Актуальные проблемы профилактики агрессивного поведения в образовательной среде: на примере трех школ российской глубинки

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В числе острых социально-педагогических проблем, стоящих перед современной российской школой, - рост числа агрессивных проявлений в образовательной среде. Данная ситуация актуализирует потребность школы в профилактике и коррекции агрессивного поведения. В статье приведены результаты социально-педагогического исследования, нацеленного на выявление видов и форм агрессивного поведения в образовательной среде, изучение состояния работы образовательных организаций по их профилактике. Исследование проведено Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования в июле 2021 года в форме анкетного опроса директоров образовательных организаций - пилотных и инновационных школ Министерства просвещения РФ. Методология социально-педагогического исследования предполагала социально-педагогический анализ ситуаций агрессивных проявлений обучающихся, педагогов, родителей; изучение социальных, средовых, семейных и личностных факторов агрессивного поведения; выявление механизмов профилактики агрессивного поведения в образовательной среде. Результаты представлены в формате социально-психологических портретов трех школ, расположенных в отдаленных территориальных образованиях Хабаровского края, Калужской и Ростовской областей и являющихся яркими представителями наиболее типичных видов школ, характерных для сельского социума России. В кейсах трех школ зафиксированы виды агрессивного поведения, состояние работы школ по их профилактике. По каждой из школ даны выводы как рекомендации по совершенствованию работы по профилактике агрессивного поведения. В числе основных выводов исследования значимы следующие: а) в современной школе профилактическая работа становится самостоятельным видом педагогической работы; б) сверхактуальной для образовательных организаций сегодня является проблема киберагрессии, активно проявившаяся в период дистанционного обучения и требующая комплексной профилактической работы с обучающимися, педагогами, родителями; в) разработка и реализация программ профилактики и коррекции агрессивного поведения остро стоит на повестке дня сегодняшней школы. Идеи, изложенные в статье, могут быть использованы в практике работы образовательных организаций разных типов.

Об авторах

Марина Петровна Гурьянова

Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО

Автор, ответственный за переписку.
Email: guryanowamp@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9066-6882

доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт изучения детства, семьи и воспитания

Российская Федерация, 121069, Москва, Трубниковский пер, д. 15, стр. 1

Елена Игоревна Селиванова

Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Email: selena3155@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7382-8341

младший научный сотрудник, Институт изучения детства, семьи и воспитания, Российская академия образования; специалист, Центр перспективных социальных исследований, Институт общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Российская Федерация, 121069, Москва, Трубниковский пер, д. 15, стр. 1; Российская Федерация, 119571, Москва, пр-кт Вернадского, д. 82

Список литературы

  1. Aizenkot, D. (2018). Cyberbullying in WhatsApp classroom groups among children and adolescents: Exposure and victimization. The Eurasia Proceedings of Educational & Social Sciences (EPESS), 10, 1–10.
  2. Andrianova, R.A. (2020). Aggression in the structure of extremist behavior. Sotsial'naya Pedagogika v Rossii, (2), 28–33. (In Russ.).
  3. Bochaver, A.A. (2021). Consequences of school bullying for its participants. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 18(2), 393–409. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-2-393-409
  4. Bochaver, A.A., Gorlova, N.V., & Khlomov, K.D. (2021). Bullying within educational environment: Survey of school staff. Psikhologicheskie Issledovaniya, 76(14), 3–29. (In Russ.)
  5. Fainshtein, E.I. (2010). Mobbing, bulling i sposoby bor'by s nimi. Direktor Shkoly, (7(150)), 72–76. (In Russ.)
  6. Fomichenko, A.S. (2014). Vospriyatie i ponimanie uchitelyami agressivnogo povedeniya uchashchikhsya. Ph.D. in Psychology Thesis abstract. Moscow: Institute of Psycho-Pedagogical Problems of Childhood of Russian Academy of Education. (In Russ.)
  7. Guryanova, M.P. (2020). Socio-pedagogical prevention of aggression. Narodnoe Obrazovanie, (5(1482)), 94–101. (In Russ.)
  8. Guryanova, M.P. (2021). Design of preventive and preventive work of an educational organization with students. Pedagogika, 85(7), 61–67. (In Russ.)
  9. Guryanova, M.P., & Dementyeva, L.A. (2020). Kompleksnyi analiz deyatel'nosti shkol'nykh sotsial'nykh pedagogov po profilaktike agressivnykh proyavlenii detei v obrazovatel'noi srede. Sotsial'naya Pedagogika, (2), 83–95. (In Russ.)
  10. Haidaraj, Y. (2017). Teacher’s knowledge of bullying and their anti-bulling attitude. European Journal of Social Sciences Studies, 2(2), 1–11. https://doi.org/10.5281/zenodo.344262
  11. Khlomov, K.D., Bochever, A.A., & Korneev, A.A. (2020). Coping strategies of adolescents and educational environment. Social Psychology and Society, 11(2), 180–199. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/sps.2020110211
  12. Khlomov, K.D., Davydov, D.G., & Bochaver, A.A. (2019). Cyberbullying in the experience of Russian teenagers. Psychology and Law, 9(2), 276–295. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090219
  13. Konstantinov, V.V., & Mali, N.A. (2020). Adaptation of forced migrant children in general educational institutions: A case study of primary school-aged children from Ukraine. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 17(2), 273–287. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-2-273-287
  14. Nickerson, A.B. (2019). Preventing and intervening with bullying in schools: A framework for evidence-based practice. School Mental Health, 11, 15–28. https://doi.org/10.1007/s12310-017-9221-8
  15. Nickerson, A.B., & Ostrov, J.M. (2021). Protective factors and working with students involved in bullying: Commentary on the special issue and dedication to Dan Olweus. School Mental Health, 13, 443–451. https://doi.org/10.1007/s12310-021-09471-5
  16. Nickerson, A.B., Feeley, T.H., & Tsay-Vogel, M. (2017). Applying mass communication theory to bystander intervention in bullying. Adolescent Research Review, 2, 37–48. https://doi.org/10.1007/s40894-016-0030-3
  17. Razjouyan, K., Hirbod Mobarake, A., Sadr, S.S., Samimi Ardestani, S.M., & Yaseri, M. (2018). The relationship between emotional intelligence and the different roles in cyberbullying among high school students in Tehran. Iranian Journal of Psychiatry and Behavioral Sciences, 12(3):e11560. https://dx.doi.org/10.5812/ijpbs.11560
  18. Rean, A.A. (1996). Agressiya i agressivnost' lichnosti. Psikhologicheskii Zhurnal, 17(5), 3–18. (In Russ.)
  19. Semenyuk, L.M. (2005). Psikhologicheskie osobennosti agressivnogo povedeniya podrostkov i usloviya ego korrektsii: Textbook (3rd ed.). Moscow: Moscow Psychology and Social Institute Publ., Flinta Publ. (In Russ.)
  20. Shemshurin, A.A. (2020). Psychological and pedagogical conditions of prevention of aggressive behavior of schoolchildren. Journal of Pedagogical Studies, 5(2), 10–12. (In Russ.)
  21. Wang, P.-W., et al. (2019). Associations between callous-unemotional traits and various types of involvement in school bullying among adolescents in Taiwan. Journal of the Formosan Medical Association, 118(1(1)). 50–56. https://doi.org/10.1016/j.jfma.2018.01.003
  22. Ybarra, M.L., Prescott, T.L., & Espelage, D.L. (2016). Stepwise development of a text messaging-based bullying prevention program for middle school students (BullyDown). JMIR Mhealth Uhealth, 4(2), e60. https://doi.org/10.2196/mhealth.4936
  23. Zaostrovtseva, M.N. (2003). Sovmestnaya deyatel'nost' klassnogo vospitatelya, sotsial'nogo pedagoga i pedagoga-psikhologa po korrektsii agressivnogo povedeniya podrostkov. Ph.D. in Pedagogy Thesis abstract. Kirov: Vyatka State University. (In Russ.)
  24. Zych, I., et al. (2017). Protecting children against bullying and its consequences. Cham: Springer. http://dx.doi.org/10.1007/978-3-319-53028-4
  25. Zych, I., Farrington, D.P., & Ttofi, M.M. (2019). Protective factors against bullying and cyberbullying: A systematic review of meta-analyses. Aggression and Violent Behavior, 45, 4–19. https://doi.org/10.1016/j.avb.2018.06.008

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».