Актуальные проблемы профилактики агрессивного поведения в образовательной среде: на примере трех школ российской глубинки
- Авторы: Гурьянова М.П.1, Селиванова Е.И.1,2
-
Учреждения:
- Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
- Выпуск: Том 18, № 4 (2021)
- Страницы: 692-707
- Раздел: ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ В РОССИИ И МИРЕ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/325985
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-4-692-707
- ID: 325985
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В числе острых социально-педагогических проблем, стоящих перед современной российской школой, - рост числа агрессивных проявлений в образовательной среде. Данная ситуация актуализирует потребность школы в профилактике и коррекции агрессивного поведения. В статье приведены результаты социально-педагогического исследования, нацеленного на выявление видов и форм агрессивного поведения в образовательной среде, изучение состояния работы образовательных организаций по их профилактике. Исследование проведено Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования в июле 2021 года в форме анкетного опроса директоров образовательных организаций - пилотных и инновационных школ Министерства просвещения РФ. Методология социально-педагогического исследования предполагала социально-педагогический анализ ситуаций агрессивных проявлений обучающихся, педагогов, родителей; изучение социальных, средовых, семейных и личностных факторов агрессивного поведения; выявление механизмов профилактики агрессивного поведения в образовательной среде. Результаты представлены в формате социально-психологических портретов трех школ, расположенных в отдаленных территориальных образованиях Хабаровского края, Калужской и Ростовской областей и являющихся яркими представителями наиболее типичных видов школ, характерных для сельского социума России. В кейсах трех школ зафиксированы виды агрессивного поведения, состояние работы школ по их профилактике. По каждой из школ даны выводы как рекомендации по совершенствованию работы по профилактике агрессивного поведения. В числе основных выводов исследования значимы следующие: а) в современной школе профилактическая работа становится самостоятельным видом педагогической работы; б) сверхактуальной для образовательных организаций сегодня является проблема киберагрессии, активно проявившаяся в период дистанционного обучения и требующая комплексной профилактической работы с обучающимися, педагогами, родителями; в) разработка и реализация программ профилактики и коррекции агрессивного поведения остро стоит на повестке дня сегодняшней школы. Идеи, изложенные в статье, могут быть использованы в практике работы образовательных организаций разных типов.
Об авторах
Марина Петровна Гурьянова
Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО
Автор, ответственный за переписку.
Email: guryanowamp@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9066-6882
доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт изучения детства, семьи и воспитания
Российская Федерация, 121069, Москва, Трубниковский пер, д. 15, стр. 1Елена Игоревна Селиванова
Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Email: selena3155@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7382-8341
младший научный сотрудник, Институт изучения детства, семьи и воспитания, Российская академия образования; специалист, Центр перспективных социальных исследований, Институт общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Российская Федерация, 121069, Москва, Трубниковский пер, д. 15, стр. 1; Российская Федерация, 119571, Москва, пр-кт Вернадского, д. 82Список литературы
- Aizenkot, D. (2018). Cyberbullying in WhatsApp classroom groups among children and adolescents: Exposure and victimization. The Eurasia Proceedings of Educational & Social Sciences (EPESS), 10, 1–10.
- Andrianova, R.A. (2020). Aggression in the structure of extremist behavior. Sotsial'naya Pedagogika v Rossii, (2), 28–33. (In Russ.).
- Bochaver, A.A. (2021). Consequences of school bullying for its participants. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 18(2), 393–409. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-2-393-409
- Bochaver, A.A., Gorlova, N.V., & Khlomov, K.D. (2021). Bullying within educational environment: Survey of school staff. Psikhologicheskie Issledovaniya, 76(14), 3–29. (In Russ.)
- Fainshtein, E.I. (2010). Mobbing, bulling i sposoby bor'by s nimi. Direktor Shkoly, (7(150)), 72–76. (In Russ.)
- Fomichenko, A.S. (2014). Vospriyatie i ponimanie uchitelyami agressivnogo povedeniya uchashchikhsya. Ph.D. in Psychology Thesis abstract. Moscow: Institute of Psycho-Pedagogical Problems of Childhood of Russian Academy of Education. (In Russ.)
- Guryanova, M.P. (2020). Socio-pedagogical prevention of aggression. Narodnoe Obrazovanie, (5(1482)), 94–101. (In Russ.)
- Guryanova, M.P. (2021). Design of preventive and preventive work of an educational organization with students. Pedagogika, 85(7), 61–67. (In Russ.)
- Guryanova, M.P., & Dementyeva, L.A. (2020). Kompleksnyi analiz deyatel'nosti shkol'nykh sotsial'nykh pedagogov po profilaktike agressivnykh proyavlenii detei v obrazovatel'noi srede. Sotsial'naya Pedagogika, (2), 83–95. (In Russ.)
- Haidaraj, Y. (2017). Teacher’s knowledge of bullying and their anti-bulling attitude. European Journal of Social Sciences Studies, 2(2), 1–11. https://doi.org/10.5281/zenodo.344262
- Khlomov, K.D., Bochever, A.A., & Korneev, A.A. (2020). Coping strategies of adolescents and educational environment. Social Psychology and Society, 11(2), 180–199. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/sps.2020110211
- Khlomov, K.D., Davydov, D.G., & Bochaver, A.A. (2019). Cyberbullying in the experience of Russian teenagers. Psychology and Law, 9(2), 276–295. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090219
- Konstantinov, V.V., & Mali, N.A. (2020). Adaptation of forced migrant children in general educational institutions: A case study of primary school-aged children from Ukraine. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 17(2), 273–287. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-2-273-287
- Nickerson, A.B. (2019). Preventing and intervening with bullying in schools: A framework for evidence-based practice. School Mental Health, 11, 15–28. https://doi.org/10.1007/s12310-017-9221-8
- Nickerson, A.B., & Ostrov, J.M. (2021). Protective factors and working with students involved in bullying: Commentary on the special issue and dedication to Dan Olweus. School Mental Health, 13, 443–451. https://doi.org/10.1007/s12310-021-09471-5
- Nickerson, A.B., Feeley, T.H., & Tsay-Vogel, M. (2017). Applying mass communication theory to bystander intervention in bullying. Adolescent Research Review, 2, 37–48. https://doi.org/10.1007/s40894-016-0030-3
- Razjouyan, K., Hirbod Mobarake, A., Sadr, S.S., Samimi Ardestani, S.M., & Yaseri, M. (2018). The relationship between emotional intelligence and the different roles in cyberbullying among high school students in Tehran. Iranian Journal of Psychiatry and Behavioral Sciences, 12(3):e11560. https://dx.doi.org/10.5812/ijpbs.11560
- Rean, A.A. (1996). Agressiya i agressivnost' lichnosti. Psikhologicheskii Zhurnal, 17(5), 3–18. (In Russ.)
- Semenyuk, L.M. (2005). Psikhologicheskie osobennosti agressivnogo povedeniya podrostkov i usloviya ego korrektsii: Textbook (3rd ed.). Moscow: Moscow Psychology and Social Institute Publ., Flinta Publ. (In Russ.)
- Shemshurin, A.A. (2020). Psychological and pedagogical conditions of prevention of aggressive behavior of schoolchildren. Journal of Pedagogical Studies, 5(2), 10–12. (In Russ.)
- Wang, P.-W., et al. (2019). Associations between callous-unemotional traits and various types of involvement in school bullying among adolescents in Taiwan. Journal of the Formosan Medical Association, 118(1(1)). 50–56. https://doi.org/10.1016/j.jfma.2018.01.003
- Ybarra, M.L., Prescott, T.L., & Espelage, D.L. (2016). Stepwise development of a text messaging-based bullying prevention program for middle school students (BullyDown). JMIR Mhealth Uhealth, 4(2), e60. https://doi.org/10.2196/mhealth.4936
- Zaostrovtseva, M.N. (2003). Sovmestnaya deyatel'nost' klassnogo vospitatelya, sotsial'nogo pedagoga i pedagoga-psikhologa po korrektsii agressivnogo povedeniya podrostkov. Ph.D. in Pedagogy Thesis abstract. Kirov: Vyatka State University. (In Russ.)
- Zych, I., et al. (2017). Protecting children against bullying and its consequences. Cham: Springer. http://dx.doi.org/10.1007/978-3-319-53028-4
- Zych, I., Farrington, D.P., & Ttofi, M.M. (2019). Protective factors against bullying and cyberbullying: A systematic review of meta-analyses. Aggression and Violent Behavior, 45, 4–19. https://doi.org/10.1016/j.avb.2018.06.008
Дополнительные файлы

