Социальный капитал молодежи современного мегаполиса: возможности эмпирического исследования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Современный мегаполис представляет собой конгломерат, который концентрирует экономические, политические, культурные, информационные и человеческие ресурсы. Высокая плотность населения, экономические и географические условия, сложная полиэтническая и мультикультурная структура крупных городов способствуют формированию определенных типов ценностных установок и поведенческих моделей у представителей молодого поколения. В качестве методологической основы выбраны неоинституциональный подход и теория социального капитала. Рассматривается ряд методологических работ, посвященных различным аспектам категории «социальный капитал», и исследуется возможность использования этого концепта для анализа мотивации протестного поведения и оценки протестного потенциала молодых людей. Сочетание экономической модели многоуровневого анализа социального капитала С.А. Сысоева и социально-политических параметров для эмпирической части исследования позволило четко определить основные категории и индикаторы анализа. Измерение уровней социального капитала мегаполиса с включением сетевого компонента расширяет диапазон возможностей для оценки и выявления протестного потенциала жителей крупных городов России.

Об авторах

Анна Владимировна Шентякова

Санкт-Петербургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: a.shentyakova@spbu.ru

кандидат политических наук, ассистент кафедры политических институтов и прикладных политических исследований

Санкт-Петербург, Российская Федерация

Список литературы

  1. Afanasyev, D. V., Guzhavina, T. A., & Mekhova, A. A. (2016). Social capital in a region: Revisiting the measurement and building of an indicator model. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 6: 110–125. (In Russian).
  2. Akhremenko, A. S., Stukal, D. K., & Petrov, A. P. (2020). Network vs message in protest diffusion on social media: Theoretical and data analytics perspectives. Polis. Political Studies, 2: 73–91. (In Russian).
  3. Akhtarieva, L. G., & Kharichkova, L. I. (2016). Current trends in the development of Russian megalopolises. Fundamental Research, 7: 56–57. (In Russian).
  4. Bourdieu, P. (2002). Forms of capital. Economic Sociology: E – Journal, 3–5: 60–74. (In Russian).
  5. Bourdieu, P. (2004). Forms of capital. Moscow: ROSSPEN. 680 p. (In Russian).
  6. Coleman, J. (2001). Social and human capital. Social Sciences and Contemporary World. 3: 122–139. (In Russian).
  7. Di Maggio, P. (1982). Cultural capital and school success: The impact of status culture participation on the grades of U.S. high school students. American Sociological Review, 47: 189–201.
  8. Franz, V. A. (2020). “Soft power” of the culture of political protest: Theoretical and methodological foundations of the study. Philosophy and Humanities in Information Society, 2: 92–101. (In Russian).
  9. Fukuyama, F. (2002). Social capital. Culture matters. How values contribute to social progress. Ed. by L. Harrison and S. Huntington. Moscow.: Moscow school of political research. 320 p. (In Russian).
  10. Khaikin, M. M., & Krutik, A. B. (2014). Social capital and social networks. Bulletin of the South Ural State University. Series Economics and Management, 1: 85–92. (In Russian).
  11. Levanova, E. A., Mudrik, A. V., Pushkareva, T. V., & Seryakova, S. B. (2019). Megapolis as a socio-cultural and socio-pedagogical phenomenon. Siberian Pedagogical Journal, 5: 7–14. (In Russian).
  12. Maksimov, S. N., & Semenenko, V. V. (2012). Peculiarities and problems of the development of contemporary megalopolises. Problems of Modern Economics, 2: 352–355. (In Russian).
  13. Maskell, P. (2000). Social capital, innovation and competitiveness. Social Capital, Critical Perspectives. S. Baron, J. Field, T. Schuller (Eds.), Oxford: Oxford University Press. 111–123.
  14. Naydenova, L. I., & Fedotov, L. N. (2009). Non-economic capital and its implications for regional social development. The Journal of Sociology and Social Anthropology,12(2): 84–95. (In Russian).
  15. Parshina, V. V. (2015). Youth as a special socio-demographic group in the social structure of society. Actual Problems of Humanities and Natural Sciences, 10(5): 114–117. (In Russian).
  16. Putnam, R. (1996). Making democracy work: Civic traditions in modem Italy. Moscow: Ad Marginem. 287 p. (In Russian).
  17. Seredina, M. I. (2011). Social problems of contemporary world’s megalopolises. SERVICE PLUS, 1: 23–27. (In Russian).
  18. Stolbov, V. P. (2016). About social capital in urban environment. Proceedings of the Universities. Series Economics, Finance and Production Management, 4(30): 71–72. (In Russian).
  19. Vlasov, F. B., & Stebakov, A. A. (2016). Types and contradictions of social capital. Society and economy, 10: 20–21. (In Russian).
  20. Zakharov, A. (2018). Criticism of the concept of “Social capital” (translated from English by A. Zakharov). Emergency Reserve; 3: 211–220. (In Russian).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».