Структура социальных представлений о высшем образовании учащихся с разным интрагрупповым статусом
- Авторы: Сачкова М.Е.1, Есина Г.К.2
-
Учреждения:
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
- Московский государственный психолого-педагогический университет
- Выпуск: Том 16, № 4 (2019)
- Страницы: 582-599
- Раздел: СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/347426
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2019-16-4-582-599
- ID: 347426
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье обсуждаются результаты исследования структуры и содержания социальных представлений учащихся о высшем образовании. Выборку исследования составили 358 человек, средний возраст которых - 18,3 лет: старшеклассники московских общеобразовательных школ и студенты бакалавриата различных московских вузов. Цель исследования заключалась в выявлении структуры и содержания социальных представлений о высшем образовании старшеклассников и студентов с разным интрагрупповым статусом в учебной группе. Для изучения структуры социальных представлений была использована методика свободных ассоциаций П. Вержеса, для определения интегрального интрагруппового статуса учащихся - методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе, социометрия, референтометрия. Полученные ассоциации подвергались прототипическому (рангово-частотному) анализу. Установлено, что ядра социальных представлений о высшем образовании учащихся разных статусных категорий отличаются по количеству элементов и по их содержательным характеристикам. Выявлено, что социальные представления студентов разных статусных категорий отличаются большей согласованностью в сравнении со старшеклассниками за счет меньшей «дистанции» к высшему образованию как к «объекту». Обнаружены различия в значимости и валентности элементов ядра представлений у учащихся разных статусных категорий.
Об авторах
Марианна Евгеньевна Сачкова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Автор, ответственный за переписку.
Email: msachkova@mail.ru
SPIN-код: 3217-0087
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии Института общественных наук
Российская Федерация, 119571, Москва, пр-кт Вернадского, 84Галина Константиновна Есина
Московский государственный психолого-педагогический университет
Email: e.g.k@list.ru
SPIN-код: 1895-2995
преподаватель кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования
Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, 29Список литературы
- Abric, J.-C. (1976). Jeux, Conflits et Représentations Sociales. PhD Thesis. Aix-Marseille: Université de Provence.
- Abric, J.-C. (1993). Central system, peripheral system: their functions and roles in the dynamic of social representations. Papers on Social Representations, (2), 75–78.
- Abric, J.-C. (1994). Méthodologie de recueil des représentations sociales. In J.-C. Abric (Ed.), Pratiques Sociales et Représentations (pp. 59–82). Paris: Presses Universitaires de France.
- Bovina, I.B. (2010). Teoriya sosial’nykh predstavleniy: istoriya i sovremennoe razvitie. Sosio-logicheskiy Zhurnal, (3), 5–20. (In Russ.)
- Bovina, I.B. (2011). Strategii issledovaniya sosial’nykh predstavleniy. Sosiologicheskiy Zhurnal, (3), 5–23. (In Russ.)
- Dany, L. (2016). From the study of social practices to the study of “distance to the object”. Papers on Social Representations, 26, 6.1–6.19.
- Dany, L., Urdapilleta I., & Lo Monaco G. (2015). Free associations and social representations: some reflections on rank-frequency and importance-frequency methods. Quality & Quantity, 49, 489–507. https://dx.doi.org/10.1007/s11135-014-0005-z
- Dyachkova, A.V., & Krasov, I.I. (2017). Vyschee obrazovanie v Rossii i za rubezhom: tendensii i problem. Vischee obrazovanie v Rossii: Istoriya i Sovremennost’ (pp. 70–75). Ekaterinburg: UrGPU Publ. (In Russ.)
- Esina, G.K., & Sachkova, M.E. (2016). Ob aktual’nosti issledovaniya sosial’nykh predstavleniy molodezhi o visshem obrazovanii. Visshee Obrazovanie dlya XXI Veka. Conference Proceedings (pp. 82–87). Moscow: Moscow University for the Humanities Publ. (In Russ.)
- Flament, C. (1994). Structure, dynamique et transformation desreprésentations sociales. In J.-C. Abric (Ed.), Pratiques Sociales et Représentations (pp. 37–57). Paris: Presses Universitaires de France.
- Flament, C., & Rouquette, M.-L. (2003). Anatomie des Idées Ordinaries. Paris: Armand Colin.
- Klimova, M.G. (2007). Vysshee obrazovanie v Rossii. Vologdinskie Chteniya, (65), 5–7. (In Russ.)
- Kondratev, M.Yu. (2014). Metodicheskiy algoritm opredeleniya integral’nogo vnutrigruppovogo statusa chlena kontaktnogo soobshchestva // Sosial’naya Psikhologiya i Obshchestvo. (3), 125–141. (In Russ.)
- Kondratev, M.Yu., Kondratev, Yu.M., Kochetkov, N.V., Krushelniskaya, O.B., & Sachkova, M.E. (2010). Sosial’no-Psikhologicheskiy Diagnostiko-Korreksionniy Kompleks dlya Psikhologov-Praktikov Sovremennykh Internatnykh Uchrezhdeniy. Moscow. (In Russ.)
- Korzh, N.V. (2011). Vysshee professional’noe obrazovanie v strukture sennostey studencheskoy molodezhi. Izvestiya Vysshikh Uchebnykh Zavedeniy. Povolgskiy Region. Obshchestvennie Nauki, 1(17), 56–63. (In Russ.)
- Lo Monaco, G., Piermattéo, A., Rateau, P., & Tavani, J.L. (2017). Methods for studying the structure of social representations: a critical review and agenda for future research. Journal for the Theory of Social Behavior, 47, 306–331. https://dx.doi.org/10.1111/jtsb.12124
- Loginova, I.A. (2005). Osobennosti sosial’nykh predstavleniy o tselyakh shkol’nogo obrazovaniya v razlichnikh sosial’nikh gruppakh. Ph.D. in Psychology Thesis. Samara. (In Russ.)
- Moliner, P. (1995). Noyau central, principes organisateurs etmodèle bi-dimensionnel des représentations socials. Cahiers Internationaux de Psychologie Sociale, (28), 44–55.
- Moscovici, S. (1984). The phenomenon of social representations. In R.M. Farr, & S. Moscovici (Eds.), Social Representations (pp. 3–69). Cambridge: Cambridge University Press.
- Moscovici, S. (1995). Sosial’noe predstavlenie: istoricheskiy vzglyad. Psikhologicheskiy Zhurnal, (1), 89–96. (In Russ.)
- Pashchenko de Previl’, E. (2012). Kar’era v ponimanii molodezhi: sravnitel’nyy analiz sosial’nykh predstavleniy rossiyskikh i fransuzskih studentov. Voprosy Psikhologii, (4), 48–61. (In Russ.)
- Petrovskiy, A.V. (1991). Trekhfaktornaya model’ znachimogo drugogo. Voprosy Psikhologii, (1), 7–17. (In Russ.)
- Sachkova, M.E. (2010). Zapadnoevropeyskiy podhod k issledovaniyu fenomenov vlasti i statusnykh otnosheniy v gruppakh raznogo tipa. Psikhologicheskaya Nauka i Obrazovanie, (5). (In Russ.)
- Sachkova, M.E. (2011). Srednestatusnyy Uchashchiysya: Ontogeneticheskiy Aspekt Analiza. Moscow: Yanus-K Publ. (In Russ.)
- Senashenko, V.S., & Tkach, G.F. (2012). O vysshem akademicheskom i professional’nom obrazovanii. Visshee obrazovanie v Rossii, (4), 19–24. (In Russ.)
- Tafani, E., Bellon, S., & Moliner, P. (2002). The role of self-esteem in the dynamics of social representations of higher education: An experimental approach. Swiss Journal of Psychology, 61(3), 177–188. https://dx.doi.org/10.1024//1421-0185.61.3.177
- Tikhonova, N.E. (2018). Faktory zhiznennogo uspekha i sosial’nogo statusa v soznanii rossiyan. Vestnik Instituta Sosiologii, 9(4), 11–43. https://dx.doi.org/10.19181/vis.2018.27.4.536 (In Russ.)
- Vergès, P. (1992). L’Evocation de l’argent: une méthode pour la définition du noyau central d’une representation. Bulletin de Psychologie, XLV(405), 203–209.
- Volodarskaya, Е. (2006). Studenchestvo i nauka: analiz sosial’nykh predstavleniy. Visshee Obrazovanie v Rossii, (2), 90–95. (In Russ.)
- Yudina, N.A., & Sizova, M.B. (2015). Razrabotka sistemy nepreryvnogo professional’nogo obrazovaniya v uchrezhdeniyakh visshey shkoly. Sociologiya i Pravo, (4), 11–21. (In Russ.)
Дополнительные файлы

