«Московское дело» как фактор активности протестной коммуникации в социальной сети «ВКонтакте»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследуется влияние юридических негативных санкций по отношению к участникам протестного движения в Москве в 2019 г. на протестную коммуникацию в социальной сети «ВКонтакте». В ходе исследования корпуса упоминаний протестов и негативных санкций в социальных сетях был оценен масштаб обсуждения судебного преследования в сравнении с обсуждениями самих протестов и очерчены основные факторы, влиявшие на магнитуду коммуникации вокруг различных эпизодов негативных санкций. Оказалось, что освещение уголовного преследования активистов вызывает существенно меньший интерес авторов и читателей, чем обсуждение самих митингов. Всплеска комментаторской активности не происходит, а сама публикационная активность оказывается сконцентрированой в крупных сообществах. Вклад в протестную коммуникацию для санкций против различных фигурантов не был одинаковым: наибольшее влияние оказывалось тогда, когда публичной кампании в защиту подсудимого удавалось вовлечь персон с высоким медиакапиталом либо большое число внешних по отношению к протестному движению людей. В случае, когда вокруг фигуранта было много информационных поводов, интересных только для других активистов, всплеск онлайн-коммуникации оказывался менее заметным. Таким образом, сами по себе юридические негативные санкции не становятся существенным информационным поводом автоматически, но создают потенциал для всплеска протестной коммуникации в случае, если информирование о преследовании дополняется традиционными формами политической мобилизации или вовлечением лидеров общественного мнения.

Об авторах

Илья Борисович Филиппов

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: ibfilippov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-1464-2923

студент аспирантской школы по политическим наукам

Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Akhremenko, A., & Philippov, I. (2019). Impact of the violent suppression of protest on its discussion in social networks. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, 153(5). 200–225. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.5.10 (In Russian).
  2. Arkhipova, A., Radchenko, D., Titkov, A., Kozlova, I., Iugai, E., Belianin, S., & Gavrilova, M. (2018). «Rally rebuild»: Internet in protest and protest on the Internet. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, 143(1), 12–35. https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.1.02 (In Russian).
  3. Barkan, S. (2006). Criminal prosecution and the legal control of protest. Mobilization: An International Quarterly, 11(2), 181–194. https://doi.org/10.17813/maiq.11.2. a8671t532kww2722
  4. Christensen, H.S. (2011). Political activities on the Internet: Slacktivism or political participation by other means? // First Monday, 16(2). https://doi.org/1010.5210/fm.v16i2.3336
  5. Della Porta, D. (2011). Communication in movement. Information, Communication & Society, 14(6), 800–819. https://doi.org/10.1080/1369118X.2011.560954
  6. Drury, J., & Reicher, S. (2000). Collective action and psychological change: The emergence of new social identities. British journal of social psychology, 39(4), 579–604. https://doi.org/10.1348/014466600164642
  7. Earl, J. (2015). The future of social movement organizations: The waning dominance of SMOs online. American Behavioral Scientist, 59(1), 35–52. https://doi.org/10.1177/0002764214540507
  8. Earl, J., & Soule, S. (2006). Seeing blue: A police-centered explanation of protest policing. Mobilization: An International Quarterly, 11(2), 145–164. https://doi.org/10.17813/ maiq.11.2.u1wj8w41n301627u
  9. Farrell, H. (2012). The consequences of the internet for politics. Annual review of political science, 15, 35–52. https://doi.org/10.1146/annurev-polisci-030810-110815
  10. Gerbaudo, P. (2020). The pandemic crowd. Journal of International Affairs, 73(2), 61–76.
  11. González-Bailón, S., Borge-Holthoefer, J., & Moreno, Y. (2013). Broadcasters and hidden influentials in online protest diffusion. American behavioral scientist, 57(7), 943–965. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2017808
  12. Halupka, M. (2014). Clicktivism: A systematic heuristic. Policy & Internet, 6(2), 115–132. https://doi.org/10.1002/1944-2866.POI355
  13. Ismangil, M., & Lee, M. (2021). Protests in Hong Kong during the COVID-19 pandemic. Crime, Media, Culture, 17(1), 17–20. https://doi.org/10.1177/1741659020946229 Morozov, E. (2009). The brave new world of slacktivism. Foreign policy, 19(05).
  14. Nassauer, A. (2015). Effective crowd policing: empirical insights on avoiding protest violence. Policing: An International Journal of Police Strategies & Management, 38(1), 3–23. https://doi.org/10.1108/PIJPSM-06-2014-0065
  15. Nim, E. (2016). “I can haz toy protezt”: in search of a theory of social movement mediatisation. The Journal of Social Policy Studies, 14(1), 55–70. (In Russian).
  16. Peterson, A., & Wahlström, M. (2015). Repression: the governance of domestic dissent. The Oxford handbook of social movements, 634–652. https://doi.org/10.1093/ oxfordhb/9780199678402.013.2
  17. Poell, T., & van Dijck, J. (2018). Social Media and new protest movements. In J. Burgess, A. Marwick & T. Poell (Eds.), The SAGE Handbook of Social Media (pp. 546–561). London: Sage.
  18. Steinhoff, P.G. (Ed.). (2016). Going to court to change Japan: Social movements and the law in contemporary Japan. University of Michigan Press.
  19. Tanneberg, D. (2020). How to Measure Dictatorship, Dissent, and Political Repression. In The Politics of Repression Under Authoritarian Rule (pp. 43–75). Springer, Cham.
  20. Van Dijck, J., & Poell, T. (2013). Understanding social media logic. Media and communication, 1(1), 2–14. https://doi.org/10.12924/mac2013.01010002
  21. Wong, S.C., & Wright, S. (2020). Hybrid mediation opportunity structure? A case study of Hong Kong’s Anti-National Education Movement. New Media & Society, 22(10), 1741–1762. https://doi.org/10.1177/1461444819879509

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».