Лингвистический контекстуализм Кембриджской школы: проблема идеи как исторического действия
- Авторы: Худайбергенов Г.Р.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 26, № 4 (2024): Политические смыслы, теория идентичности и история идей
- Страницы: 709-719
- Раздел: ИЗ ИСТОРИИ ИДЕЙ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1438/article/view/322403
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2024-26-4-709-719
- EDN: https://elibrary.ru/XXHRAF
- ID: 322403
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследование посвящено критическому анализу лингвистического контекстуализма Кембриджской школы с акцентом на работах Джона Покока и Квентина Скиннера с целью выявить ограничения данного подхода в написании интеллектуальной истории. Автор ставит под вопрос постулируемую Кембриджской школой первостепенность лингвистического контекста в интерпретации текста, предлагая рассматривать движение идей не только как неотъемлемую часть порождающих их речевых актов, но и при этом детерминированных, в первую очередь, социальными условиями. Подробно рассматриваются основные положения лингвистического контекстуализма: концепция дискурса как системы языковых конвенций, определяющих границы возможного высказывания; роль речевого акта как инструмента изменения дискурса и осуществления политического действия; значение авторского намерения в интерпретации текста. Анализируя ключевые работы Покока и Скиннера, автор выявляет ряд проблемных моментов в их методологии. В частности, подвергается критике идея об автономии языка, которая, по мнению автора, не позволяет в полной мере учесть влияние социального контекста на формирование и развитие идей. Опираясь на концепцию речевого акта как формы социальной практики, основанной на принципах диалектического материализма, автор предлагает расширить методологический инструментарий Кембриджской школы. В частности, он настаивает на первостепенной необходимости анализа материальных и социальных условий, в которых происходит производство дискурса. Это позволит, по мнению автора, преодолеть ограничения лингвистического контекстуализма и создать более адекватный инструмент для написания интеллектуальной истории. В заключение статьи автор намечает перспективы дальнейших исследований в данном направлении, подчеркивая важность последовательного критического синтеза продуктивных методологических подходов для более глубокого понимания взаимосвязи языка, мышления и социальной реальности.
Ключевые слова
Об авторах
Георгий Рустамович Худайбергенов
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: 44geor44@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9797-2230
студент факультета политологии
Москва, Российская ФедерацияСписок литературы
- Atnashev, T.M., & Velizhev, M.B. (2018). Cambridge School: History and Method. In T. Atnashev & M. Velizhev (Eds.), Cambridge School: Theory and practice of intellectual history (pp. 7–50). Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. (In Russian).
- Atnashev, T.M., & Velizhev, M.B. (2021). The state of the craft. Three dilemmas of intellectual history. Novoe Literaturnoe Obozrenie, (5), 11–21. (In Russ.).
- Cuttica, C. (2016). Intellectual history in the modern university. In R. Whatmore & B. Young (Eds.), A companion to intellectual history (pp. 36–47). Oxford: Wiley Blackwell.
- Engel’s, F. (1983). Letters on historical materialism, 1890–1894. Moscow: Politizdat. (In Russian).
- Franzosi, R. (2008). Content analysis. Objective, systematic, and quantitative description of content. Content Analysis, 1(1), 21–49.
- Ilyenkov, E.V. (2020a). Hegel and hermeneutics. In Collected Works. In 10 vol. Dialectical Logic (Vol. 4, pp. 133–161). Moscow: Kanon+ ROOI «Reabilitaciya». (In Russ.).
- Ilyenkov, E.V. (2020b). Dialectical logic: Essays on history and theory. In Collected Works. In 10 vol. Dialectical Logic (Vol. 4, pp. 222–447). Moscow: Kanon+ ROOI «Reabilitaciya». (In Russian).
- Kovalchenko, I.D. (2003). Methods of historical research. Moscow: Nauka. (In Russian).
- Parekh, B., & Berki, R.N. (1973). The history of political ideas: A critique of Q. Skinner’s methodology. Journal of the History of Ideas, 34(2), 163–184. https://doi.org/10.2307/2708724
- Pavlov, A. (2018). Adventures of the method: The Cambridge school (of political thought) in contexts. Logos, 4(125), 261–302. (In Russian).
- Pocock, J.G.A. (1962). The history of political thought: A methodological enquiry. In Philosophy, Politics and Society (pp. 183–212). Oxford: Basil Blackwell.
- Pocock, J.G.A. (1973). Verbalizing a political act: Toward a politics of speech. Political Theory, 1(1), 27–45.
- Pocock, J.G.A. (1979). Political ideas as historical events: Political philosophers as historical actors. In A. Kontos (Ed.), Political Theory and the Rights of Persons (pp. 139–158). Montreal: McGill-Queen’s University Press.
- Pocock, J.G.A. (1981). The reconstruction of discourse: Towards the historiography of political thought. MLN, 96(5), 959–980. https://doi.org/10.2307/2906228
- Pocock, J.G.A. (1987). The Concept of a Language and the Métier d’Historien: Some Considerations on Practice. In A. Pagden (Ed.), The Languages of Political Theory in Early-Modern Europe (pp. 19–38). Cambridge: Cambridge University Press. https://doi.org/https://doi.org/10.1017/CBO9780511521447.002
- Pocock, J. G. A. (2009). Texts as events: Reflections on the history of political thought. In J. G. A. Pocock. Political Thought and History: Essays on Theory and Method (pp. 106-123). Cambridge: Cambridge University Press..
- Pocock, J.G.A. (2018). The state of the art. In T. Atnashev, & M. Velizhev (Eds.), Cambridge school: Theory and practice of intellectual history (pp. 142–188). Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. (In Russian).
- Skinner, Q. (2004). The Collingwood approach to the history of political thought: Formation, challenge, prospects. Novoe literaturnoe obozrenie, (66), 1–16. (In Russian).
- Skinner, Q. (2005). Language and political change. Logos, (48), 143–152. (In Russian).
- Skinner, Q. (2018a). A reply to my critics. In T. Atnashev & M. Velizhev (Eds.), Cambridge school: Theory and practice of intellectual history (pp. 249–346). Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. (In Russian).
- Skinner, Q. (2018b). Meaning and understanding in the history of ideas. In T. Atnashev & M. Velizhev (Eds.), Cambridge school: Theory and practice of intellectual history (pp. 53–122). Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. (In Russian).
- Tilly, J. (2018). The pen is mightier than the sword: Quentin Skinner analyzes politics. In T. Atnashev & M. Velizhev (Eds.), Cambridge school: Theory and practice of intellectual history (pp. 218–248). Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. (In Russ.).
- Toews, J.E. (1987). Intellectual history after the linguistic turn: The autonomy of meaning and the irreducibility of experience. The American Historical Review, 92(4), 879–907. https://doi.org/https://doi.org/10.2307/1863950
- Whatmore, R. (2023). What is intellectual history? Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. (In Russian).
Дополнительные файлы
