Феномен исламизма постиндустриального времени на территории Российской Федерации


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Радикальный ислам, как политический феномен, претерпел значительные изменения в течение первых десятилетий XXI в. Это сопровождалось, во-первых, некоторым снижением внутрирелигиознозной конфронтации, а во-вторых, развитием специфичной субкультуры ‘jihadi cool’, сочетающей черты общества потребления (современная музыка, стильная одежда, исламский мерч, молодежные журналы и т.д.) и джихадистской повестки. Данные факторы в комплексе формируют новую волну религиозного радикализма - исламизм постиндустриального времени, который представляет значительную угрозу международной безопасности. Вопросы относительно степени и характера развития исламизма постиндустриального времени на территории Российской Федерации до сих пор не рассматривались в научной литературе. Представленная статья является первой попыткой разобраться в данной проблеме, имеющей сложную социально-экономическую и этноконфессиональную природу. Теоретическими рамками исследования стали труды ведущих отечественных исламоведов, занимающихся проблемами исламского радикализма. В обозначенной парадигме авторами была сделана попытка дать собственное определение радикального ислама, выявить характерные черты явления, отделить религиозный экстремизм от фундаментализма. Работа с эмпирической базой осуществлялась за счет методов описательной статистики, а также применения качественного и количественного контент-анализа. Последний производился на основе данных Google Trends, перепроверенных через систему Wordstat.yandex. В заключении авторский коллектив пришел к выводам относительно распространения в России исламизма постиндустриального времени. Наблюдается нарастание активности радикалов в интернет-пространстве, их работа по расширению базы поддержки движения, основанной на знании алгоритмов работы социальных сетей. Также выявлены пока еще недостаточно явственные, но уже вполне просматривающиеся элементы субкультуры ‘jihadi cool’. Важно отметить, что все вышеперечисленные тренды зародились за рубежами Российской Федерации и были радикалами заимствованы. В целом это лишь подтверждает идею о периферийности российского исламского радикализма, который на протяжении всей своей истории был чужеродным элементом на отечественной этнокультурной почве.

Об авторах

Сергей Владимирович Демиденко

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Email: demidenko-sv@ranepa.ru
ORCID iD: 0000-0002-6519-9474

кандидат исторических наук, декан факультета политических исследований Института общественных наук

Москва, Российская Федерация

Сергей Борисович Маргулис

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Автор, ответственный за переписку.
Email: margulis-sb@ranepa.ru
ORCID iD: 0000-0003-0674-2550

старший преподаватель кафедры международной политики и зарубежного регионоведения факультета политических исследований Института общественных наук

Москва, Российская Федерация

Роман Иосифович Файншмидт

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Email: faynshmidt-ri@ranepa.ru
ORCID iD: 0000-0002-5212-1926

старший преподаватель кафедры международной политики и зарубежного регионоведения факультета политических исследований Института общественных наук

Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Akhmadullin, V.A. (2016). Activities of the Soviet State and Religious Administrations of Muslims in Organizing Pilgrimages (1944–1965): Analysis of Historical Experience and Significance for the Present. Moscow: Publishing House ‘Muslim Book’, 208 p. (In Russ.).
  2. Аl-Anani, Khalil. (2014). Post Islamism: The Changing Faces of Political Islam. Sociology of Islam, 2, 347–365.
  3. Anti-Extremist Policy in Russia, Kazakhstan, the Kyrgyz Republic and Tajikistan. Comparative Review. (2020). Moscow: Center ‘Sova’, 70 p. (In Russ.).
  4. Bayat, A. (1996). The coming of a post-Islamist Society. Critical Middle Eastern Studies, 5, 43–52
  5. Bayat, A. (2005). What is Post-Islamism? ISIM Review (pp. 1–6).
  6. Demidenko, S.V. (2014). Iraq — change of scenery. Bulletin of analytics, (3), 76–84 (In Russ.).
  7. Demidenko S.V., Kutuzova A.A. (2020). The Transformation of Radical Islam in a Post-Industrial Society. RUDN Journal of Political Science. 22(4), 690–712 (In Russ.). http://doi.org/10.22363/2313-1438-2020-22-4-690-712
  8. Demidenko S.V., Kutuzova A.A. (2020). Covid-19 and the New Reality of Islamic Radicalism. In Religion in Modern Russia: Pandemic Events and Discourse (pp. 217–236). Moscow: RUDN University. (In Russ.).
  9. Drąg, W., Krogulec, J., & Marecki, M. (2016). War and Words. Representations of Military Conflict in Literature and the Media. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 160 p.
  10. Hasan, M. (2005). Source of Terror: the Ideology of Wahhabism-Salafism. Moscow: Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, 158 p. (In Russ.).
  11. Heywood, A. (2005). Political Science. Moscow: YUNITI-DANA, 544 p. (In Russ.).
  12. Ignatenko, A.A. (2004). Islam and Politics. Moscow: Institute of Religion and Politics, 256 p.
  13. Ilan, J., & Sandberg, S. (2019). How ‘gangsters’ become jihadists: Bourdieu, criminology and the crime–terrorism nexus. European Journal of Criminology, 16(3), 278–294.
  14. Isaev, L.M., Korotaev A.V., Mardasov A.G., & Semenov K.V. (2021). Metamorphoses of Syrian Opposition. Moscow: Lenand, 304 p. (In Russ.).
  15. Kurbanov, R.V. (2012). What’s next for the House of Saud? Russia in Global Affairs, (4), 143–153 (In Russ.).
  16. Luz, G-G. (2002) Post-Islamism, the Failure of an Idea: Regards on Islam and Nationalism from Khomeini’s Death to the Arab Revolts Religion Compass, 6(10), 451–466.
  17. Price, E. (2014). Terrorists, Extremists, Militants: Selected Biographies, Autobiographies and related Documents and Writings. Perspectives on Terrorism, 8(3), 126–134.
  18. Russia — Central Asia. Politics and Islam in XX — early XXI centuries (Vol. 2). (2011). Moscow: Moscow University Press, 368 p. (In Russ.).
  19. Satanovsky, Y.Y. (2012). Russia and the Middle East. Cauldron with Troubles. Moscow: Eksmo, 410 p. (In Russ.).
  20. Shegaev, I.S. (2017). Islam in Political Discourse: Concepts, Stereotypes, Radicalism. Kazan: Buk Publishing House, 136 p. (In Russ.).
  21. Schmid, A.P. (2011). The Routledge Handbook of Terrorism Research. N.Y.: Taylor & Francis, 718 p.
  22. Syukiyainen, L.R. (2016). The Islamic Concept of the Caliphate: Initial Principles and Modern Interpretation. Islam in the Modern World, 3(12), 139–154 (In Russ.).
  23. Travis, M. (2017). Dark ideas: how neo-Nazi and violent jihadi ideologues shaped modern terrorism. Lanham: Lexington Books, 171 p.
  24. Tugal, C. (2002). Islamism in Turkey: beyond instrument and meaning. Economy and Society, 1, 85–111.
  25. Vasilyev, A.M. (1982). History of Saudi Arabia. Moscow: Nauka, 612 p. Warrick, J. (2016). Black Flags: The Rise of ISIS. Anchor, 384 р.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».