Социальность будущих педагогических работников и солидаризация общества в контексте интеграции новых субъектов России: методологическая рефлексия

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Вопросы социальной культуры и социального единства в условиях проведения специальной военной операции и интеграции Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей являются актуальнейшей проблемой российского общества и системы образования, в том числе и высшего. Решение ее нуждается в методологическом, гуманитарном сопровождении процесса изучения и формирования социальности личности в новых социально-культурных условиях. Цель работы - методологическое обоснование концептуальных линий формирования социальности будущих педагогических работников в условиях интеграции в общероссийское образовательное пространство новых субъектов Российской Федерации. На основе рефлексии, комплементарного использования антропологического, аксиологического, праксеологического подходов и методологических процедур в познавательном образе социальности зафиксированы ее существенные черты как интегративной категории и концептуальные линии развития в культуре и в процессе подготовки будущих педагогических работников (гуманитарность, психологический континуум социальности, культурной идентичности и фундаментальных социальных констант и др.). Интерпретация сущности социальности как способности личности осмысливать мировоззренческие, социально-психологические знания и опыт, осуществлять ответственную, новаторскую организацию социальной жизни в разумном сочетании с индивидуальными интересами, экспликация значимых характеристик расширили традиционный концептуальный фонд теорий, принципов, приоритетов и идеалов движения к социальному единению людей, к реализации социальной деятельности студентов в условиях интеграции в общероссийское образовательное пространство. Посредством критической «селекции» стратегий и технологий формирования социальности у будущих педагогических работников дополнена «горизонтальность» ценностно-смысловых и гуманитарных компонентов общечеловеческой культуры, их новое осмысление в контексте формирования традиционных духовно-нравственных ценностей. Результаты исследования будут положены в основу форматирования образовательных программ и экспертных диагностик, научно-исследовательских проектов, культурно-социальных и образовательных практик в вузах новых субъектов Российской Федерации, а также могут быть использованы в процессе изучения курса «Основы российской государственности». Дальнейшее исследование следует направить на поиск конструктивных технологий психолого-педагогического развертывания социальности в новом социокультурном пространстве, максимально приближающем будущих педагогических работников к практической действительности в контексте интеграции новых субъектов в образовательное пространство России.

Об авторах

Екатерина Ивановна Степанюк

Азовский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: k_stepanyk@mail.ru
ORCID iD: 0009-0004-0436-7691

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного, начального и специального образования, исполняющий обязанности ректора

Российская Федерация, 271118, Бердянск, улица Шмидта, д. 4

Список литературы

  1. Adulo, T.I. (2019). Clarification of the essence of sociality is the key to understanding the global problems of modernity. Philosophy and Humanities in Information Society, (4), 12–43. (In Russ.)
  2. Aksyutina, Z.A. (2023). Socio-philosophical interpretation of sociality as a universal category. Vestnik of Northern (Arctic) Federal University. Series "Humanitarian and Social Sciences", 23(2), 84–90. (In Russ.) https://doi.org/10.37482/2687-1505-V257
  3. Apollonov, I.A., & Tarba, I.D. (2017). The problem of the grounds of ethno-cultural identity in the context of globalization. Voprosy Filosofii, (8), 30–42. (In Russ.)
  4. Assmann, J. (1992). Das kulturelle Gedächtnis: Schrift, Erinnerung und politische Identität in frühen Hochkulturen. München: Verlag C.H. Beck oHG. https://doi.org/10.17104/9783406703409
  5. Bauman, Z. (2004). Globalization: The Human Consequences. Moscow: Ves Mir Publ. (In Russ.)
  6. Bergen, N., & Labonté, R. (2020). “Everything is perfect, and we have no problems”: Detecting and limiting social desirability bias in qualitative research. Qualitative Health Research, 30(5), 783–792. https://doi.org/10.1177/1049732319889354
  7. Bogatyreva, S.N. (2016). Patriotism: Old and new items in the consolidating idea of unification of the Russian people. Kazan Pedagogical Journal, (3), 213–218. (In Russ.)
  8. Branskiy, V.P., Pozharskiy, S.D., Mikailova, I.G., Busov, S.V., & Zobova, M.R. (2017). The global development of mankind in terms of synergetic historicism. Voprosy Filosofii, (5), 55–65. (In Russ.)
  9. Civilization Studies Review (vol. 3, issue 1). (2021). Retrieved October 15, 2023, from https://civstudies.ru/issue/view/353.
  10. Demidova, M.V. (2021). Sociality: the concept and methodology of research. Herald of Vyatka State University, (4), 55-61. (In Russ.) https://doi.org/10.25730/VSU.7606.21.048
  11. Gardner, R., Nobel, M.M., Hessler, T., Yawn, C.D., & Heron, T.E. (2007). Tutoring System Innovations. Intervention in School and Clinic, 43(2), 71–81. https://doi.org/10.1177/10534512070430020701
  12. Genesis, E., Till, A.L., & Saadia, Z. (2020). Schools of the future: Defining new models of education for the fourth industrial revolution. Geneva: World Economic Forum.
  13. Getmanskaya, E.V., & Chertov, V.E. (2023). Soft skills of a teacher as a category of conceptual and applied research. Pedagogy and Psychology of Education, (1), 21–41. (In Russ.) https://doi.org/10.31862/2500-297X-2023-1-21-41
  14. Habermas, J. (1988). Die Einheit der Vernunft in der Vielfalt ihrer Stimmen. Nachmetaphysisches Denken (pp. 153-186). Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  15. Hansel, T. (Ed.). (2010). Soft skills. Alternative zur fachlichkeit oder weiche performance? Freiburg, Br.: Centaurus. https://doi.org/10.25656/01:5294
  16. Ignatiev, V.P., Varlamova, L.F., & Shakhurdin, V.D. (2022). How to equip higher education. Problemy sovremennogo obrazovaniya, (6), 150–163. (In Russ.) https://doi.org/10.31862/2218-8711-2022-6-150-163
  17. Ilyin, V.V. (2003). Sotsial'naya ontologiya. In S.A. Lebedev (Ed). Philosophy: University Course (pp. 308‒367). Moscow: Fair-Press Publ. (In Russ.)
  18. Ilyin, V.V. (2013). Theory of Knowledge. Symbology. Theory of Symbolic Forms. Moscow: Lomonosov Moscow State University. (In Russ.)
  19. Ilyin, V.V. (2016). On the nature of socialization. Bulletin of the Moscow State Regional University (Philosophical Science), (3), 64–71. (In Russ.) https://doi.org/10.18384/2310-7227-2016-3-64-71
  20. Ionin, L.G. (2004). Sociology of Culture. Moscow: Higher School of Economics. (In Russ.)
  21. Istamgalin, R.S. (2009). Social ideal: Formation and development of civilizational strategies of the Russian Empire. Philosophy and Society, (2), 119–134. (In Russ.)
  22. Kolesov, V.I., Kholopova, E.Yu., & Silenkov, V.I. (2023). Modification of patriotic education in the logic of the development of the national idea: a comparative analysis of the patriotic education in the soviet era and in modern times. Problems of Modern Education, (3), 64–71. (In Russ.) https://doi.org/10.31862/2218-8711-2023-3-64-71
  23. Kon, I.S. (1987). Constancy and variability of personality. Psikhologicheskii Zhurnal, 8(4), 126‒137. (In Russ.)
  24. Kosturova-Parashkevova, M. (2013). Possible existence of Slavic unity in the present tense. Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts, (25), 38–43. (In Russ.)
  25. Kozin, V.V. (2014). Constants of regional development. Mordovia University Bulletin, 24(3), 159–164. (In Russ.) https://doi.org/10.15507/vmu.024.201403.159
  26. Lodkina, V.E., & Sarkulova, N.S. (2019). Experience in studying development of spiritual and moral qualities in university students. Proceedings of the Bratsk State University. Series: Humanities and Social Sciences, 1, 46–56. (In Russ.)
  27. Merzlikin, N.V., & Ivanov, A.V. (2022). Social consolidation in the context of a special military operation (expert assessment). Science. Culture. Society, 28(4), 85‒96. (In Russ.) https://doi.org/10.19181/nko.2022.28.4.7
  28. Panov, E.G. (2022). The Historical memory in the structure of fundamental social constants of Russian civilization. Kazan Pedagogical Journal, (1), 249‒255. (In Russ.) https://doi.org/10.51379/kpj.2022.151.1.032
  29. Panov, E.G. (2022). The issue of fundamental social constants in humanitarian knowledge. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University, 12(2), 61–66. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-2-61-66
  30. Pereira, O.P., & Costa, C.A.A.T. (2017). The importance of soft skills in the university academic curriculum: The perceptions of the students in the new society of knowledge. International Journal of Business and Social Research, 7(6). https://doi.org/10.18533/ijbsr.v7i6.1052
  31. Petrov, M.K. (2004). Language, symbol, culture. Moscow: Editorial URSS. (In Russ.)
  32. Popova, A.V. (2023). The competency-based approach of the Anglo-American education system vs the paradigm of personal development and transfessional education of the Russian psychological and pedagogical scientific school. Problems of Modern Education, (3), 72–83. (In Russ.) https://doi.org/10.31862/2218-8711-2023-3-72-83
  33. Popova, A.V., & Galiev, M.S. (2022). American and Western European variants of dyad and triad educational models as potentials for international cooperation in sustainable development of education. In A.V. Bogoviz, A.E. Suglobov, A.N. Maloletko & O.V. Kaurova (Eds.), Сooperation and Sustainable Development. Lecture Notes in Networks and Systems, (vol. 245, pp. 1215–1223). Cham: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-030-77000-6_141
  34. Preobrazhenskaya, K.V., & Kudryavtsev, A.A. (2020). Philosophical-anthropological approaches for the formation of national and cultural identity in contemporary conditions. Journal of the Russian Christian Academy for the Humanities, 21(4‒2), 105–112. (In Russ.) https://doi.org/10.25991/VRHGA.2021.2.21.006
  35. Putranta, H., Jumadi, & Wilujeng, I. (2019). Physics learning by PhET simulation-assisted using problem based learning (PBL) model to improve students' critical thinking skills in work and energy chapters in MAN 3 Sleman. Asia-Pacific Forum on Science Learning and Teaching, 20(1), 3.
  36. Ragusa, A., Caggiano, V., Trigueros Ramos, R., González-Bernal, J.J., Gentil-Gutiérrez, A., Bastos, S.A.M.C., González-Santos, J., & Santamaría-Peláez, M. (2022). High education and university teaching and learning processes: Soft skills. International Journal of Environmental Research and Public Health, 19(17), 10699. https://doi.org/10.3390/ijerph191710699
  37. Raven, J. (1984). Competence in Modern Society: Its Identification, Development and Release. London: H.K. Lewis.
  38. Ravindranath, S. (2016). Soft Skills in Project Management: A Review. IUP Journal of Soft Skills, 10(4), 16‒25.
  39. Riset, K. (2018). Technology and higher education, directorate general of learning and student affairs. General Guidelines for the Integrated Work and Learning Program (COOP Program). Retrieved December 20, 2023, from https://cutt.ly/njsahX6
  40. Rohlfs, C. (2012). Kompetenzentwicklung durch Mentoring an Schulen: die Förderung von Soft Skills. Diskurs Kindheitsund Jugendforschung / Discourse. Journal of Childhood and Adolescence Research, 7(2), 183‒196.
  41. Rosin, V.M. (2020). Reflection of the bases of interdisciplinary study of sociality. Voprosy Filosofii, (1), 64–73. (In Russ.) https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-1-64-73
  42. Rozin, V.M. (2021). Pedagogical education through the eyes of a philosopher. Tutoring in an Open Educational Space: Pedagogical Education as an Emerging Anthropopractice. Conference Proceedings (pp. 9–15). Moscow: DPK Press. (In Russ.)
  43. Rozin, V.M., & Kovaleva, T.M. (2020). Personalization or individualization: psychological, anthropologica and cultural-environmental approaches. Pedagogika, 84(9), 18–28. (In Russ.)
  44. Sardoč, M. (2019). Making sense of moral education: guest editor’s preface to a book symposium on A Theory of Moral Education by Michael Hand. Journal of Moral Education, 48(4), 499–500. https://doi.org/10.1080/03057240.2019.1660629
  45. Savvina, O.A., Rymanova, T.E., & Zhuk, L.V. (2022). Methodological aspects of diagnostics of the state of spiritual and moral culture of students. Perspectives of Science and Education, (2), 168–182. (In Russ.) https://doi.org/10.32744/pse.2022.2.10
  46. Seregin, A.V. (2019). Philosophical problems of legal Slavistics and prospects of Slavic unity in the XXI century. Russian-Asian Law Journal, (1), 39–43. (In Russ.)
  47. Shevchenko, V.N. (2019). Ontological constants of Russia as a civilization-state in the context of world history. Russian Journal of Philosophical Sciences, 62(1), 29–47. (In Russ.) https://doi.org/10.30727/0235-1188-2019-62-1-29-47
  48. Shohoudi Mojdehi, A., Shohoudi, A., & Talwar, V. (2021). Moral evaluations of modest statements in light of maternal disciplinary method and cultures. Journal of Moral Education, 50(4), 494–511. https://doi.org/10.1080/03057240.2020.1781602
  49. Stryker, S. (1986). Identity theory: Developments and extensions. In K. Yardley & T. Honess (Eds.), Self and identity: Psychosocial perspectives (pp. 89–103). Hoboken, NJ: John Wiley & Sons.
  50. UNESCO. (2017). Education for sustainable development goals: Learning objectives. Paris: UNESCO. https://doi.org/10.54675/cgba9153
  51. Zarubina, N.N. (2017). Historical memory as a source of knowledge of the specific features of Russian civilization. Social Sciences and Contemporary World, (2), 52–63. (In Russ.)
  52. Zimnyaya, I.A. (2009). Key competencies: New paradigm for educational outcomes. Eksperiment i Innovatsii v Shkole, (2), 7–14. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».