Государства Центральной Азии в международных рейтингах развития демократии
- Авторы: Гарбузарова Е.Г.1
-
Учреждения:
- Кыргызско-Российский Славянский университет
- Выпуск: Том 23, № 3 (2021): Мировая политика и перспективы демократии
- Страницы: 379-393
- Раздел: ГЕОПОЛИТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕМОКРАТИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1438/article/view/322567
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2021-23-3-379-393
- ID: 322567
Цитировать
Полный текст
Аннотация
С момента обретения независимости государства Центральной Азии декларируют о своей приверженности в сторону демократизации и развития рыночной экономики, выстраивая политическую систему по модели безальтернативного западного либерально-демократического образца. Оставив позади советское наследие, политические элиты Центральноазиатских государств стремятся выстроить эффективную стратегию национально-государственного развития и сформировать действенные демократические институты. Однако по прошествии нескольких десятилетий политические режимы в странах региона приобрели скорее авторитарный, нежели демократический, характер и в процессе демократического транзита столкнулись с серьезными угрозами в виде политической нестабильности и социально-экономических проблем. Произошел ренессанс традиционных национальных особенностей, ставших неотъемлемым элементом политической жизни суверенных государств. Свой отпечаток на развитие демократии в государствах региона накладывают неформальные институты - родоплеменные отношения, регионализм, клановая структура общества. По сути, внедрение в политический процесс Центральноазиатских государств базовых элементов демократии носит формальный или декларативный характер, а участие масс в политике ограниченно. Международные рейтинги развития демократии, используя различную методику и критерии, оценивают уровень демократического развития в государствах переходного периода. Опираясь на рейтинги политической трансформации, страны Запада устанавливают свои нормы и правила демократизации переходных стран. В итоге международные рейтинги используются как инструмент достижения интересов стран Запада, стремящихся переформатировать политические режимы недемократических стран, невзирая на их социокультурные особенности. В каждом Центральноазиатском государстве наблюдаются свои особенности и динамика/статика демократического транзита, однако объединяет их всех персонификация власти и лояльность личности, а не политическому институту. Автор на основе авторитетных международных рейтингов развития демократии предпринял попытку проследить современное состояние политических систем Центральноазиатских государств, выделив положительные и отрицательные тенденции в области их демократизации.
Об авторах
Елена Геннадьевна Гарбузарова
Кыргызско-Российский Славянский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: play_elenag@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3481-4363
кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии
Бишкек, КыргызстанСписок литературы
- Zhiltsov, S., Slizovsky, D., Shulenina, N., & Markova, E. (2018). Formation of national identity in the countries of Central Asia: Results, problems, prospects. Central Asia and the Caucasus, 21(1), 40–54.
- Malysheva, D.B. (2018). Political processes in post-Soviet Central Asia. Contours of global transformations, 11(3), 36–52.
- Ivanov, V.G. (2017). Validity of cross-country comparative ratings and global benchmarks from the perspective of the theory of complex systems in international relations. The RUDN Journal of Political Science, 19(3), 290–295.
- Grozin, A. (2010). Elites of Turkmenistan and Central Asian clans: General and special and difficulties of modernization. Russia and the Muslim world, 12, 94–106.
- Shkel, N.S. (2015). Regime changes of Post-soviet states of Central Asia and the Caucasus. Bulletin of Perm University. Political Science, 29(1), 5–23.
Дополнительные файлы
