Кино как зеркало идентичности, идентичность в зеркале кино
- Авторы: Семененко И.С.1, Пантин В.И.1, Морозова Е.В.2
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук
- Кубанский государственный университет
- Выпуск: Том 26, № 4 (2024): Политические смыслы, теория идентичности и история идей
- Страницы: 733-752
- Раздел: ИДЕНТИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ РАЗМЕЖЕВАНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1438/article/view/322405
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2024-26-4-733-752
- EDN: https://elibrary.ru/XPEANL
- ID: 322405
Цитировать
Аннотация
Влияние кинематографа на формирование национальной, цивилизационной, политической идентичности, на утверждение гражданской идентичности как ресурса общественного развития входит в сферу интереса политической науки. Анализ построен на принципах идентитарного подхода, использованы компаративные методы; эмпирическую базу составляет фильмография по общественно-политической тематике, примеры отобраны методом целевой выборки. В центре внимания - произведения художественного кино, которые предоставляют богатый материал не только для изучения тенденций современного политического развития через их отражение в художественном творчестве, но и для осмысления восприятия политики и политического развития современниками сквозь призму обыденного сознания. На примере кинопродукции разных стран авторы выявляют механизмы, которые используются заказчиками и создателями кинофильмов для воздействия на идентичность и политическую картину мира аудитории. Показано, что киноискусство оказывается эффективным инструментом создания и пересмотра исторических нарративов и продвижения новых образов и смыслов, фиксируя разрывы и преемственность памяти поколений, и видение перспектив развития. Особое внимание уделено жанру биографического кино (биопикам), значимость которого связана с ролью персонифицированных идентификаторов в лице политических лидеров и личностей, воплощающих национальный идеал. На основе проведенного анализа авторы актуализируют проблему ожидания героя в современном кинематографе, рассматривая ее как неудовлетворенный общественный запрос.
Об авторах
Ирина Станиславовна Семененко
Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук
Email: semenenko@imemo.ru
ORCID iD: 0000-0003-2529-9283
доктор политических наук, член-корр. РАН, зам. директора по научной работе
Москва, Российская ФедерацияВладимир Игоревич Пантин
Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: v.pantin@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4218-4579
доктор философских наук, зав. отделом сравнительных политических исследований Центра сравнительных социально-экономических и политических исследований
Москва, Российская ФедерацияЕлена Васильевна Морозова
Кубанский государственный университет
Email: morozova_e@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0002-1369-7594
доктор философских наук, профессор кафедры государственной политики и публичного управления
Краснодар, Российская ФедерацияСписок литературы
- Artamonova, U.Z. (2020). American cinema as an instrument of US public diplomacy. Analysis and Forecast. Journal of IMEMO RAS, 2, 110–122. (In Russian). https://doi.org/10.20542/afij-2020-2-110-122
- Berger, P. & Luckmann, T. (1995). Social construction of reality. Treatise on the sociology of knowledge. (Trans. by E.D. Rutkevich). Moscow: Medium, 323 p. (In Russian).
- Castells, M. (2000). The information age: Economy, society and culture. Moscow: HSE, 608 p. (In Russian).
- Castells, M. (2020). The power of communication. Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics, 591 p. (In Russian).
- Dubois, R. (2007). Une histoire politique du cinéma: Etats-Unis, Europe, URSS. Arles: Ed. Sulliver, 214 p.
- Edensor, T. (2002). National identity, popular culture and everyday life. Oxford, New York: Berg, 216 р. https://doi.org/10.4324/9781003086178
- Fadeeva, L.A. (2023). Permanent crisis. In I.S. Semenenko (Ed.), Identity: Person, Society, Policy. New Contours of the Research Field (pp. 371–378). Moscow: Ves’ mir. (In Russian).
- Fattor, E.M. (2014). American empire and the arsenal of entertainment: Soft power and cultural weaponization. New York: Palgrave Macmillan, 241 p. https://doi.org/10.1057/9781137382238
- Fedorov, A.V. (2013). Transformation of the image of Russia on the Western screen: From the era of ideological confrontation (1946–1991) to the modern stage (1992–2019). 2nd ed. Moscow: Publ. MOO “Information for All”. (In Russian).
- Greenburg Gilliom, K. (2016). Searching for truth: A collective memory of Aldo Moro in Italian cinema (dissertation). Chapel Hill, Department of Romance Studies: University of North Carolina.
- Huntington, S.P. (1996). The clash of civilizations and the remaking of world order. New York: Simon & Schuster, 410 р.
- Khalilov, V.M. (2019). Contemporary American cinema and neoliberal ideology. USA & Canada: Economics, Politics, Culture, 2, 112–127. (In Russian). https://doi.org/10.31857/S032120680003769-9
- Khanna, A. (2017). Why is India’s soft power still untapped? The Wire. Retrieved August 03, 2024, from https://thewire.in/175595/why-is-indias-soft-power-still-untapped/
- Kulikova, D.N. (2023). Cinema as an instrument of soft power of the state on the example of cinematography of Spain and the USA. Ideas and Ideals, 15, 2 (2), 459–475. (In Russian). https://doi.org/10.17212/2075-0862-2023-15.2.2-459-475
- Lerner, M. (1992). America as a civilization: Life and thought in the United States today. Moscow: Raduga, (In Russian).
- Lolo, M.M. (2013). International migration and cinematography. Observer, 3, 101–108. (In Russian).
- Lubsky, A.V. (2015). State-civilization and national-civilizational identity in Russia. Humanitarian of the South of Russia, 2, 30–45. (In Russian).
- Maini, T.S. (2016). Can soft power facilitate India’s foreign policy goals? The Hindu Centre for Politics. Retrieved July 18, 2024 from https://www.thehinducentre.com/the-arena/current-issues/can-soft-power-facilitate-indias-foreign-policy-goals/article64931507.ece
- Naumov, A.O. & Polozhevich, R.S. (2018). “Soft power” of India as a sovereign state: History and modernity (Part II). Public Administration. Electronic Bulletin, 70, 291–328. (In Russian). https://doi.org/10.24411/2070-1381-2018-00095
- Pells, R. (2012). Modernist America: Art, music, movies, and the globalization of American culture. New Haven: Yale University Press, 512 p.
- Resmini, M. (2023). Italian political cinema. Figures of the long ‘68. Minnesota: Minnesota UP, 294 р. https://doi.org/10.5749/9781452970158
- Romanova, A.P. & Chernichkin, D.A. (2024). Turkey and Pan-Turkism influence on the development of new national identities in the Caspian region: The evidence from Turkmenistan and Kazakhstan. RUDN Journal of Political Science, 26(1), 181–206. (In Russian). https://doi.org/10.22363/2313-1438-2024-26-1-181-206
- Ryabov, O.V. (2011). “Soviet enemy” in American cinema: The gender. Woman in Russian Society, 2, 20–30. (In Russian).
- Semenenko, I.S. (Ed.) (2017). Identity: The Individual, society, and politics. Moscow: Ves’Mir, 992 p. (In Russian).
- Semenenko, I.S. (2022). National development policy in the face of global challenges: The Irish Pendulum. World Economy and International Relations, 66(7), 81–93. (In Russian). https://doi.org/10.20542/0131-2227-2022-66-7-81-93
- Semenenko, I.S. (Ed.) (2023). Identity: The individual, society, and politics. New outlines of the research field. Moscow: Ves’ Mir, 512 p. (In Russian).
- Skilling, G.H, & Griffiths, F. (Eds.). (1971). Interest groups in Soviet politics. Princeton: Princeton University Press.
- Shaw, T. (2007). Hollywood’s Cold war. Edinburgh: Edinburgh University Press, 352 р.
- Skorik, A.V. (2018). Visualization as a political technology. RUDN Journal of Political Science, 20(4), 609–615. (In Russian). https://doi.org/10.22363/2313-1438-2018-20-4-609-615
- Tarkovsky, A. (2002). Captured time. In P. Volkova (Ed.), Andrei Tarkovsky. Archives. Documents. Memories (pp. 95–350). Moscow: Eksmo-press. (In Russian).
- Thompson, K.M. (2003). New Zealand’s first indigenous blockbuster. In J. Stringer (Ed.), Movie Blockbusters (pp. 230–241). New York: Routledge.
- Yusev, A.B. (2017). Cinema politics: Hidden meanings of contemporary Hollywood Films. Moscow: Alpina Publisher, 300 p. (In Russian).
- Zorkaya, N.M. (2014). History of Russian cinema. 20th century. Moscow: OOO “Bely Gorod”, 1113 p. (In Russian).
Дополнительные файлы
