025). Alternative for Tuvalu’s statehood: Sunk to the bottom or move to the metaverse? RUDN Journal of Political Science, 27(1), 102–115. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2025-27-1-102-115
  13. Kosorukov, A.A. (2017). New media as a tool of public policy and socio-­political transformation of public space (on the example of Arab Spring)]. Sociodinamika, (7), 64–84. (In Russian).
  14. Lazarsfeld, P., & Merton, R. (2004). Relevant past: Symbolic politics of ruling elite and identity dilemmas in Russia. Moscow: Politicheskaya entsiklopediya. (In Russian).
  15. Potsieluev, S.P. (1999). Symbolic politics as staging and aestheticization. Polis. Political studies, (5), 62–76. (In Russian).
  16. Radayev, V. (2019). Millennials: How Russian society is changing. Moscow: HSE Publ. House. (In Russian).
  17. Rainbrook, D.V. (2018). Against elections. Moscow: Ad Marginem Press. (In Russian).
  18. Ryabov, D.O., & Kolpakova, M.M. (2024). ‛Domesticating᾿ geopolitics in modern Russian children᾿s war board games. South-­Russian Journal of Social Sciences, 25(4), 80–91. (In Russian). https://doi.org/10.31429/26190567-25-4-80-91
  19. Ryabov, O.V. (Ed.) (2023). “Enemy Number One” in symbolic policies of Soviet and American cinemas during Cold War era. Moscow: Aspect Press. (In Russian).
  20. Semenov, V.V., & Tsvetov, P.Yu. (2022). Protests in Hong Kong: Reasons and possible consequences. Observer, (2), 72–87. (In Russian). https://doi.org/10.48137/2074-2975_2022_02_72
  21. Varlamova, Yu.A. (2022). Intergenerational digital divide in Russia. Mir Rossii, 31(2), 51–74. (In Russian).https://doi.org/10.17323/1811-038X-2022-31-2-51-74
  22. Varufakis, Ya. (2025). Technofeudalism: What killed capitalism. Moscow: Ad Marginem Press. (In Russian).
  23. Vetushinskii, A. (2015). To play game studies press the start button. Logos, (1), 41–60. (In Russian).
  24. Zuboff, Sh. (2022). Age of surveillance capitalism: Fight for human future at new frontiers of power. Moscow: Gaidar Institut Publishing House. (In Russian). [Zuboff, Sh. (2019). Age of surveillance capitalism: Fight for human future at new frontiers of power. New York: Public Affairs].

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».