Кино как зеркало идентичности, идентичность в зеркале кино

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Влияние кинематографа на формирование национальной, цивилизационной, политической идентичности, на утверждение гражданской идентичности как ресурса общественного развития входит в сферу интереса политической науки. Анализ построен на принципах идентитарного подхода, использованы компаративные методы; эмпирическую базу составляет фильмография по общественно-политической тематике, примеры отобраны методом целевой выборки. В центре внимания - произведения художественного кино, которые предоставляют богатый материал не только для изучения тенденций современного политического развития через их отражение в художественном творчестве, но и для осмысления восприятия политики и политического развития современниками сквозь призму обыденного сознания. На примере кинопродукции разных стран авторы выявляют механизмы, которые используются заказчиками и создателями кинофильмов для воздействия на идентичность и политическую картину мира аудитории. Показано, что киноискусство оказывается эффективным инструментом создания и пересмотра исторических нарративов и продвижения новых образов и смыслов, фиксируя разрывы и преемственность памяти поколений, и видение перспектив развития. Особое внимание уделено жанру биографического кино (биопикам), значимость которого связана с ролью персонифицированных идентификаторов в лице политических лидеров и личностей, воплощающих национальный идеал. На основе проведенного анализа авторы актуализируют проблему ожидания героя в современном кинематографе, рассматривая ее как неудовлетворенный общественный запрос.

Об авторах

Ирина Станиславовна Семененко

Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук

Email: semenenko@imemo.ru
ORCID iD: 0000-0003-2529-9283

доктор политических наук, член-корр. РАН, зам. директора по научной работе

Москва, Российская Федерация

Владимир Игоревич Пантин

Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: v.pantin@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4218-4579

доктор философских наук, зав. отделом сравнительных политических исследований Центра сравнительных социально-экономических и политических исследований

Москва, Российская Федерация

Елена Васильевна Морозова

Кубанский государственный университет

Email: morozova_e@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0002-1369-7594

доктор философских наук, профессор кафедры государственной политики и публичного управления

Краснодар, Российская Федерация

Список литературы

  1. Artamonova, U.Z. (2020). American cinema as an instrument of US public diplomacy. Analysis and Forecast. Journal of IMEMO RAS, 2, 110–122. (In Russian). https://doi.org/10.20542/afij-2020-2-110-122
  2. Berger, P. & Luckmann, T. (1995). Social construction of reality. Treatise on the sociology of knowledge. (Trans. by E.D. Rutkevich). Moscow: Medium, 323 p. (In Russian).
  3. Castells, M. (2000). The information age: Economy, society and culture. Moscow: HSE, 608 p. (In Russian).
  4. Castells, M. (2020). The power of communication. Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics, 591 p. (In Russian).
  5. Dubois, R. (2007). Une histoire politique du cinéma: Etats-­Unis, Europe, URSS. Arles: Ed. Sulliver, 214 p.
  6. Edensor, T. (2002). National identity, popular culture and everyday life. Oxford, New York: Berg, 216 р. https://doi.org/10.4324/9781003086178
  7. Fadeeva, L.A. (2023). Permanent crisis. In I.S. Semenenko (Ed.), Identity: Person, Society, Policy. New Contours of the Research Field (pp. 371–378). Moscow: Ves’ mir. (In Russian).
  8. Fattor, E.M. (2014). American empire and the arsenal of entertainment: Soft power and cultural weaponization. New York: Palgrave Macmillan, 241 p. https://doi.org/10.1057/9781137382238
  9. Fedorov, A.V. (2013). Transformation of the image of Russia on the Western screen: From the era of ideological confrontation (1946–1991) to the modern stage (1992–2019). 2nd ed. Moscow: Publ. MOO “Information for All”. (In Russian).
  10. Greenburg Gilliom, K. (2016). Searching for truth: A collective memory of Aldo Moro in Italian cinema (dissertation). Chapel Hill, Department of Romance Studies: University of North Carolina.
  11. Huntington, S.P. (1996). The clash of civilizations and the remaking of world order. New York: Simon & Schuster, 410 р.
  12. Khalilov, V.M. (2019). Contemporary American cinema and neoliberal ideology. USA & Canada: Economics, Politics, Culture, 2, 112–127. (In Russian). https://doi.org/10.31857/S032120680003769-9
  13. Khanna, A. (2017). Why is India’s soft power still untapped? The Wire. Retrieved August 03, 2024, from https://thewire.in/175595/why-­is-indias-­soft-power-­still-untapped/
  14. Kulikova, D.N. (2023). Cinema as an instrument of soft power of the state on the example of cinematography of Spain and the USA. Ideas and Ideals, 15, 2 (2), 459–475. (In Russian). https://doi.org/10.17212/2075-0862-2023-15.2.2-459-475
  15. Lerner, M. (1992). America as a civilization: Life and thought in the United States today. Moscow: Raduga, (In Russian).
  16. Lolo, M.M. (2013). International migration and cinematography. Observer, 3, 101–108. (In Russian).
  17. Lubsky, A.V. (2015). State-­civilization and national-­civilizational identity in Russia. Humanitarian of the South of Russia, 2, 30–45. (In Russian).
  18. Maini, T.S. (2016). Can soft power facilitate India’s foreign policy goals? The Hindu Centre for Politics. Retrieved July 18, 2024 from https://www.thehinducentre.com/the-­arena/current-­issues/can-­soft-power-­facilitate-indias-­foreign-policy-­goals/article64931507.ece
  19. Naumov, A.O. & Polozhevich, R.S. (2018). “Soft power” of India as a sovereign state: History and modernity (Part II). Public Administration. Electronic Bulletin, 70, 291–328. (In Russian). https://doi.org/10.24411/2070-1381-2018-00095
  20. Pells, R. (2012). Modernist America: Art, music, movies, and the globalization of American culture. New Haven: Yale University Press, 512 p.
  21. Resmini, M. (2023). Italian political cinema. Figures of the long ‘68. Minnesota: Minnesota UP, 294 р. https://doi.org/10.5749/9781452970158
  22. Romanova, A.P. & Chernichkin, D.A. (2024). Turkey and Pan-­Turkism influence on the development of new national identities in the Caspian region: The evidence from Turkmenistan and Kazakhstan. RUDN Journal of Political Science, 26(1), 181–206. (In Russian). https://doi.org/10.22363/2313-1438-2024-26-1-181-206
  23. Ryabov, O.V. (2011). “Soviet enemy” in American cinema: The gender. Woman in Russian Society, 2, 20–30. (In Russian).
  24. Semenenko, I.S. (Ed.) (2017). Identity: The Individual, society, and politics. Moscow: Ves’Mir, 992 p. (In Russian).
  25. Semenenko, I.S. (2022). National development policy in the face of global challenges: The Irish Pendulum. World Economy and International Relations, 66(7), 81–93. (In Russian). https://doi.org/10.20542/0131-2227-2022-66-7-81-93
  26. Semenenko, I.S. (Ed.) (2023). Identity: The individual, society, and politics. New outlines of the research field. Moscow: Ves’ Mir, 512 p. (In Russian).
  27. Skilling, G.H, & Griffiths, F. (Eds.). (1971). Interest groups in Soviet politics. Princeton: Princeton University Press.
  28. Shaw, T. (2007). Hollywood’s Cold war. Edinburgh: Edinburgh University Press, 352 р.
  29. Skorik, A.V. (2018). Visualization as a political technology. RUDN Journal of Political Science, 20(4), 609–615. (In Russian). https://doi.org/10.22363/2313-1438-2018-20-4-609-615
  30. Tarkovsky, A. (2002). Captured time. In P. Volkova (Ed.), Andrei Tarkovsky. Archives. Documents. Memories (pp. 95–350). Moscow: Eksmo-­press. (In Russian).
  31. Thompson, K.M. (2003). New Zealand’s first indigenous blockbuster. In J. Stringer (Ed.), Movie Blockbusters (pp. 230–241). New York: Routledge.
  32. Yusev, A.B. (2017). Cinema politics: Hidden meanings of contemporary Hollywood Films. Moscow: Alpina Publisher, 300 p. (In Russian).
  33. Zorkaya, N.M. (2014). History of Russian cinema. 20th century. Moscow: OOO “Bely Gorod”, 1113 p. (In Russian).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».