Реактивное и проактивное совладающее поведение у российских студентов первого года обучения: диагностика и возможности развития

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность исследования определена ролью процессов адаптации первокурсников к университетской среде, которая является важнейшим (предварительным) этапом для: а) успешного преодоления различного рода трудностей в обучении; б) комфортного и конструктивного взаимодействия с преподавателями и другими студентами; в) поиска и применения стратегии адаптивного поведения в связи с новыми условиями жизни. Развитие проактивного совладания является ключевым фактором эффективной учебной деятельности студентов, представляя собой «платформу» для личностного роста. Цель исследования - определение возможностей диагностики и развития реактивного и проактивного совладающего поведения у студентов первого года обучения. В исследовании приняли участие 272 студента первого курса Тихоокеанского государственного университета (136 студентов экспериментальной группы, которые обратились за помощью в Психологический центр университета в 2019 году и 136 студентов-добровольцев первого курса в качестве контрольной группы). Для диагностики использованы методика Proactive Coping Inventory (PCI) в адаптации Е.П. Белинской и др., опросник копинг-стратегий Р. Лазаруса в адаптации Т.Л. Крюковой и др., тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой), опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (в адаптации А. Сырцовой и др.), методика рефлексивности А.B. Карпова. В результате у первокурсников выявлены невысокие уровни развития реактивного и проактивного совладания; высокие уровни социальной и эмоциональной поддержки, бегства-избегания; средние уровни стратегического планирования и поиска информационной поддержки; сниженный уровень рефлексивного, прогностического ресурса. Показано, что поиск социальной, эмоциональной и информационной поддержки является базой для построения стратегий адаптивного поведения. Подтверждено, что самоконтроль и категория будущего являются модерирующими для всех видов проактивного совладания. На основе кластерного анализа были выделены три типа отличающихся уровнями и содержанием реактивного и проактивного поведения (неадаптивный, реактивный, активный с тенденцией к проактивному). Повторные измерения показали, что индивидуальные и групповые формы психологической интервенции вызывают изменения в показателях реактивно-проактивного совладающего поведения, что может расцениваться как положительная динамика развития поведения студентов экспериментальной группы. В заключении сформулирован вывод о возможностях использования разных форм психологической поддержки (индивидуального консультирования, тренингов и групп самопомощи) в оптимизации проактивного совладающего поведения первокурсников.

Об авторах

Анна Александровна Бехтер

Тихоокеанский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: behter2004@mail.ru

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии, директор Психологического центра

Российская Федерация; 680000, Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 68

Александр Валерьевич Гагарин

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Email: alexandervgagarin@gmail.com

доктор педагогических наук, профессор факультета психологии Института общественных наук

Российская Федерация, 119571, Москва, пр-кт Вернадского, д. 82

Олеся Анатольевна Филатова

Тихоокеанский государственный университет

Email: 0409800911@mail.ru

аспирант и преподаватель кафедры психологии

Российская Федерация; 680000, Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 68

Список литературы

  1. Aspinwall, L., & Taylor, S. (1997). A stitch in time: Self-regulation and proactive coping. Psychological Bulletin, 121(3), 417-436. https://doi.org/10.1037//0033-2909.121.3.417
  2. Bekhter, A.A. (2017a). Prognozirovanie v Rabote Psikhologa: Vozmozhnosti Diagnostiki i Razvitiya: Handbook. Khabarovsk: PNU Publ. (In Russ.)
  3. Bekhter, A.A. (2017b). Razvitie Sovladayushchego Povedeniya Spetsialistov Pomogayushchego Profilya: Handbook. Khabarovsk: PNU Publ. (In Russ.)
  4. Bekhter, A.A. (2019). K voprosu o proaktivnosti v sovladayushchem povedenii studentov vuza. Problemy Vysshego Obrazovaniya (1), 344-347. (In Russ.)
  5. Bekhter, A.A. (2019). Razvitie proaktivnogo sovladayushchego povedeniya pervokursnikov s pomoshch'yu refleksivnogo treninga. Metodologiya, Teoriya, Istoriya Psikhologii Lichnosti: Conference Proceedings (pp. 524-631). Moscow: Institute of Phycology of Russian Academy of Science Publ. (In Russ.)
  6. Bekhter, A.A., & Filatova, O.A. (2018). Subject activity in coping behaviour of the personality. Acmeology, (1), 21-26. (In Russ.)
  7. Bekhter, A.A., & Golovacheva, M.V. (2020). Vzaimosvyazi Stilei Proaktivnogo Sovladeyushchego Povedeniya Studentov i Obshchego Urovnya Stressa. In E.N. Tkach (Ed.), Lichnost' v obrazovatel'nom prostranstve: variativnost' podkhodov k soderzhaniyu i tekhnologiyam psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya (pp. 34-39). Khabarovsk: PNU Publ. (In Russ.)
  8. Bekhter, A.A., & Prokhorova, A.E. (2020). Osobennosti proaktivnogo sovladayushchego povedeniya studentov. In A.K. Kulieva (Ed.), Psikhologiya Sluzhebnoi Deyatel'nosti: Dostizheniya i Perspektivy. Conference Proceedings (pp. 740-741). Saint Petersburg: Skifiya-print Publ. (In Russ.)
  9. Belinskaya, E.P., Vecherin, A., & Agadullina, E.R. (2019). The Relationship of Proactive Coping and Severity of Symptoms of Post-Traumatic Stress Disorder. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, (321), 10-14. http://dx.doi.org/10.2991/ispcpep-19.2019.3
  10. Belinskaya, E.P., Vecherin, A.V., & Agadullina, E.R. (2018). Proactive Coping Inventory: Adaptation to a Non-Clinical Sample and the Predictive Capability. Clinical Psychology and Special Education, 7(3), 192-211. https://doi.org/1017759/psyclin.2018070312 (In Russ.)
  11. Bityutskaya, E.V, & Korneev, A.A. (2020). Diagnostics of coping prerequisite: approbation of the Questionnaire “Types of Orientations in Difficult Situations”. Psikhologicheskii Zhurnal, 41(1), 97-111. https://doi.org/10.31857/S020595920007902-8 (In Russ.)
  12. Bolger, N., & Zuskerman, A. (1995). A Framework for studying personality in the stress process. Journal of Personality and Social Psychology, 69(5), 890-902.
  13. Gagarin, A.V., & Bekhter, A.A. (2014). Developing coping strategies in would-be psychologists by employing reflexive methods in education process. RUDN Journal of Psycho-logy and Pedagogics, (3), 90-96. (In Russ.)
  14. Greenglass, E., Schwarzer, R., Jakubiec, D., Fiksenbaum, L., & Taubert, S. (1999). The Proactive Coping Inventory (PCI): A Multidimensional Research Instrument. Stress and Anxiety Research Society (STAR): Proceeding. 20th International Conference. Cracow, Poland. Retrieved February 2, 2021, from http://www.alabanza.com/lothian/york/
  15. Karpov, A.V. (2003). Refleksivnost' kak psikhicheskoe svoistvo i metodika ee diagnostiki. Psikhologicheskii Zhurnal, 24(5), 45-57. (In Russ.)
  16. Kornilova, T.V. (2016). Psychology of choice and decision making as cognitive and personality moderated overcoming of uncertainty. Psikhologicheskii Zhurnal, 37(3), 113-124. (In Russ.)
  17. Korzun, S.A. (2016) Proactive and reactive coping behavior of pedagogical university. Nauchnye trudy Respublikanskogo instituta vysshei shkoly, 16(2), 100-106. (In Russ.)
  18. Krukova, T.L., Kuftyak, E.V., & Zamishlyaeva, M.S. (2005). Adaptation of techniques, study of coping behavior way of coping questionnaire (questionnaire of coping methods of R. Lazarus and S. Folkman). Psikhologicheskaya Diagnostika, (3), 57-76. (In Russ.)
  19. Kuftyak, E.V. (2019). Sovladayushchee povedenie v period vzrosleniya: sootnoshenie mekhanizmov psikhologicheskikh zashchit, reaktivnogo i proaktivnogo sovladaniya. Metodologiya, Teoriya, Istoriya Psikhologii Lichnosti: Conference Proceedings (pp. 680-689). Moscow: Institute of Phycology of Russian Academy of Science publ. (In Russ.)
  20. Kuftyak, E.V., & Bekhter, A.A. (2020). Stress i proaktivnoe sovladayushchee povedenie v period pandemii COVID-19: dannye onlain-oprosa. Meditsinskaya Psikhologiya v Rossii, 12(6). (In Russ.)
  21. Kuftyak, E.V., Bekhter, A.A., & Kirpan, S.A. Opyt adaptatsii metodiki otsenki studencheskogo stressa. Ekopsikhologicheskie issledovaniya - 6: Ekologiya detstva i psikhologiya ustoichivogo razvitiya. Conference Proceedings (pp. 223-227). Moscow: Psychological Institute of the Russian Academy of Education Publ.; Kursk: Universitetskaya kniga Publ. (In Russ.)
  22. Lazarus, R.S. (1993). Coping theory and research: past, present, and future. Psychosomatic Medicine, 55, 234-247.
  23. Leontiev, D.A., & Rasskazova, E.I. (2006). Test Zhiznestoikosti. Moscow: Smysl Publ. (In Russ.)
  24. Miao, M., & Gan, Y. (2019). How does meaning in life predict proactive coping? The self-regulatory mechanism on emotion and cognition. Journal of Personality, 87(3), 579-592. https://doi.org/10.1111/jopy.12416
  25. Schwarzer, R. (2001). Stress, resources, and proactive coping. Applied Psychology: An International Review, 50(3), 400-407.
  26. Sekatskaya, E.O. (2020). Temporal perspective of individual as a determinant of proactive coping behavior. Nauka: Kompleksnye Problemy, (2), 19-24. (In Russ.)
  27. Sergienko, E.A. (2009). Behavior control: individual resources of subject control. Psikhologicheskie Issledovaniya, 5(7), 1. Retrieved February 2, 2021, from http://psystudy.ru/index.php/num/2009n5-7/223-#e3 (In Russ.)
  28. Sircova, A., Sokolova, O.V., & Mitina, O.V. (2008). Adaptation of F. Zimbardo Time Perspective Inventory. Psikhologicheskii Zhurnal, 29(3), 101-109. (In Russ.)
  29. Slabinsky, V.Yu., Voishcheva, N.M., Neznanov, N.G., Nikiforov, G.S., & Ulyanov, I.G. (2019). Psychological features of reactive, active and proactive types of coping behavior: Level approach. Psychiatry, Psychotherapy and Clinical Psychology, 10(3), 539-545. (In Russ.)
  30. Slabisky, V.Yu., Voishcheva, N.M., Neznanov, N.G., Ulianov, I.G., & Kharkova, O.V. (2019). Assessment of the efficiency of proactive behavior training and individual psychotherapy among persons with different degrees of professional burnout. Human Ecology, 10(3), 28-34. https://doi.org/10.33396 / 1728-0869-2019-11-28-34 (In Russ.)
  31. Sleczka, P., Braun, B., Grüne, B., Bühringer, G., & Kraus, L. (2016). Proactive coping and gambling disorder among young men. Journal of Behavioral Addictions, 5(4), 639-648. https://doi.org/10.1556/2006.5.2016.080
  32. Starchenkova, E.S. (2009). The concept of proactive coping behaviour. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta. Series 12: Psychology, Sociology Pedagogy, (2-1), 198-205. (In Russ.)
  33. Starchenkova, E.S. (2012). Psychological resources of proactive coping behavior. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta. Series 12: Psychology, Sociology Pedagogy, (1), 51-61. (In Russ.)
  34. Straud, C.L., & McNaughton-Cassill, M. (2019). Self-blame and stress in underground college students: The mediating role of proactive coping. Journal of American College Health, 67(4), 367-373.
  35. Vaculikova, J. (2016). Proactive coping behavior in sample of university students in helping professions. Sociální pedagogika [Social Education], 4(2), 38-55. https://doi: 10.7441/soced.2016.04.02.03
  36. Vaculikovа J., Johnson, J., & Flint, D. (2019). Evaluating the factor structure of the proactive and preventive coping of graduate students. Turkish Online Journal of Educational Technology. Retrieved February 2, 2021, from https://www.researchgate.net/publication/332370236
  37. Zakharova, A.Y., & Trusova, A.V. (2019). Time perspective in patients with affective disorders: Review of scientific research. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 16(3), 435-450. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2019-16-3-435-450 (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».