Государственная политика в сфере видеоигр: подходы и перспективы


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель исследования - выявление наиболее важных подходов и перспектив государственной политики в сфере видеоигр. В качестве методологической оптики автор обращается к принципам критического дискурс-анализа академических работ, сравнительного анализа кейс-стади и приема сценариотехник. Среди наиболее значимых направлений государственной видеоигровой политики автором выделены либеральный, консервативный и гибридный подходы. Кроме того, акцентируется отличие активной видеоигровой политики от ее реактивного варианта. Выявленные подходы, проблемы, перспективы и аспекты актуализируются с точки зрения значимости для задач государственной политики современной России. Также предпринята попытка концептуализации ойкуменной модели государственного суверенитета. Обоснована важность сотрудничества государства, представителей разработчиков и сообщества игроков в регулировании индустрии и рынка видеоигр. Перспективы и риски такого взаимодействия обозначены через авторское осмысление феномена политической индустрии. Для понимания перспектив трансформации российской государственной видеоигровой политики определены базовые сценарии ее развития.

Об авторах

Сергей Николаевич Федорченко

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: s.n.fedorchenko@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6563-044X

доктор политических наук, доцент кафедры истории и теории политики, факультет политологии

Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Al-­Rawi, A. (2024). The Development of Video Game Representations of the Middle East. Games and Culture. https://doi.org/10.1177/15554120241255425. EDN: DTQRND
  2. Ashin, G.K. (1971). Doctrine of mass society. Moscow: Politizdat. (In Russian).
  3. Becerra, M., & Waisbord, S.R. (2021). The curious absence of cybernationalism in Latin America: Lessons for the study of digital sovereignty and governance. Communication and the Public, 6(1–4), 67–79. https://doi.org/10.1177/20570473211046730. EDN: JRSZPA
  4. Belov, S.I. (2021). Prospects for the Use of Video Games and the Industry of Their Production as a Tool of Memory Policy from the Point of View of Relevant Government Bodies and NGO. Political Science Issues, 11(10), 2747–2753. (In Russian). https://doi.org/10.35775/PSI.2021.74.10.007. EDN: DONIYS
  5. Beschastnov, N.N., & Egorov, K.Yu. (2023). China᾿s policy in regulating the computer games market (social and cultural aspects). Theory and practice of social development, (5), 25–30. (In Russian). https://doi.org/10.24158/tipor.2023.5.2. EDN: UJTZML
  6. Colder Carras, M., & Stavropoulos, V. et al. (2021). Draconian policy measures are unlikely to prevent disordered gaming. Journal of Behavioral Addictions, 10(4), 849–853. https://doi.org/10.1556/2006.2021.00075. EDN: GICFWW
  7. Enzensberger, G. (2016). The Industry of Consciousness. Elements of Media Theory. Moscow: Ad Marginem Press. (In Russian).
  8. Fedorchenko, S.N. (2017). Political coding: problem statement and comparative studies of communication technologies for managing mass consciousness. Journal of Political Research, 1(3), 44–78. (In Russian). EDN: ZWHAPZ
  9. Fedorchenko, S.N. (2023). State-­civilization in the digital oikumene. Journal of Political Research, 7(1), 3–26. (In Russian). https://doi.org/10.12737/2587-6295-2023-7-1-3-26. EDN: YDIBNI
  10. Gutwenger, L. et al. (2024). Politics in Games — An Overview and Classification. 2024 IEEE Gaming, Entertainment, and Media Conference (GEM). Turin, 1–4. https://doi.org/10.1109/GEM61861.2024.10585741.
  11. Huizinga, J. (2021). Homo ludens. Man playing. Translated from Dutch by D.V. Seliverstov. Saint-­Petersburg: Azbuka, Azbuka-­Attikus. (In Russian).
  12. Horkheimer, M., & Adorno, T. (2024). The cultural industry. Enlightenment as a way to deceive the masses (2nd ed.). Translated from German. Moscow: Ad Marginem Press. (In Russian).
  13. Jiang, Q.L., & Fung, A.Y. (2017). Games With a continuum: globalization, regionalization, and the nation-­state in the development of China’s online game industry. Games and Culture, 14, 801–824. https://doi.org/10.1177/1555412017737636.
  14. Kiraly, O., Griffiths, M.D. et al. (2018). Policy responses to problematic video game use: A systematic review of current measures and future possibilities. Journal of behavioral addictions, 7(3), 503–517. https://doi.org/10.1556/2006.6.2017.050.
  15. Kwet, M. (2019). Digital colonialism: US empire and the new imperialism in the Global South. Race & Class. 60(4), 3–26. https://doi.org/10.1177/03063968188231.
  16. Lippmann, W. (2023). Public opinion. Translated from English by E. Abaeva. Moscow: AST. (In Russian).
  17. Mailland, J. (2024). The Game That Never Ends: How Lawyers Shape the Videogame Industry. Cambridge, London: The MIT Press. 10.7551/mitpress/13395.001.0001
  18. Melentyev M.Yu. (2022). State influence on the video game market in Russia. Creative Economy, 16(8), 3211–3224. https://doi.org/10.18334/ce.16.8.116134. EDN: FBGHII
  19. Piggott, J.A.J. (2019). The Impact of Censorship on the ‘Historical’ Video-­Game. Reinvention: an International Journal of Undergraduate, 12(2). https://doi.org/10.31273/reinvention.v12i2.360.
  20. Rastorguev, S.P. (2014). Planning and modeling of information operations. Information wars, (1), 2–10. (In Russian). EDN: RUXFYP
  21. Robertson, K. (2008). An analysis of the video game regulation harmonization effort in the European Union and its Trans-­Atlantic chilling effect on constitutionally protected expression. Boston College Intellectual Property & Technology Forum, 1–20.
  22. Robinson, N. (2012). Video games and violence: legislating on the politics of confusion. The Political Quarterly, 83(2). 414–423. https://doi.org/10.1111/j.1467-923X.2012.02271.x.
  23. Volodenkov, S.V., Fedorchenko, S.N., Belov, S.I., & Karlyavina, E.V. (2024). The Russian political elite and power image constructing peculiarities in contemporary video games (on the Metro Exodus materials). ΠΡΑΞΗMΑ. Journal of Visual Semiotics, 2, 57–78. https://doi.org/10.23951/2312-7899-2024-2-57-78. EDN: JYOENH
  24. Xiao, L.Y. (2022). Reserve your judgment on «Draconian» Chinese video gaming restrictions on children. Journal of Behavioral Addictions, 11(2), 249–255. https://doi.org/10.1556/2006.2022.00022. EDN: MXUTFI
  25. Zhou, X., Liao, M., Gorowska, M., & Chen, X., Li, Y. (2024). Compliance and alternative behaviors of heavy gamers in adolescents to Chinese online gaming restriction policy. Journal of Behavioral Addictions, 13(2), 687–692. https://doi.org/10.1556/2006.2024.00021. EDN: LCAQVY

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».