Let’s Play Politics: многопользовательские компьютерные игры как коммуникативная политическая технология
- Авторы: Шлыкова Д.Н.1, Туркин И.А.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 27, № 2 (2025): Политическая наука об играх
- Страницы: 243-260
- Раздел: ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИГРОВЕДЕНИЕ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1438/article/view/322495
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2025-27-2-243-260
- EDN: https://elibrary.ru/KUVQAY
- ID: 322495
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Сегодня компьютерные игры перестают быть исключительно средством досуга или эскапизма, а игровое пространство все чаще политизируется. Обозначенный процесс связан с тенденциями роста числа и расширения демографии пользователей, формированием альтернативных пространств социальной коммуникации, в том числе поверх национальных границ, а также появлением и выработкой у пользователей новых поведенческих паттернов и передач ценностей через игровой процесс. Выделяются две особенности современного политического участия граждан: все более востребованное взаимодействие с «новыми медиа» для отправки запроса политической системе через двухуровневую модель коммуникации, а также увеличение количества «театральных практик» в политике. В работе делается вывод, что компьютерные игры, как уже неотъемлемая часть метавселенной, позволяют множить пространства реального и виртуального, тем самым становясь эффективным и востребованным инструментом политики. Метавселенные потенциально усиливают конфликтность в обществе благодаря сокращению физической дистанции и последующей прямой коммуникации представителей различных социальных групп, игровой элемент и условность «нереального» мира формирует иную этику коммуникации без ограничений реального мира, а также создаются условия для реализации нетипичных в традиционном пространстве форм поведения. Это актуализирует гипотезу, что со временем игровые площадки начнут активнее модерировать деятельность пользователей в компьютерных играх. Структурно политическое участие в компьютерных играх не отличается от обычного, его целью точно так же является завоевание и удержание власти в оффлайн-государстве.
Ключевые слова
Об авторах
Дарья Николаевна Шлыкова
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: shlykova-dn@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-8502-8261
аспирант кафедры сравнительной политологии
Москва, Российская ФедерацияИлья Андреевич Туркин
Российский университет дружбы народов
Email: ilya.turkin2001@gmail.com
ORCID iD: 0009-0006-9485-1659
магистр кафедры сравнительной политологии
Москва, Российская ФедерацияСписок литературы
- Angel, O.Yu. (2023). The metaverse as a new media phenomenon of society: Prospects for creation and social consequences. State and Municipal Management. Scholar Notes, (3), 221–226. (In Russian). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-3-221-226
- Balakina, Yu.V., Morozova, N.N., & Radina, N.K. (2024). Media, culture, and popular geopolitics: How imagined spaces and identities are formed. Polis. Political Studies, (6), 40–53. (In Russian). https://doi.org/10.17976/jpps/2024.06.04
- Barthes, R. (2003). System of fashion. Articles on cultural semiotics. Moscow: Sabashnikovy Publ. House. (In Russian). [Barthes, R. (1967). Système de la mode. Paris: Éditions du Seuil].
- Belov, S.I. (2024). Image of the USSR in the game ‛Atomic Heart᾿. Political Science (RU), (4), 168–189. (In Russian). http://www.doi.org/10.31249/poln/2024.04.07
- Bowditch, L., Naweed, A., Signal, T., & Chapman, J. (2024). More Than Just a Game: Understanding How Internet Games Are Used in Times of Stress. Entertainment Computing, (49), 1–12. https://doi.org/10.1016/j.entcom.2023.100617
- Crouch, C. (2010). Post-Democracy. Moscow: HSE Publ.House. (In Russian). [Crouch, C. (2004). Post-Democracy. Polity Press]
- Deleuze, G. (2004). Cinema. Moscow: Ad Marginem. (In Russian). [Deleuze, G. (1983). Cinéma 1: L’image-mouvement..Deleuze, G. (1985). Cinéma 2: L᾿image-temps.].
- Fedorchenko, S.N. (2018). Computer Game Studies: New horizons for political science and practice. Herald of Omsk University. Series «Historical studies», (4), 172–182. (In Russian). https://doi.org/10.25513/2312-1375.2018.4.172-182
- Foucault, M. (2011). Security, territory, population. Lectures delivered at College de France 1977–1978. St Petersburg: Nauka. (In Russian).
- Horkheimer, M. (2024). Culture industry: Enlightenment as deception of masses. Moscow: Ad Marginem Press. (In Russian).
- Kapustin, B. (2019). Reflections on the end of revolution. Moscow: Gaidar Institute Publ. House. (In Russian).
- Kazarinova, D.B. (2025). Alternative for Tuvalu’s statehood: Sunk to the bottom or move to the metaverse? RUDN Journal of Political Science, 27(1), 102–115. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2025-27-1-102-115
- Kosorukov, A.A. (2017). New media as a tool of public policy and socio-political transformation of public space (on the example of Arab Spring)]. Sociodinamika, (7), 64–84. (In Russian).
- Lazarsfeld, P., & Merton, R. (2004). Relevant past: Symbolic politics of ruling elite and identity dilemmas in Russia. Moscow: Politicheskaya entsiklopediya. (In Russian).
- Potsieluev, S.P. (1999). Symbolic politics as staging and aestheticization. Polis. Political studies, (5), 62–76. (In Russian).
- Radayev, V. (2019). Millennials: How Russian society is changing. Moscow: HSE Publ. House. (In Russian).
- Rainbrook, D.V. (2018). Against elections. Moscow: Ad Marginem Press. (In Russian).
- Ryabov, D.O., & Kolpakova, M.M. (2024). ‛Domesticating᾿ geopolitics in modern Russian children᾿s war board games. South-Russian Journal of Social Sciences, 25(4), 80–91. (In Russian). https://doi.org/10.31429/26190567-25-4-80-91
- Ryabov, O.V. (Ed.) (2023). “Enemy Number One” in symbolic policies of Soviet and American cinemas during Cold War era. Moscow: Aspect Press. (In Russian).
- Semenov, V.V., & Tsvetov, P.Yu. (2022). Protests in Hong Kong: Reasons and possible consequences. Observer, (2), 72–87. (In Russian). https://doi.org/10.48137/2074-2975_2022_02_72
- Varlamova, Yu.A. (2022). Intergenerational digital divide in Russia. Mir Rossii, 31(2), 51–74. (In Russian).https://doi.org/10.17323/1811-038X-2022-31-2-51-74
- Varufakis, Ya. (2025). Technofeudalism: What killed capitalism. Moscow: Ad Marginem Press. (In Russian).
- Vetushinskii, A. (2015). To play game studies press the start button. Logos, (1), 41–60. (In Russian).
- Zuboff, Sh. (2022). Age of surveillance capitalism: Fight for human future at new frontiers of power. Moscow: Gaidar Institut Publishing House. (In Russian). [Zuboff, Sh. (2019). Age of surveillance capitalism: Fight for human future at new frontiers of power. New York: Public Affairs].
Дополнительные файлы
