Опросник «Драйверы учебной активности студента»: результаты психометрического анализа

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена описанию теоретических основ создания и психометрической проверки опросника «Драйверы учебной активности студента», финальная версия которого состоит из 28 пунктов. Целью создания данного опросника является разработка инструментария для измерения активности студента, которая рассматривается через управление целевыми, коммуникативными и временными аспектами деятельности. Пункты опросника сформулированы в форме поведенческих индикаторов, конкретных проявлений активности. Показатели валидности и надежности опросника были рассчитаны для выборки студентов российских вузов ( N = 707) в возрасте от 17 до 25 лет с преобладанием в ее составе женщин (80,8%). Внешняя валидность опросника подтверждена путем выявления значимых различий по всем шкалам опросника между студентами с высокой и низкой академической успеваемостью, с высокой и низкой учебной активностью по оценке преподавателей. Психометрическая проверка выявила высокую внутреннюю согласованность и надежность опросника. Результаты конфирматорного факторного анализа подтвердили соответствие структуры опросника теоретической модели, согласно которой активность студента измеряется по трем шкалам: управление временем , управление отношениями и управление целями . Такая структура опросника была подтверждена на дополнительной выборке валидизации. Все шкалы опросника показали высокую внутреннюю согласованность по показателю альфа Кронбаха (от 0,758 до 0,937) и по результатам факторного анализа. Значимые различия между студентами разного пола были выявлены для шкал управление отношениями и управление целями . Процентильные нормы по шкалам опросника приведены отдельно для студентов мужского и женского пола. Рассмотрены ограничения использования опросника и перспективы улучшения его психометрических свойств.

Об авторах

Евгений Брониславович Башкин

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: bashkin_eb@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0002-4118-813X
SPIN-код: 8735-7551

кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии и педагогики, филологический факультет

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Юлия Александровна Чудина

Российский университет дружбы народов; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: renyxa4@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-6791-1130
SPIN-код: 2231-3506

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психофизиологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; доцент кафедры психологии и педагогики, филологический факультет, Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6; Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1

Дмитрий Александрович Шляхта

Российский университет дружбы народов

Email: mitrichsh@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8853-0919
SPIN-код: 6172-5460

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики, филологический факультет

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Bashkin, E.B., & Shlyakhta, D.A. (2022). Time management as an integral part of mental health in the context of self-realization. Self-realization of the individual in the era of digitalization: Global challenges and opportunities. Conference Proceedings (pp. 245-250). Moscow: RUDN University Publ. (In Russ.).
  2. Bekhter, A.A., & Filatova, O.A. (2022). Adaptation of R. Schwarzer’s Proactive attitudes scale: Validation and psychometric testing on a sample of Russian youth. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 19(1), 158–178. (In Russ.). https://doi.org/10.22363/2313-1683-2022-19-1-158-178
  3. Belashina, T.V. (2021). Peculiarities of emotional intelligence and communicative competence of the personality. Human Development in the Modern World, (4), 85–97. (In Russ.).
  4. Belikov, V.A. (2016). Target factor of mastering activity and development of the personality. Contemporary Higher Education: Innovative Aspects, 8(4), 99-107. (In Russ.). https://doi.org/10.7442/2071-9620-2016-8-4-99-107
  5. Belyaeva, Yu.N., Shemetova, G.N., Dosov, S.V., & Dudykina, I.V. (2019). Psychological profile of students: levels of stress and possibilities of its correction. Modern high technologies, (6), 131–135. (In Russ.).
  6. Bodalev, A.A. (1993). Acmeology as an educational and scientific discipline. Moscow: Russian Academy of Management Publ. (In Russ.).
  7. Bolotova, A.K. (2007). Man and time in cognition, activity, communication. Moscow: HSE University Publ. (In Russ.).
  8. Bolotova, A.K., & Bashkin, E.B. (2009). Self-consciousness and personality development as a “special temporal moment”. Cultural-Historical Psychology, 5(1), 19–27. (In Russ.).
  9. Bolotova, A.K., Bashkin, E.B., & Chudina, Yu.A. (2024). Time image and psychological health among university students. Personality in modern society: Research, education, development. Conference Proceedings (pp. 16–26). Moscow: RUDN University Publ. (In Russ.).
  10. Brown, T.A. (2015). Confirmatory factor analysis for applied research (2nd ed.). New York: The Guilford Press.
  11. Burlachuk, L.F., Dukhnevich, V.N., & Dubrovinsky, G.R. (2005). “General Health Questionnaire”: Preliminary results of Russian-language adaptation. Zhurnal Prakticheskogo Psikhologa, (11), 49–57. (In Russ.)
  12. Charan, R., Drotter, S., & Noel, J. (2001). The leadership pipeline: How to build the leadership-powered company. San Francisco: Jossey-Bass.
  13. Dermanova, I.B. (Ed.). (2002). Diagnostics of emotional and moral development. Saint Petersburg: Rech’ Publ. (In Russ.).
  14. Dmitrieva, T.V. (2014). Structural-layered model of students’ learning activity development. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, (1), 27-35. (In Russ.).
  15. Fetiskin, N.P., Kozlov, V.V., & Manuilov, G.M. (2002). Scale of subjective well-being. In Socio-psychological diagnostics of personality development and small groups (pp. 467–470). Moscow: Institut Psikhoterapii Publ. (In Russ.).
  16. Fomina, N.A., & Arutyunyan, T.A. (2011). Peculiarities of sociability and anxiety in teenagers. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, (3), 61-67. (In Russ.).
  17. Il’in, E.I. (2001). Emotions and feelings. Saint Petersburg: Piter Publ. (In Russ.).
  18. Irhin, V.N. (2010). The functions of healthorianted educational system of the university. Belgorod State University Scientific bulletin. Philology Journalism Pedagogy Psychology, (6), 177–184. (In Russ.).
  19. Jensen, A.R., & Weng, L.-J. (1994). What is a good g? Intelligence, 18(3), 231–258. https://doi.org/10.1016/0160-2896(94)90029-9
  20. Kalugin, A.Yu., Shchebetenko, S.A., Mishkevich, A.M., Soto, C.J., & John, O.P. (2021). Psychometric properties of the Russian version of the Big Five Inventory-2. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 18(1), 7–33. (In Russ.). https://doi.org/ 10.17323/1813-8918-2021-1-7-33
  21. Khanin, Yu.L. (1976). A short guide to the scale of reactive and personal anxiety by C.D. Spielberger. Leningrad: LNIIFK Publ. (In Russ.).
  22. Khusainova, R.M., & Gredyushko, O.P. (2012). Situational and personal anxiety features in learning and teaching activities. Modern Problems of Science and Education, (5), 365. (In Russ.).
  23. Krupnov, A.I. (1984). Psychological problems in the study of man’s activity. Voprosy Psychologii, (3), 25–32. (In Russ.).
  24. Kudryavtseva, E.Yu., Kergilova, N.V., & Lizunova, G.Yu. (2015). Relevance of preservation and strengthening of social and mental health of student’s youth in the conditions of modernization of modern education. History and Pedagogy of Natural Science, (4), 31–33. (In Russ.).
  25. Kulikov, L.V. (1996). Stress and stress tolerance of personality. In A.A. Krylov (Ed.), Theoretical and applied issues of psychology. Issue 2. Part 2 (pp. 92–99). Saint Petersburg: Saint-Petersburg University Publ. (In Russ.).
  26. Lebedev, O.E. (2004). Competence approach in education. School Technologies, (5), 3–12. (In Russ.).
  27. Leonova, I.I. (2013). The effect of information technologies on mental health of students. Science Prospects, (9), 51–54. (In Russ.).
  28. Leontiev, A.N. (1975). Activity. Conscience. Personality. Moscow: Politizdat Publ. (In Russ.).
  29. Leontiev, D.A., & Rasskazova, E.I. (2006). Hardiness Survey. Moscow: Smysl Publ. (In Russ.).
  30. Lombardo, M.M., & Eichinger, R.W. (2009). FYI: For your improvement: A guide for development and coaching (5th ed.). Minneapolis, MN: Lominger.
  31. Manukyan, V.R. (2018). To the research of individual psychological goal-setting and life-planning characteristics. Psychological Studies, 11(57), 9. (In Russ.) https://doi.org/ 10.54359/ps.v11i57.323
  32. McDonald, R.P. (1999). Test theory: A unified treatment. New York: Psychology Press. https://doi.org/10.4324/9781410601087
  33. Mitrofanova, E.N. (2017). Activity of individuality, well-being and life satisfaction of students. Siberian Journal of Psychology, (64), 94–105. (In Russ.). https://doi.org/ 10.17223/17267080/64/6
  34. Morosanova, V.I., & Konoz, E.M. (2000). Self-regulation of person’s behavior style. Voprosy Psychologii, (2), 118–127. (In Russ.)
  35. Nebylitsyn, V.D. (1976). Psychophysiological studies of individual differences. Moscow: Nauka Publ. (In Russ.)
  36. Popov, L.M., & Dmitrieva, I.A. (2009). Experimental research on developing target-setting ability of students. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 151(5–1), 266–273. (In Russ.).
  37. Rosseel, Y. (2012). lavaan: An R package for structural equation modeling. Journal of Statistical Software, 48(2), 1–36. https://doi.org/10.18637/jss.v048.i02
  38. Rubinshtein, S.L. (1973). Man and the world. In Problems of general psychology (pp. 253–381). Moscow: Pedagogika Publ. (In Russ.).
  39. Schwarzer, R., Jerusalem, M., & Romek, V.G. (1996). Russian version of the Generalized self-efficacy scale by R. Schwarzer and M. Jerusalem. Inostrannaya Psikhologiya, (7), 71–77. (In Russ.).
  40. Shadrikov, V.D. (2006). The inner world of human life. Moscow: Logos Publ. (In Russ.).
  41. Shevelenkova, T.D., & Fesenko, P.P. (2005). Psychological well-being of a personality (review of basic concepts and research methodology). Psikhologicheskaya diagnostika, (3), 95–129. (In Russ.).
  42. Sircova, A., Sokolova, E.T., & Mitina, O.V. (2008). Adaptation of Zimbardo time perspective inventory. Psichologicheskii Zhurnal, 29(3), 101–109. (In Russ.).
  43. Vasylyev, Ya.V. (2016). Goal orientation of the personality: characteristic of goals and lifecycles. Studia Humanitatis, (4), 10. (In Russ.).
  44. Volochkov, A.A. (2014). Psychological health and activeness of the student. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya No. 1. Psikhologicheskie i Pedagogicheskie Nauki, (1), 57–68. (In Russ.).
  45. Zhao, T., Liu, H., Roeder, K., Lafferty, J., & Wasserman, L. (2012). The huge package for high-dimensional undirected graph estimation in R. Journal of Machine Learning Research, 13, 1059–1062.
  46. Zimnaya, I.A. (2000). Pedagogical psychology. Moscow: Logos. (In Russ.).
  47. Zinbarg, R.E., Revelle, W., Yovel, I., & Li, W. (2005). Cronbach’s α, Revelle’s β, and Mcdonald’s ωH: Their relations with each other and two alternative conceptualizations of reliability. Psychometrika, 70(1), 123–133. https://doi.org/10.1007/s11336-003-0974-7
  48. Zinbarg, R.E., Yovel, I., Revelle, W., & McDonald, R.P. (2006). Estimating generalizability to a latent variable common to all of a scale’s indicators: A comparison of estimators for ωh. Applied Psychological Measurement, 30(2), 121–144. https://doi.org/10.1177/0146621605278814

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».