Высшее образование как ресурс политики развития региона: пример Краснодарского края
- Авторы: Ракачев В.Н.1, Морозова Е.В.1
-
Учреждения:
- Кубанский государственный университет
- Выпуск: Том 24, № 4 (2022): Политика в регионах России
- Страницы: 827-855
- Раздел: МОЛОДЕЖЬ В ПОЛИТИКЕ РЕГИОНОВ РОССИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1438/article/view/322484
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2022-24-4-827-855
- ID: 322484
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность исследования связана с обоснованием роли нематериальных ресурсов в стратегиях территориального развития. Одним из основных нематериальных ресурсов, наряду с региональной и локальной идентичностью, ресурсами сетевого взаимодействия, является человеческий капитал. Наращивание, умножение человеческого капитала - одна из основных функций системы образования, в том числе высшего. Теоретические рамки исследования определены концепцией ответственного развития (И.С. Семененко), теорией «тройной спирали» (Triple Helix), теориями «предшествующих событий» (path dependence) П. Дэвида и «колеи зависимости». Эмпирическую базу составили результаты социологического исследования, проведенного среди студентов краснодарских вузов в июне 2022 г. В рамках комплексного анализа использованы документы региональных органов власти и управления, данные федеральной и региональной статистики. Краснодарский край изначально формировался и обретал свою целостность как сельскохозяйственный, система высшего образования формировалась, ориентируясь в значительной мере на подготовку специалистов для сельского хозяйства и связанных с ним отраслей. Структурные преобразования, начавшиеся в 1990-х гг., изменили вектор развития. Стремительное развитие курортно-рекреационной отрасли, предприятий третичного сектора экономики отразилось на внутрирегиональных и межрегиональных миграциях. Вузы Краснодарского края привлекательны для образовательных мигрантов из других регионов страны: как соседних территорий Юга России, так и северо-восточных регионов. При этом с точки зрения глобальной конкурентоспособности край имеет системные проблемы в развитии человеческого капитала, инноваций и пространства. Фокус анализа авторы обратили на образовательные траектории студентов, причины выбора ими Краснодара в качестве места обучения, удовлетворенность качеством образовательных услуг, степень и формы общественной активности, а также дальнейшие жизненные и профессиональные планы. Авторы выявили три противоречия современного состояния системы высшего образования края, без разрешения которых невозможна конвертация такого ресурса, как человеческий капитал, в реальный фактор развития региона. Это противоречие между значительно возрастающей численностью населения края и сокращением численности студентов, между потребностями рынка труда «экономики знаний» и структурой подготовки специалистов, между государственным трендом на развитие сельских территорий, в том числе кадровое, и отсутствие мотивации выпускников вузов на работу в сельских муниципальных образованиях. Cформулирован ряд предложений по разрешению указанных противоречий.
Об авторах
Вадим Николаевич Ракачев
Кубанский государственный университет
Email: midav.sf@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6505-4208
доктор исторических наук, профессор кафедры социологии
Краснодар, Российская ФедерацияЕлена Васильевна Морозова
Кубанский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: morozova_e@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0002-1369-7594
доктор философских наук, профессор кафедры государственной политики и государственного управления
Краснодар, Российская ФедерацияСписок литературы
- Alexandrov, D.A. (1997). Organization of university departments as a factor of development spiders: Germany, USA, Russia // In Yu.S. Vasiliev & S.A. Kugel (Eds.), World Models of Interaction Between Science and Higher Education. Proceedings of The International Scientific Conference, July 1–3, 1996 (pp. 54–61). St. Petersburg: Publ. of SPbSTU. (In Russian).
- Arefyev, A.L. (2004). Foreign students at Russian universities. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal (Public Opinion Monitoring), 3(71), 85–93. (In Russian).
- Arefyev, A.L., & Sheregi, F.E. (2014). Foreign Students at Russian Universities. Moscow: Center for Sociological Research Publ. (In Russian).
- Auzan, A.A. (2017). Path dependence problem and possibilities of its overcoming. World Economy and International Relations, 61(10), 96–105. (In Russian). https://doi.org/10.20542/0131-2227-2017-61-10-96-105
- Bessonova, O.E. (2006). Distribution Economy of Russia. Evolution Through Transformation. Moscow: Russian Political Encyclopedia (ROSSPEN) Publ. (In Russian).
- Burdakova, G.I., Byankin, A.S., & Vakhrusheva, V.O. (2017). The development of technological entrepreneurship in the region on the basis of the Triple Helix model. Scientific and Technical Statements STU. Economic Science, 10(6), 172–181. (In Russian).
- Camara, I., & Rakachev, V.N. (2018). African students in Russia: Peculiarities of social adaptation and relationship with the receiving community. South-Russian Journal of Social Sciences, (4), 15–22. (In Russian). https://doi.org/10.31429/26190567-19-4-164-179
- Chanbarisov, Sh.Kh. (1988). Formation of The Soviet University System. Moscow: Higher School Publ. (In Russian).
- David, P.A. (2007). Clio and economics of QWERTY. In Ya.I. Kuzminov (Ed.) & A. Balsevich (transl. from Eng.), Origins: From The Experience of Studying Economics as A Structure and as A Process. (Vol. 6, pp. 139–150). Moscow: Publ. House of the Higher School of Economics. (In Russian). [David, P.A. (1985). Clio and Economics of QWERTY. American Economic Review, 75(2), 332–337].
- Etzkowitz, H. (2010). The Triple Helix. University — Industry — Government. Innovation in Action. Tomsk: Publ. House of Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics. (In Russian). [Etzkowitz, H. (2008). The Triple Helix. University — Industry — Government. Innovation in Action. New York; L.: Routledge].
- Etzkowitz, H., & Leydesdorff, L. (2000). The dynamic of innovations: From national system and «Mode 2» to a Triple Helix of university–industry–government relations. Research Policy, 29(2), 109–123.
- Fadeeva, L.A., & Punina, K.A. (2015). University in the regional public policy: The Russian practice in comparative perspective. Political Science, (3), 150–160. (In Russian).
- Ivanov, A.E. (1991). Higher School of Russia in The Late XIX — Early XX Century. Moscow: Publ. of Institute of Russian History. (In Russian).
- Kamara, I. (2014). Foreign Students in A Russian University: Socio-Cultural Features of Adaptation and Professional Socialization. Krasnodar: Kuban State University Publ. (In Russian).
- Karamurzov, B.S. (2013). A regional university in modern Russia. Vysshee Obrazovanie v Rossii, (6), 59–64. (In Russian).
- Kashnitsky, I.S., Mkrtchyan, N.V., & Leshukov, O.V. (2016). Interregional migration of youths in Russia: A comprehensive analysis of demographic statistics. Educational Studies. Moscow, (3), 169–203. (In Russian). https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-3-169-203
- Khasaev, G.R., & Bolgova, Y.V. (2015). Regionalization of higher education and innovative development of economy of Russian regions. Journal of USUE, 1 (57), 61–70. (In Russian).
- Korostyshevskaya, E.M. (2014). Instruments of the Russian regional policy in the context of goal setting. University Proceedings. Volga Region. Social Sciences, 2 (30), 246–266. (In Russian).
- Kotkin, J. (2000). The New Geography: How Digital Revolution is Reshaping the American Landscape. New York: Random House.
- Krementsov, N. (1997). Stalinist Science. Princeton: Princeton University Press.
- Kurbatova, M.V., & Kagan, E.S. (2017). The role of universities in the formation of scientific and technological potential and in development of Russian Federation regions. University Management: Practice and Analysis, 21(5), 74–81. (In Russian).
- Kurbatova, M.V., Donova, I.V., Kranzeeva, E.A., & Leukhova, M.G. (2022). Educational migration in resource-extracting regions. Universe of Russia (Mir Rossii), 31(1), 91–112. (In Russian). https://doi.org/10.17323/1811-038X-2022-31-1-91-112
- Kuzminov, J.I., Semenov, D.S., & Froumin, I.D. (2013). University network structure: From the Soviet to the Russian “master plan”. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies. Moscow, (4), 8–69. (In Russian).
- Lakhtin, G.A. (1990). The Organization of Soviet Spiders: History and Modernity. Moscow: Nauka. (In Russian).
- Maly, V.I., & Guseva, A.V. (2014). The influence of the university environment on an innovative system in the region (the development of the “Triple Helix” theory in the case of the Saratov Region). The Bulletin of the Volga Region Institute of Administration, (2), 57–74. (In Russian).
- Мalyshev, E.A. (2012). The peculiarities of interaction between state, business and universities in the framework of the model “Triple Helix” in the border areas. Transbaikal State University Journal, 9(88), 103–112. (In Russian).
- Morozova, E.A., & Kochneva, O.P. (2021). Youth migration in the Kemerovo Region (Kuzbass). Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, Sociological, and Economic Sciences, 6(3), 326–338. (In Russian). https://doi.org/10.21603/2500-3372-2021-6-3-326-338
- Morozova, E.V., Miroshnichenko, I.V., & Semenenko, I.S. (2020). Identity policies in rural local community development in Russia. Polis. Political Studies, 6(3), 56–77. (In Russian). https://doi.org/10.17976/jpps/2020.03.05
- Petrov, V.N., Rakachev, V.N., Rakacheva, Ya.V., & Vashchenko, A.V. (2009). Foreign students adaptation issues. Sociological Research, (1), 117–121. (In Russian).
- Protasova, T.N. (2019). Residency assessment as a factor of migration tenets of Kuzbass residents. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, Sociological, and Economic Sciences, (4), 367–375. (In Russian). https://doi.org/10.21603/2500-3372-2019-4-4-367-375
- Ravenstein, E. (1885). The laws of migration. Journal of the Statistical Society, (46), 167–235. (In Russian).
- Ryazantsev, S.V., & Pis’mennaya E.E. (2009). Effects of the foreign students’ migration in Russia. Narodonaselenie (Population),(2), 69–79. (In Russian).
- Semenenko, I.S. (2019). Horizons of responsible development: From discourse to governance. Polis. Political Studies, 3, 7–26. (In Russian). https://doi.org/10.17976/jpps/2019.03.02
- Semenenko, I.S. (2021). Rethinking development in social sciences: On the threshold of an ethical turn. Polis. Political Studies, (2), 25–45. (In Russian). https://doi.org/10.17976/jpps/2021.02.03
- Sokolov, I.M. (2011). Efficiency of government decisions in terms of modernization: Experience of countries of the world. Theory and Practice of Social Development, (6), 182–184. (In Russian).
- Sokolov, M.M., & Titaev, K.D. (2013). “Provincial” and “indigenous” scholarship in the humanities and social sciences. Antropologicheskij forum / Forum for Anthropology and Culture, (19), 239–275. (In Russian).
- Spassky, A.S. (2002). Theoretical foundations of the sociological study of the content of the concept of “student satisfaction with university studies”. Law and Education, (2), 83–96. (In Russian).
- Sulimov, K.A., Borisova, N.V., & Borodina, L.S. (2017). Regional universities facing dilemma? Between Scylla of globalization and Charybdis of localization. International Trends, 15 (2(49)), 150–167. (In Russian). https://doi.org/10.17994/IT.2017.15.2.49.10
- Vakhitov, R.R. (2017). «Diseas» of our universities: Soviet universities in the post-soviet era. University Management: Practice and Analysis, 21(2), 14–23. (In Russian). https://doi.org/10.15826/umpa.2017.02.016
- Vasilyeva, E.V., & Vasileva, A.V. (2022). Demographic research in the context of economic development and security of regions. Ekonomika Regiona (Economy of Regions), 18(1), 1–20. (In Russian). https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2022-1-1
- Zykina, O.A. (2020). Migration plans of russian high school students: A regional dimension. Herald of Anthropology (Vestnik Antropologii), 4(52), 153–169. (In Russian). https://doi.org/10.33876/2311-0546/2020-52-4/153-169
Дополнительные файлы
