Современные словацкие студенты об общении в мультикультурной виртуальной среде

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современном мире возрастает значимость развития у детей и молодежи умений межкультурного общения. Важную роль в этом процессе играет расширение, повышение открытости и доступности интернет-пространства, где встречаются разные люди с разными взглядами, интересами и желаниями. Сегодняшних молодых людей справедливо называют «цифровыми аборигенами», легко ориентирующимися в мультикультурной онлайн-среде, активно использующими современные технологии, которые уже стали неотъемлемой частью их повседневной жизни. Целями исследования стали анализ контекста мультикультурной онлайн-среды с точки зрения студентов словацких университетов, выявление и оценка наиболее актуальных тем возникающих в интернете дискуссий, которые связаны с культурными различиями. В качестве основного метода исследования выбрано структурированное интервью. Результаты интервью отразили мнения словацких студентов относительно шести наиболее распространенных тем, связанных с представлением различных культур в интернете: 1) беспокойство о собственной безопасности из-за «отличий от других»; 2) дезинформация в интернете относительно «отличия других»; 3) когнитивные предрассудки; 4) религиозные предрассудки; 5) преувеличение; 6) воздействие на эмоции аудитории. Утверждается, что современные молодые люди должны развивать не только способность ориентироваться в виртуальной реальности, но и предпринимать ежедневные индивидуальные усилия по преодолению личных границ и развитию так называемой межкультурной медиаграмотности, которая понимается как способность приобретать, помимо цифровых компетенций, навыки межкультурного взаимопонимания и применять их на практике в процессе общения в интернет-среде.

Об авторах

Хедвига Ткачова

Католический университет в Ружомбероке

Автор, ответственный за переписку.
Email: hedwiga.tkacova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-3062-2284

доктор филологических наук, доктор богословия, доцент факультета искусств и литературы

Словацкая Республика, 034 01, Ружомберок, Грабовское шоссе, д. 1

Роман Кралик

Российский университет дружбы народов

Email: roman.kralik73@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-1929-1894

профессор, доктор богословия, Медицинский институт

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Boroš, J. (2001). Basics of social psychology. Bratislava: Iris. (In Slovak.)
  2. Charvát, J. (2007). Contemporary political extremism and radicalism. Prague: Portál. (In Czech.)
  3. Cortoni, I. (2017). Digital competence and family mediation in the perception of online risk to adolescents: Analysis of the Montenegro case study. International Journal of Media and Information Literacy, 2(2), 68-78. https://doi.org/10.13187/ijmil.2017.2.68
  4. Cross, T.L., Bazron, B.J., Dennis, K.W., & Isaacs, M.R. (1989). Towards a culturally competent system of care: A monograph on effective services for minority children who are severely emotionally disturbed. Washington, DC: CASSP Technical Assistance Center, Georgetown University Child Development Center.
  5. Derman-Sparks, L., & Phillips, C.B. (1997). Teaching/learning anti-racism: A developmental approach. New York: Teachers College Press, Columbia University.
  6. Douglas, K. (2021). COVID-19 conspiracy theories. Group Processes & Intergroup Relations, 24(2), 270-275. https://doi.org/10.1177/1368430220982068
  7. Fedorov, A., & Mikhaleva, G. (2020). Current trends in media and information literacy in research and scientific publications of the early 21st century. International Journal of Media and Information Literacy, 5(2), 153-163. https://doi.org/10.13187/ijmil.2020.2.153
  8. Grác, J. (1985). Persuasion: Influencing man by man. Martin: Osveta. (In Slovak.)
  9. Hall, S. (2013). Representation: Cultural representation and signifying practices. US: Sage Publications Ltd.
  10. Hašková, A., Šafranko, C., Pavlíková, M., & Petrikovičová, L. 2020. Application of online teaching tools and aids during corona pandemics. Ad Alta: Journal of Interdisciplinary Research, 10(2), 106-112. https://doi.org/10.33543/1002
  11. Hobbs, R., & Jensen, A. (2009). The past, present, and future of media literacy education. Journal of Media Literacy Education, 1, 1-11.
  12. Jirák, J., & Kopplová, B. (2009). Mass media. Prague: Portál. (In Czech.)
  13. Jones, W.H. (2003). Over the wall: Experiences with multicultural literacy. Journal of Marketing Education, 25(3), 231-240. https://doi.org/10.1177/0273475303257552
  14. Khonamri, F., Azizi, M., & Králik, R. (2020). Using interactive e-based flipped learning to enhance EFL literature students' critical reading. Science for Education Today, 10(1), 25-42. https://doi.org/10.15293/2685-6762.2001.02
  15. Kondrla, P., Tkáčová, H., & Tvrdoň, M. (2020). Social work and its impact on alleviating the social exclusion of religious minorities. ICERI 2020 Conference proceedings: 13th International Conference of Education, Research and Innovation (pp. 3844-3851). Seville: IATED.
  16. Kozubík, M., Filakovská Bobaková, D., Rosinský, R., Mojtová, M., Tvrdoň, M., & Dijk, J.P. van. (2020). Social structure in a Roma settlement: Comparison over time. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17(19), 7311. http://dx.doi.org/10.3390/ijerph17197311
  17. Lenč, J. (2017). Unwelcome foreigners: Muslims in Slovakia. In A. Bílá (Ed.), Muslims Are: Challenging Stereotypes, Changing Perceptions (pp. 167-180). Bratislava: Nadácia otvorenej spoločnosti. (In Slovak.)
  18. McQuail, D. (2007). Introduction to the theory of mass communication. Prague: Portál. (In Czech.)
  19. Mistrík, E. (2011). Objectives and content of multicultural education and training for the State Educational Program ISCED 0 and ISCED 1. Bratislava: State educational program. (In Slovak.) Retrieved from: https://www.statpedu.sk/files/articles/dokumenty/statny-vzdelavaci-program/mkv_isced_0_1.pdf
  20. Murgaš, F., & Petrovič, F. (2020). Quality of life and quality of environment in Czechia in the period of the COVID-19 pandemic. Geograficky Casopis, 72(3), 261-274. https://doi.org/10.31577/geogrcas.2020.72.3.13
  21. Nicolini, B. (2012). The first sultan of Zanzibar: Scrambling for power and trade in the nineteenth-century Indian Ocean. Princeton, NJ: Wiener
  22. Procházka, R., Šmahaj, J., Kolařík, M., & Lečbych, M. (2014). Theory and practice of counseling psychology. Prague: Grada. (In Czech.)
  23. Ramonet, I. (2003). Media tyranny. Prague: Mladá fronta. (In Czech.)
  24. Reifová, I. (2004). Dictionary of media communication. Prague: Portál. (In Czech.)
  25. Snow, C.C., Fjelstad, Ø.,D., & Langer, A.M. (2017). Designing the digital organization. Journal of Organization Design, 6(7), 1-13. https://doi.org/10.1186/s41469-017-0017-y
  26. Sue, D.W. (2001). Multidimensional facets of cultural competence. The Counseling Psychologist, 29(6), 790-821. https://doi.org/10.1177/0011000001296002
  27. Šišková, T. (1998). Education for tolerance and against racism. Prague: Portál. (In Czech.)
  28. Šmahel, D. (2003). Psychology and the Internet. Children by adults, adults by children. Prague: Triton. (In Czech.)
  29. Veličková-Hulanová, L. (2012). Kybergrooming a kyberstalking. In B. Krčmářová, K. Vacková, J. Hýbnerová, L. Veličková-Hulanová, A. Langrová, B. Malíková & P. Porubský (Eds), Children and Online Risks: Proceedings of Studies (pp. 87-110). Prague: Sdružení linka bezpečí. (In Czech.)
  30. Vybíral, Z. (2002). Research of disinhibition in young chat users. In I. Plaňava & M. Pilát (Eds). Children, Youth and Families in a Period of Transformation. Brno: Barrister & Principal-studio. (In Czech.)
  31. Webb, H., Jirotka, M., Stahl, B.C., Housley, W., Edwards, A., Matthew, W., Procter, R., Rana, O., & Burnap, P. (2016). Digital wildfires: Hyper-connectivity, havoc and a global ethos to govern social media. ACM SIGCAS Computers and Society, 45(3), 193-201. https://doi.org/10.1145/2874239.2874267
  32. Welnitzová, K., Jakubičková, B., & Králik, R. (2021). Human-computer interaction in translation activity: Fluency of machine translation. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 18(1), 217-234. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-1-217-234

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».