Межкультурная компетентность психологов: проблемы и перспективы изучения и формирования
- Авторы: Мельникова Н.М.1
-
Учреждения:
- Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
- Выпуск: Том 17, № 1 (2020): ЛИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР. К ЮБИЛЕЮ ТАТЬЯНЫ ГАВРИЛОВНЫ СТЕФАНЕНКО
- Страницы: 79-100
- Раздел: ПРИКЛАДНЫЕ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/325936
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-1-79-100
- ID: 325936
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена проблеме межкультурной подготовки психологов. Анализируются зарубежные и отечественные подходы к определению межкультурной компетентности и ее развитию. Обсуждаются профессиональные и этические проблемы психологической деятельности, связанные с межкультурной компетентностью/некомпетентностью специалистов. Рассмотрена специфика подготовки психологов к межкультурному консультированию, опыт организации психологической работы в мультикультурной среде на примере Республики Саха (Якутия), а также важные аспекты проявления и формирования межкультурной компетентности психологов при проведении этнопсихологических полевых исследований. На основе теоретического анализа и опыта практической работы в мультикультурной среде выявлены условия успешного развития межкультурной компетентности, задающие ценностные основания психолога и создающие мотивационную готовность к общению с людьми других культур: гуманистический подход в психологии, субъект-субъектный подход к общению; формирование научного и профессионального мышления; целенаправленное развитие таких механизмов понимания другого, как децентрация, рефлексия; овладение технологиями разрешения конфликтов и ведения групповой работы. Делается вывод о том, что в отечественной системе подготовки психологов формирование межкультурной компетентности требует не только подробного обсуждения этических проблем в деятельности психолога, особенностей межкультурной коммуникации с клиентами в рамках преподаваемых дисциплин, но и введения специальных программ развития межкультурной коммуникации, тренингов межкультурной компетентности и развития культурной сензитивности. В основу межкультурной подготовки психологов может быть положена рабочая модель этнокультурной компетентности, предложенная Т.Г. Стефаненко. Подчеркивается, что развитие межкультурной компетентности предполагает не только развитие компетентности отдельной личности, но и всего профессионального сообщества посредством исследования и открытого обсуждения современного состояния межкультурной компетентности психологов, всего комплекса этических проблем.
Об авторах
Надежда Михайловна Мельникова
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
Автор, ответственный за переписку.
Email: shpresamel@yandex.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры «Менеджмент» Финансово-экономического института
Российская Федерация, 677000, Республика Саха (Якутия), Якутск, ул. Белинского, 58Список литературы
- Alipkhanova, F.N. (2009). Etnokulturnaya kompetentnost kak komponent professionalnoi gotovnosti pedagoga. Dagestan State Pedagogical University Journal. Psychological and Pedagogical Sciences, (3), 21–25 (In Russ.)
- Arpentieva, M.R. (2015). Problems of efficiency of social-psychological counselling of fore- ign investigations. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 21(3), 38–42 (In Russ.)
- Arpentieva, M.R. (2017). Understanding in cross-cultural counseling: theory and practice. Omsk Scientific Bulletin. Series: Society. History. Modernity, (4), 39–47 (In Russ.)
- Arzamastseva, N.G., & Konstantinova, V.V. (2018). Ethnic self-awareness of student’s personality as an indicator of his ethno-cultural competence formation. Vestnik of Mari State University, 4(32), 14–19 (In Russ.)
- Bennett, J.M. (1993). Toward Ethnorelativism: A Developmental Model of Intercultural Sensitivity. In R.M. Paige (Ed.), Education for the Intercultural Experience (pp. 21–71). Yarmouth, ME: Intercultural Press.
- Bennett, M. (2013). Basic Concepts of Intercultural Communication: Paradigms, Principles, & Practices. Boston: Intercultural Press.
- Bolshakova, OB., & Terekhova, T.A. (2012). Foreign conceptual models of intercultural com- petence (part 2). Psychology in Economics and Management, (1), 87–97 (In Russ.)
- Bolshakova, O.B. (2011). Formation of intercultural communicative competence during professional development process in higher educational institution. Bulletin of Baikal State University, (3), 183–185. (In Russ.)
- Cross, T.L., Bazron, B.J., Dennis, K.W., & Isaacs, M.R. (1989). Towards a Culturally Competent System of Care. Washington, DC: Child and Adolescent Service System Program Technical Assistance Center.
- Culturally and Linguistically Appropriate Services Standard (CLAS) – OMH – DHHS (2014, June). https://thinkculturalhealth.hhs.gov/pdfs/CLASCompendium.pdf
- DeAngelis, T. (2015, March). In search of cultural competence. Monitor on Psychology, 46(3), 64.
- DeAngelis, T. (2015, March). Institute focuses on patients, including their ethnicity. Monitor on Psychology, 46(3), 67.
- Deardorff, D.K. (2006). Identification and assessment of intercultural competence as a student outcome of internationalization. Journal of Studies in Intercultural Education, 10, 241–266. http://dx.doi.org/10.1177/1028315306287002
- Doby-Copeland, Ch. (2006). Cultural Diversity Curriculum Design: An Art Therapist's Perspective. Art Therapy, 23(4), 172–180. http://dx.doi.org/10.1080/07421656.2006.10129330
- Forum: Eticheskie problemy polevykh issledovanii (2006). Antropologicheskij Forum, (5), 6–157. (In Russ.)
- Fukuyama, M.A., & Sevig T.D. (2004). Integrating Spirituality into Multicultural Counse- ling. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2004.
- Gridunova, M.V. (2018). Psychological Factors of Intercultural Competence in University and School Students. Ph.D. in Psychology Thesis. Moscow: RUDN University. (In Russ.)
- Gridunova, M.V., Novikova, I.A., & Shlyakhta, D.A. (2017). Intercultural Competence and Big Five Factors: Problem Statement. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser.: Educational Aсmeology. Developmental Psychology, 6(2), 140–147. http://dx.doi.org/10.18500/2304-97902017-6-2-140-147 (In Russ.)
- Guidelines for Providers of Psychological Services to Ethnic, Linguistic, and Culturally Diverse Populations (1990). https://www.apa.org/pi/oema/resources/policy/provider-guidelines
- Herbert, A.M.L. (2010). Treaty Framework for a Sustainable Future for Psychology. Psycho- logy Aotearoa, 2(2), 106–111.
- Jackson, L.C. (1999). Ethnocultural resistance to multicultural training: Students and faculty. Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology, 5(1), 27–36.
- Kananchuk, L.A., & Sorokovikova, I.V. (2016). Sanogenic reflection as a means of impro- ving ethnocultural competence of teachers of preschool educational institutions. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, 5(4) 412–416. (In Russ.)
- Karnyshev, A.D. (2008). The intercultural competence in the competence structure of the psychologist. BSU Bulletin. Education. Personality. Society, (5), 21–33 (In Russ.)
- Khaybulayev, M.X., Abdurakhmanova, P.D., & Idrisova P.G. (2018). Analysis of approaches to the definition of intercultural competence. The World of Science, Culture and Education, (4), 537–539 (In Russ.)
- Kinasov, P.R. (Ed.). (2014). Etnopsixologicheskie Osobennosti kak Odin iz Vedushhix Faktorov Okazaniya Effektivnoj Ekstrennoj Psikhologicheskoj Pomoshhi Lictsam Razlichnyx Etnicheskix Grupp Severnogo Kavkaza. Conference Proceedings. Pyatigorsk. (In Russ.)
- Koroleva, G.M. (2011). The development of ethno-cultural competence of teachers in contemporary social and cultural environment. Fundamental research, 8(2), 280–283. (In Russ.)
- Kovalyova, M.I. (2015). The development of intercultural communicative competence of future specialists. Territory development, (2), 18–21 (In Russ.)
- Kozlova, A.V. (2016). The essential characteristics of the intercultural communicative competence of students. The World of Science, Culture and Education, 5(60), 147–149. (In Russ.).
- Lebedeva, N.M., & Tatarko, A.N. (Eds.). (2009). Strategii Mezhkulturnogo Vzaimodejstviya Migrantov i Naseleniya Rossii. Moscow: RUDN University Publ. (In Russ.)
- Lebedeva, N.M., Luneva, O.V., Stefanenko, T.G. (2004). Trening Etnicheskoi Tolerantnosti dlya Shkolnikov. Moscow: Privet Publ. (In Russ.)
- Ledogar, R.J., & Fleming, J. (2008). Social capital and resilience: A review of concepts and selected literature relevant to aboriginal youth resilience research. Pimatisiwin, 6(2), 25–46.
- Mikhailova, V.V., & Nadkin, V.B. (2016). Ethno-confessional identity and complimentarity in the Republic of Sakha (Yakutia). Psychology in Russia: State of the Art, 9(1), 74–83.
- Milovanova, E.S. (2011). Formirovanie Etnokulturnoj Kompetentnosti Bakalavrov Socialnoj Raboty v Processe Professionalnoj Podgotovki v Vuze. Ph.D. in Psychology Thesis. Stavropol. (In Russ.)
- Minigalieva (Arpentieva), M.R. (2014). Mutual understanding in consultative conversation: ethnocultural traits and strategies. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 20(2), 45–49 (In Russ.)
- Pedersen, P. (1991). Multiculturalism as a generic approach to counseling. Journal of Counseling and Development, 70(1), 6–12.
- Pedersen, P., & Ivey, A. (1993). Culture-Centered Counseling and Interviewing Skills: A Prac- tical Guide. Westport, CT: Praeger.
- Pedersenm, P. (1994). Multicultural counseling. In R.W. Brislin, & T. Yoshida (Eds.), Improving Intercultural Interactions (pp. 221–240). Newbury Park, CA: Sage.
- Pochebut, L.G. (2012). Teoriya Mezhkulturnoj Kommunikativnoj Kompetentnosti. Naukovі Praczі. Soczіologіya, (172), 14–18. (In Russ.)
- Ryzhova, S.V. (2015). Ethnoconfessional identity and the formation of religious and political orientations. Sotsiologicheskie Issledovaniya, (10), 136–144. (In Russ.)
- Sadokhin, A.P. (2007). Intercultural Competence: its Definition, Structure and Formation. Journal of Sociology and Social Anthropology, 10(1), 125–139. (In Russ.)
- Semenova, N.B., & Martynova, T.F. (2012). An analysis of completed suicides among children and adolescents in Sakha Republic (Yakutia). Siberian Gerald of Psychiatry and Addiction Psychiatry, (2), 42–45. (In Russ.)
- Semenova, N.B., Ramenskaya, T.P., Dolgushina, E.E., & Martynova, T.F. (2013). Diagnostika Emocionalnogo Sostoyaniya Uchashhikhsya v Obshheobrazovatelnykh Uchrezhde- niyakh Respubliki Sakha (Yakutiya). Krasnoyarsk. (In Russ.)
- Sokolova, K.L. (2016). Core components of models of ethnocultural competence proposed by foreign researchers. The World of Science, Culture and Education, (5), 250–253. (In Russ.)
- Stefanenko, T.G. (2006). Etnopsikhologiya: Praktikum. Moscow: Aspekt Press Publ. (In Russ.)
- Stefanenko, T.G. (2014). Ethnopsychology. Moscow: Aspekt Press Publ. (In Russ.)
- Stefanenko, T.G., & Kupavskaya, A.S. (2010). Ethno-cultural competence as a component of competence in communication. Psychology in Russia: State of the Art, (3), 550–564.
- Sue, D.W., & Sue, D. (1999). Counseling the Culturally Different. New York: Wiley.
- Sue, D.W. (2001). Multidimensional Facets of Cultural Competence. The Counseling Psychologist, 29(6), 787–789.
- Sue, S. (1998). In search of cultural competence in psychotherapy and counseling. American Psychologist, 53(4), 440–448.
- Terekhova, T.A., & Bolshakova, O.B. (2011). Intercultural competence concepts of Russian scientists. Psychology in Economics and Management, (1), 93–105. (In Russ.)
- Trofimova, E.L., & Cheremukhina, K.S. (2017). Cross-cultural competence as a necessary constituent of professional training lawyers. Baikal Research Journal, 8(2), 35. http://dx.doi.org/10.17150/2411-6262.2017.8(2).35 (In Russ.)
- UNESCO. (2013). Intercultural Competences: Conceptual and Operational Framework. Paris: UNESCO.
- Vasyagina, N.N., Eromasova, A.A., Kutbiddinov, R.A., & Sergeyeva, N.N. (2019). Ethnocultural competence of educational psychologists. European Proceedings of Social & Behavioral Sciences EpSBS. PSYRGGU 2019: Psychology of Subculture: Pheno- menology and Contemporary Tendencies of Development (pp. 775–762). UK: Future Academy.
- Zaviska, J. (2006). Etika polevoi raboty v etnografii. Forum for Anthropology and Culture, (5), 169–192. (In Russ.)
- Zhilyaeva, M.S. (2017). Ethno-cultural competence as an element of political competence in the regional social policy. Transbaikal State University Journal, 23(10), 46–52. (In Russ.).
- Zhilyaeva, M.S. (2018). Ethno-cultural competence of future specialists in the social sphere: dynamics of the communicative component. Transbaikal State University Journal, 24(3), 63–71. (In Russ.)
- Zhilyaeva, M.S. (2011). Razvitie Etnokulturnoj Kompetentnosti Budushhich Specialistov Socialnoj Sfery. Ph.D. in Psychology Thesis. Tambov: Tambov State University. (In Russ.)
Дополнительные файлы

