Манипулятивный потенциал массовой культуры как инструмента политического воздействия
- Авторы: Белов С.И.1,2
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Институт общественной информации по общественным наукам Российской академии наук
- Выпуск: Том 26, № 2 (2024): Ценностно-мировоззренческие основания политики
- Страницы: 254-262
- Раздел: СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПОЛИТИКИ: ИДЕИ, КОНЦЕПТЫ, КОНЦЕПЦИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1438/article/view/322429
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2024-26-2-254-262
- EDN: https://elibrary.ru/NOCFHI
- ID: 322429
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В рамках представленного исследования рассмотрен вопрос о манипулятивном потенциале массовой культуры как инструмента политического воздействия на ценностные ориентации, мировоззрение и поведение широких масс. Методология работы выстроена на основе комбинации элементов сравнительного, структурного и дескриптивного анализа. Автор приходит к выводу, что продукция популярной культуры, даже при наличии у ее создателей чисто коммерческих мотивов, играет роль инструмента продвижения смыслов, ценностных ориентаций и моделей мировоззрения. Последнее превращает ее в ресурс регуляции поведения и восприятия целевой аудитории. Последнее превращает массовую культуру в продукт функционирования ориентационного уровня политической системы. Наличие у произведений популярной культуры потенциала к выработке эффекта эмоционального заражения способствует тому, что воздействие транслируемого контента приобретает максимально широкий характер. Высокая степень зависимости содержания культурных нарративов от конъюнктуры контекста и наличие возможности свободного комментирования способствует увеличению вариантов их интерпретации. Результатом становится утрата авторами и заказчиками и произведений полного контроля над распространением транслируемых смыслов и их истолкованием.
Ключевые слова
Об авторах
Сергей Игоревич Белов
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Институт общественной информации по общественным наукам Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: belov2006s@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-1464-040X
доктор политических наук, кандидат исторических наук, доцент кафедры российской политики факультета политологии, МГУ имени М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник отдела политической науки, Институт общественной информации по общественным наукам Российской академии наук
Москва, Российская ФедерацияСписок литературы
- Almond, G.A., & Verba, S. (2010). Civic Culture (An Approach to the Study of Political Culture). Journal of political philosophy and sociology of politics “Polity. Analysis. Chronicle. Forecast”, 2(57), pp. 122–144 (In Russian).
- Belyantsev, A.E., & Gershtein, I.Z. (2010). The image of the country through a computer game: historical and political aspect. Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky, 6, 279–283. (In Russian).
- Berger, P., & Luckman, T. (1995). The Social Construction of Reality. Treatise on the sociology of knowledge. Moscow: Medium (In Russian).
- Devine, D.J. (2013). America’s Way Back: Freedom, Tradition, Constitution. Wilmington: ISI Books.
- Donovan, T. (2010). Replay: The History of Video Games. East Sussex, England: Yellow Ant.
- Duverger, M. (2011). Political institutions and constitutional law. Sociology of power, 5, 206–217 (In Russian).
- Easton, D. (2015). An approach to the analysis of political systems. Bulletin of Moscow University. Series 12: Political Sciences, 5, 17–37 (In Russian).
- Eco, U. (1985). On the divisions of the cinematic code. The structure of the film. Some problems in the analysis of screen works (pp. 79–101). Moscow: Raduga. (In Russian).
- Furman, D., & Musgrave, P. (2017). Synthetic experiences: How popular culture matters for images of international relations. International Studies Quarterly, 61, 503–516.
- Lawler, J., & Smith, S. (2021). Reprogramming the history of video games: A historian’s approach to video games and their history. International Public History, 1, 47–54.
- Lotman, Yu.M. (1992). Memory in cultural studies. In Yu.M. Lotman, Selected essays. (pp. 200–202). Tallin. (In Russian).
- Lotman, Yu.M. (1973). Semiotics of cinema and problems of film aesthetics. Tallin: Eesti Raamat. (In Russian).
- Parsons, T. (1997). The System of Modern Societies. Moscow: Aspect-Press (In Russian).
- Ryabov, O.V. (2023). Film images of the enemy in the legitimation of power. In“Enemy number one” in the symbolic politics of cinematography of the USSR and the USA during the Cold War (pp. 162–197). Moscow. (In Russian).
- Schütz, A. (2004). Favorites: A world glowing with meaning. Moscow: ROSSPEN (In Russian). Wertsch, T. (2019). The endless war with echoes and ghosts: Collective memory, national identity, and the new frontier of american films and video games. Historical Expertise, 4(21), 25–41. (In Russian).
- Yudin, K.A. (2021). Chords of the Cold War: Music as a resource for representing the “image of the other” in Anglo-American cinema. Izvestiya of Saratov University. History. International relations, 21(3), 353–358. (In Russian). https://doi.org/10.18500/1819-4907-2021-21-3-353-358
Дополнительные файлы
