Социальность будущих педагогических работников и солидаризация общества в контексте интеграции новых субъектов России: методологическая рефлексия
- Авторы: Степанюк Е.И.1
-
Учреждения:
- Азовский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 21, № 1 (2024)
- Страницы: 115-134
- Раздел: ЛИЧНОСТЬ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/326327
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2024-21-1-115-134
- EDN: https://elibrary.ru/ZGKHNK
- ID: 326327
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Вопросы социальной культуры и социального единства в условиях проведения специальной военной операции и интеграции Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей являются актуальнейшей проблемой российского общества и системы образования, в том числе и высшего. Решение ее нуждается в методологическом, гуманитарном сопровождении процесса изучения и формирования социальности личности в новых социально-культурных условиях. Цель работы - методологическое обоснование концептуальных линий формирования социальности будущих педагогических работников в условиях интеграции в общероссийское образовательное пространство новых субъектов Российской Федерации. На основе рефлексии, комплементарного использования антропологического, аксиологического, праксеологического подходов и методологических процедур в познавательном образе социальности зафиксированы ее существенные черты как интегративной категории и концептуальные линии развития в культуре и в процессе подготовки будущих педагогических работников (гуманитарность, психологический континуум социальности, культурной идентичности и фундаментальных социальных констант и др.). Интерпретация сущности социальности как способности личности осмысливать мировоззренческие, социально-психологические знания и опыт, осуществлять ответственную, новаторскую организацию социальной жизни в разумном сочетании с индивидуальными интересами, экспликация значимых характеристик расширили традиционный концептуальный фонд теорий, принципов, приоритетов и идеалов движения к социальному единению людей, к реализации социальной деятельности студентов в условиях интеграции в общероссийское образовательное пространство. Посредством критической «селекции» стратегий и технологий формирования социальности у будущих педагогических работников дополнена «горизонтальность» ценностно-смысловых и гуманитарных компонентов общечеловеческой культуры, их новое осмысление в контексте формирования традиционных духовно-нравственных ценностей. Результаты исследования будут положены в основу форматирования образовательных программ и экспертных диагностик, научно-исследовательских проектов, культурно-социальных и образовательных практик в вузах новых субъектов Российской Федерации, а также могут быть использованы в процессе изучения курса «Основы российской государственности». Дальнейшее исследование следует направить на поиск конструктивных технологий психолого-педагогического развертывания социальности в новом социокультурном пространстве, максимально приближающем будущих педагогических работников к практической действительности в контексте интеграции новых субъектов в образовательное пространство России.
Об авторах
Екатерина Ивановна Степанюк
Азовский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: k_stepanyk@mail.ru
ORCID iD: 0009-0004-0436-7691
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного, начального и специального образования, исполняющий обязанности ректора
Российская Федерация, 271118, Бердянск, улица Шмидта, д. 4Список литературы
- Adulo, T.I. (2019). Clarification of the essence of sociality is the key to understanding the global problems of modernity. Philosophy and Humanities in Information Society, (4), 12–43. (In Russ.)
- Aksyutina, Z.A. (2023). Socio-philosophical interpretation of sociality as a universal category. Vestnik of Northern (Arctic) Federal University. Series "Humanitarian and Social Sciences", 23(2), 84–90. (In Russ.) https://doi.org/10.37482/2687-1505-V257
- Apollonov, I.A., & Tarba, I.D. (2017). The problem of the grounds of ethno-cultural identity in the context of globalization. Voprosy Filosofii, (8), 30–42. (In Russ.)
- Assmann, J. (1992). Das kulturelle Gedächtnis: Schrift, Erinnerung und politische Identität in frühen Hochkulturen. München: Verlag C.H. Beck oHG. https://doi.org/10.17104/9783406703409
- Bauman, Z. (2004). Globalization: The Human Consequences. Moscow: Ves Mir Publ. (In Russ.)
- Bergen, N., & Labonté, R. (2020). “Everything is perfect, and we have no problems”: Detecting and limiting social desirability bias in qualitative research. Qualitative Health Research, 30(5), 783–792. https://doi.org/10.1177/1049732319889354
- Bogatyreva, S.N. (2016). Patriotism: Old and new items in the consolidating idea of unification of the Russian people. Kazan Pedagogical Journal, (3), 213–218. (In Russ.)
- Branskiy, V.P., Pozharskiy, S.D., Mikailova, I.G., Busov, S.V., & Zobova, M.R. (2017). The global development of mankind in terms of synergetic historicism. Voprosy Filosofii, (5), 55–65. (In Russ.)
- Civilization Studies Review (vol. 3, issue 1). (2021). Retrieved October 15, 2023, from https://civstudies.ru/issue/view/353.
- Demidova, M.V. (2021). Sociality: the concept and methodology of research. Herald of Vyatka State University, (4), 55-61. (In Russ.) https://doi.org/10.25730/VSU.7606.21.048
- Gardner, R., Nobel, M.M., Hessler, T., Yawn, C.D., & Heron, T.E. (2007). Tutoring System Innovations. Intervention in School and Clinic, 43(2), 71–81. https://doi.org/10.1177/10534512070430020701
- Genesis, E., Till, A.L., & Saadia, Z. (2020). Schools of the future: Defining new models of education for the fourth industrial revolution. Geneva: World Economic Forum.
- Getmanskaya, E.V., & Chertov, V.E. (2023). Soft skills of a teacher as a category of conceptual and applied research. Pedagogy and Psychology of Education, (1), 21–41. (In Russ.) https://doi.org/10.31862/2500-297X-2023-1-21-41
- Habermas, J. (1988). Die Einheit der Vernunft in der Vielfalt ihrer Stimmen. Nachmetaphysisches Denken (pp. 153-186). Frankfurt am Main: Suhrkamp.
- Hansel, T. (Ed.). (2010). Soft skills. Alternative zur fachlichkeit oder weiche performance? Freiburg, Br.: Centaurus. https://doi.org/10.25656/01:5294
- Ignatiev, V.P., Varlamova, L.F., & Shakhurdin, V.D. (2022). How to equip higher education. Problemy sovremennogo obrazovaniya, (6), 150–163. (In Russ.) https://doi.org/10.31862/2218-8711-2022-6-150-163
- Ilyin, V.V. (2003). Sotsial'naya ontologiya. In S.A. Lebedev (Ed). Philosophy: University Course (pp. 308‒367). Moscow: Fair-Press Publ. (In Russ.)
- Ilyin, V.V. (2013). Theory of Knowledge. Symbology. Theory of Symbolic Forms. Moscow: Lomonosov Moscow State University. (In Russ.)
- Ilyin, V.V. (2016). On the nature of socialization. Bulletin of the Moscow State Regional University (Philosophical Science), (3), 64–71. (In Russ.) https://doi.org/10.18384/2310-7227-2016-3-64-71
- Ionin, L.G. (2004). Sociology of Culture. Moscow: Higher School of Economics. (In Russ.)
- Istamgalin, R.S. (2009). Social ideal: Formation and development of civilizational strategies of the Russian Empire. Philosophy and Society, (2), 119–134. (In Russ.)
- Kolesov, V.I., Kholopova, E.Yu., & Silenkov, V.I. (2023). Modification of patriotic education in the logic of the development of the national idea: a comparative analysis of the patriotic education in the soviet era and in modern times. Problems of Modern Education, (3), 64–71. (In Russ.) https://doi.org/10.31862/2218-8711-2023-3-64-71
- Kon, I.S. (1987). Constancy and variability of personality. Psikhologicheskii Zhurnal, 8(4), 126‒137. (In Russ.)
- Kosturova-Parashkevova, M. (2013). Possible existence of Slavic unity in the present tense. Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts, (25), 38–43. (In Russ.)
- Kozin, V.V. (2014). Constants of regional development. Mordovia University Bulletin, 24(3), 159–164. (In Russ.) https://doi.org/10.15507/vmu.024.201403.159
- Lodkina, V.E., & Sarkulova, N.S. (2019). Experience in studying development of spiritual and moral qualities in university students. Proceedings of the Bratsk State University. Series: Humanities and Social Sciences, 1, 46–56. (In Russ.)
- Merzlikin, N.V., & Ivanov, A.V. (2022). Social consolidation in the context of a special military operation (expert assessment). Science. Culture. Society, 28(4), 85‒96. (In Russ.) https://doi.org/10.19181/nko.2022.28.4.7
- Panov, E.G. (2022). The Historical memory in the structure of fundamental social constants of Russian civilization. Kazan Pedagogical Journal, (1), 249‒255. (In Russ.) https://doi.org/10.51379/kpj.2022.151.1.032
- Panov, E.G. (2022). The issue of fundamental social constants in humanitarian knowledge. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University, 12(2), 61–66. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-2-61-66
- Pereira, O.P., & Costa, C.A.A.T. (2017). The importance of soft skills in the university academic curriculum: The perceptions of the students in the new society of knowledge. International Journal of Business and Social Research, 7(6). https://doi.org/10.18533/ijbsr.v7i6.1052
- Petrov, M.K. (2004). Language, symbol, culture. Moscow: Editorial URSS. (In Russ.)
- Popova, A.V. (2023). The competency-based approach of the Anglo-American education system vs the paradigm of personal development and transfessional education of the Russian psychological and pedagogical scientific school. Problems of Modern Education, (3), 72–83. (In Russ.) https://doi.org/10.31862/2218-8711-2023-3-72-83
- Popova, A.V., & Galiev, M.S. (2022). American and Western European variants of dyad and triad educational models as potentials for international cooperation in sustainable development of education. In A.V. Bogoviz, A.E. Suglobov, A.N. Maloletko & O.V. Kaurova (Eds.), Сooperation and Sustainable Development. Lecture Notes in Networks and Systems, (vol. 245, pp. 1215–1223). Cham: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-030-77000-6_141
- Preobrazhenskaya, K.V., & Kudryavtsev, A.A. (2020). Philosophical-anthropological approaches for the formation of national and cultural identity in contemporary conditions. Journal of the Russian Christian Academy for the Humanities, 21(4‒2), 105–112. (In Russ.) https://doi.org/10.25991/VRHGA.2021.2.21.006
- Putranta, H., Jumadi, & Wilujeng, I. (2019). Physics learning by PhET simulation-assisted using problem based learning (PBL) model to improve students' critical thinking skills in work and energy chapters in MAN 3 Sleman. Asia-Pacific Forum on Science Learning and Teaching, 20(1), 3.
- Ragusa, A., Caggiano, V., Trigueros Ramos, R., González-Bernal, J.J., Gentil-Gutiérrez, A., Bastos, S.A.M.C., González-Santos, J., & Santamaría-Peláez, M. (2022). High education and university teaching and learning processes: Soft skills. International Journal of Environmental Research and Public Health, 19(17), 10699. https://doi.org/10.3390/ijerph191710699
- Raven, J. (1984). Competence in Modern Society: Its Identification, Development and Release. London: H.K. Lewis.
- Ravindranath, S. (2016). Soft Skills in Project Management: A Review. IUP Journal of Soft Skills, 10(4), 16‒25.
- Riset, K. (2018). Technology and higher education, directorate general of learning and student affairs. General Guidelines for the Integrated Work and Learning Program (COOP Program). Retrieved December 20, 2023, from https://cutt.ly/njsahX6
- Rohlfs, C. (2012). Kompetenzentwicklung durch Mentoring an Schulen: die Förderung von Soft Skills. Diskurs Kindheitsund Jugendforschung / Discourse. Journal of Childhood and Adolescence Research, 7(2), 183‒196.
- Rosin, V.M. (2020). Reflection of the bases of interdisciplinary study of sociality. Voprosy Filosofii, (1), 64–73. (In Russ.) https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-1-64-73
- Rozin, V.M. (2021). Pedagogical education through the eyes of a philosopher. Tutoring in an Open Educational Space: Pedagogical Education as an Emerging Anthropopractice. Conference Proceedings (pp. 9–15). Moscow: DPK Press. (In Russ.)
- Rozin, V.M., & Kovaleva, T.M. (2020). Personalization or individualization: psychological, anthropologica and cultural-environmental approaches. Pedagogika, 84(9), 18–28. (In Russ.)
- Sardoč, M. (2019). Making sense of moral education: guest editor’s preface to a book symposium on A Theory of Moral Education by Michael Hand. Journal of Moral Education, 48(4), 499–500. https://doi.org/10.1080/03057240.2019.1660629
- Savvina, O.A., Rymanova, T.E., & Zhuk, L.V. (2022). Methodological aspects of diagnostics of the state of spiritual and moral culture of students. Perspectives of Science and Education, (2), 168–182. (In Russ.) https://doi.org/10.32744/pse.2022.2.10
- Seregin, A.V. (2019). Philosophical problems of legal Slavistics and prospects of Slavic unity in the XXI century. Russian-Asian Law Journal, (1), 39–43. (In Russ.)
- Shevchenko, V.N. (2019). Ontological constants of Russia as a civilization-state in the context of world history. Russian Journal of Philosophical Sciences, 62(1), 29–47. (In Russ.) https://doi.org/10.30727/0235-1188-2019-62-1-29-47
- Shohoudi Mojdehi, A., Shohoudi, A., & Talwar, V. (2021). Moral evaluations of modest statements in light of maternal disciplinary method and cultures. Journal of Moral Education, 50(4), 494–511. https://doi.org/10.1080/03057240.2020.1781602
- Stryker, S. (1986). Identity theory: Developments and extensions. In K. Yardley & T. Honess (Eds.), Self and identity: Psychosocial perspectives (pp. 89–103). Hoboken, NJ: John Wiley & Sons.
- UNESCO. (2017). Education for sustainable development goals: Learning objectives. Paris: UNESCO. https://doi.org/10.54675/cgba9153
- Zarubina, N.N. (2017). Historical memory as a source of knowledge of the specific features of Russian civilization. Social Sciences and Contemporary World, (2), 52–63. (In Russ.)
- Zimnyaya, I.A. (2009). Key competencies: New paradigm for educational outcomes. Eksperiment i Innovatsii v Shkole, (2), 7–14. (In Russ.)
Дополнительные файлы

