Взаимосвязи зависимости от смартфона с психологическими и социально-психологическими характеристиками личности: обзор зарубежных исследований
- Авторы: Шейнов В.П.1
-
Учреждения:
- Республиканский институт высшей школы
- Выпуск: Том 18, № 1 (2021)
- Страницы: 235-253
- Раздел: ЧЕЛОВЕК В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/326032
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-1-235-253
- ID: 326032
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Мобильные телефоны являются одним из наиболее предпочитаемых цифровых устройств, которые постоянно сопровождают нас. Удобства, доставляемые смартфонами, очевидны, но именно они порождают у многих пристрастие к чрезмерному пользованию этим устройством, известное как «номофобия», или зависимость от смартфона. Пользователи, чье внимание постоянно приковано к смартфону, не могут полноценно учиться, вдумчиво и продуктивно выполнять работу, налаживать отношения с окружающими и в целом - жить полноценной жизнью. Многочисленные исследования показывают, что зависимость от смартфона оказывает пагубное воздействие на многие важные аспекты жизни. Цель статьи - дать аналитический обзор зарубежных исследований о взаимосвязях зависимости от смартфона с психологическими и социально-психологическими характеристиками личности. Выбор зарубежных исследований в качестве исходных данных для анализа сделан ввиду того, что именно в них получено наибольшее число (и намного раньше) экспериментально доказанных результатов, представляющих значительный теоретический и практический интерес. Количество экспериментальных отечественных работ на порядок меньше, при этом многие из них выполнены на небольших выборках или являются обсуждением отдельных зарубежных результатов. Таким образом, ощущается недостаточное использование накопленной за рубежом обширной информации о зависимости от смартфонов. Показано, что зависимость от смартфона положительно связана с такими негативным факторами, как депрессия, тревожность, стресс, снижение самооценки и самоконтроля, проблемы со сном, со здоровьем в целом и с качеством жизни и удовлетворенностью ею, сложностями в семье, снижением успеваемости учащихся и студентов, уменьшением производительности труда и опасностью стать жертвой кибербуллинга. Значительно более высокая зависимость от смартфонов присуща пользователям более молодого возраста. Оценка зависимость от смартфона положительно коррелирует с принадлежностью к женскому полу, курением и употреблением алкоголя. Серьезным препятствием к соответствующим отечественным исследованиям было отсутствие русскоязычного измерительного инструментария. Для устранения этого препятствия автором осуществлена адаптация и валидизация для русскоязычного социума англоязычного опросника «Шкала зависимости от смартфона» (Smartphone Addiction Scale, SAS) и разработана надежная и валидная «Короткая версия опросника зависимости от смартфона». В отечественных исследованиях зависимости от смартфона полученные на зарубежных выборках результаты могут служить материалом для выдвижения рабочих гипотез, а также исходными данными в работах кросс-культурной направленности.
Ключевые слова
Об авторах
Виктор Павлович Шейнов
Республиканский институт высшей школы
Автор, ответственный за переписку.
Email: sheinov1@mail.ru
доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогического мастерства
Республика Беларусь, 220001, Минск, ул. Московская, д. 15Список литературы
- Aker S., Sahin M.K., Sezgin S., & Oguz G. (2017). Psychosocial factors affecting smartphone addiction in university students. Journal of Addictions Nursing, 28(4), 215–219. https://doi.org/10.1097/JAN.0000000000000197
- Albursan, I.S., Al Qudah, M.F., Dutton, E., Hassan, E.M.A.H., Bakhiet, S.F.A., Alfnan, A.A., … Hammad, H.I. (2019). National, Sex and Academic Discipline Difference in Smartphone Addiction: A Study of Students in Jordan, Saudi Arabia, Yemen and Sudan. Community Mental Health Journal, 55(5), 825–830. https://doi.org/10.1007/s10597-019-00368-x
- Alhassan, A.A., Alqadhib, E.M., Taha, N.W., Alahmari, R.A., Salam, M., & Almutairi, A.F. (2018). The relationship between addiction to smartphone usage and depression among adults: a cross sectional study. BMC Psychiatry, 18(148). https://doi.org/10.1186/s12888-018-1745-4
- Boumosleh, J.M., & Jaalouk, D. (2017). Depression, anxiety, and smartphone addiction in university students. A cross sectional study. PLoS One, 12(8), e0182239. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0182239
- Buctot, D.B., Kim, N., & Kim, J.J. (2020). Factors associated with smartphone addiction prevalence and its predictive capacity for health-related quality of life among Filipino adolescents. Children and Youth Services Review, 110, 104758. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.104758
- Bukhori, B., Said, H., Wijaya, T., & Mohamad Nor, F. (2019). The Effect of Smartphone Addiction, Achievement Motivation, and Textbook Reading Intensity on Students’ Academic Achievement. International Journal of Interactive Mobile Technologies (iJIM), 13(09), 66. https://doi.org/10.3991/ijim.v13i09.9566
- Cho, H.Y., Kim, D.J., & Park, J.W. (2017). Stress and adult smartphone addiction: Mediation by self‐control, neuroticism, and extraversion. Stress and Health, 33(5), 624–630. https://doi.org/10.1002/smi.2749
- Choi, S.-W., Kim, D.-J., Choi, J.-S., Ahn, H., Choi, E.-J., Song, W.-Y., … Youn, H. (2015). Comparison of risk and protective factors associated with smartphone addiction and Internet addiction. Journal of Behavioral Addictions, 4(4), 308–314. https://doi.org/10.1556/2006.4.2015.043
- Chung, J.E., Choi, S.A., Kim, K.T., Yee, J., Kim, J.H., Seong, J.W., … Gwak, H.S. (2018). Smartphone addiction risk and daytime sleepiness in Korean adolescents. Journal of Paediatrics and Child Health, 54(7), 800–806. https://doi.org/10.1111/jpc.13901
- Dogadkina, S.B., Ermakova, I.V., & Sharapov, A.N. (2020). Vegetative and hormonal support of children's cognitive activity (using a smartphone) depending on psychological characteristics and the type of autonomic nervous activity. New Study, (2), 15–32. https://doi.org/10.46742/2072-8840-2020-62-2-15-32 (In Russ.)
- Dolgushin, D.V., Belova, A.P., Borisova, O.E., & Pankratova, D.A. (2020). K voprosu o nomofobii: Sotsial'no-psikhologicheskaya zavisimost' studentov starshikh kursov. Innovatsionnyi potentsial razvitiya obshchestva: Vzglyad molodykh uchenykh: Conference Proseeding (pp. 233–235). Kursk: SWSU Publ. (In Russ.)
- Duke, É., & Montag, C. (2017). Smartphone addiction, daily interruptions and self-reported productivity. Addictive Behaviors Reports, 6, 90–95. https://doi.org/10.1016/j.abrep.2017.07.002
- Gao, T., Xiang, Y.-T., Zhang, H., Zhang, Z., & Mei, S. (2017). Neuroticism and quality of life: Multiple mediating effects of smartphone addiction and depression. Psychiatry Research, 258, 457–461. https://doi.org/10.1016/j.psychres.2017.08.074
- Gligor, Ș., & Mozoș, I. (2019). Indicators of smartphone addiction and stress score in university students. Wiener Klinische Wochenschrift, 131(5–6), 120–125. https://doi.org/10.1007/s00508-018-1373-5
- Gökçearslan, Ş., Mumcu, F.K., Haşlaman, T., & Çevik, Y.D. (2016). Modelling smartphone addiction: The role of smartphone usage, self-regulation, general self-efficacy and cyberloafing in university students.Computers in Human Behavior, 63, 639–649. https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.05.091
- Gökçearslan, Ş., Uluyol, Ç., & Şahin, S. (2018). Smartphone addiction, cyberloafing, stress and social support among university students: A path analysis. Children and Youth Services Review, 91, 47–54. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2018.05.036
- Hawi, N.S., & Samaha, M. (2016). To excel or not to excel: Strong evidence on the adverse effect of smartphone addiction on academic performance. Computers & Education, 98, 81–89. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2016.03.007
- Hawi, N.S., & Samaha, M. (2017). Relationships among smartphone addiction, anxiety, and family relations. Behaviour& Information Technology, 36(10), 1046–1052. https://doi.org/10.1080/0144929x.2017.1336254
- Ju, H.-J., Jun, H.-S., & Park, M.-K. (2019). The Stress, Self-Efficacy, And Self-Control of University Students Impact on Smartphone Addiction. Journal of Digital Convergence. 17(11), 395–407. https://doi.org/10.14400/JDC.2019.17.11.395
- Kim, E., & Koh, E. (2018). Avoidant attachment and smartphone addiction in college students: The mediating effects of anxiety and self-esteem. Computers in Human Behavior, 84, 264–271. https://doi.org/10.1016/j.chb.2018.02.037
- Kim, H.-J., Min, J.-Y., Min, K.-B., Lee, T.-J., & Yoo, S. (2018). Relationship among family environment, self-control, friendship quality, and adolescents’ smartphone addiction in South Korea: Findings from nationwide data. Plos One, 13(2), e0190896. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0190896
- Kim, I.O., & Shin, S.H. (2016). Effects of Academic Stress in Middle School Students on Smartphone Addiction: Moderating Effect of Self-Esteem and Self-Control. Journal of Korean Academy of Psychiatric and Mental Health Nursing, 25(3), 262. https://doi.org/10.12934/jkpmhn.2016.25.3.262
- Kim, S.-G., Park, J., Kim, H.-T., Pan, Z., Lee, Y., & McIntyre, R.S. (2019). The relationship between smartphone addiction and symptoms of depression, anxiety, and attention-deficit/hyperactivity in South Korean adolescents. Annals of General Psychiatry, 18(1). https://doi.org/10.1186/s12991-019-0224-8
- King, R.C., & Dong, S. (2017). The impact of smartphone on young adults. The Business and Management Review, 8(4), 342–349.
- Krukhmaleva, O.V., & Krukhmalev, E.V. (2017). Modern gaming devices in the lives of children and adolescents: A sociocultural analysis. Culture and Education, (2), 47–60. (In Russ.)
- Kwak, J. Y., Kim, J.Y., & Yoon, Y. W. (2018). Effect of parental neglect on smartphone addiction in adolescents in South Korea. Child Abuse & Neglect, 77, 75–84. https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2017.12.008
- Kwon, M., Lee, J.-Y., Won, W.-Y., Park, J.-W., Min, J.-A., Hahn, C., … Kim, D.-J. (2013). Development and Validation of a Smartphone Addiction Scale (SAS). PLoS ONE, 8(2), e56936. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0056936
- Lee, C., & Lee, S.-J. (2017). Prevalence and predictors of smartphone addiction proneness among Korean adolescents. Children and Youth Services Review, 77, 10–17. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2017.04.002
- Lee, J., Sung, M.-J., Song, S.-H., Lee, Y.-M., Lee, J.-J., Cho, S.-M., … Shin, Y.-M. (2018). Psychological factors associated with smartphone addiction in South Korean adolescents. The Journal of Early Adolescence, 38(3), 288–302. https://doi.org/10.1177/0272431616670751
- Lee, W.-J., & Shin, S.A. (2016). Comparative Study of Smartphone Addiction Drivers’ Effect on Work Performance In The U.S. and Korea. Journal of Applied Business Research (JABR), 32(2), 507–516. https://doi.org/10.19030/jabr.v32i2.9592
- Lian, L., You, X., Huang, J., & Yang, R. (2016). Who overuses Smartphones? Roles of virtues and parenting style in Smartphone addiction among Chinese college students. Computers in Human Behavior, 65, 92–99. https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.08.027
- Lin, Y.-H., Chiang, C.-L., Lin, P.-H., Chang, L.-R., Ko, C.-H., Lee, Y.-H., & Lin, S.-H. (2016). Proposed Diagnostic Criteria for Smartphone Addiction. PLOS ONE, 11(11), e0163010. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0163010
- Nayak, J.K. (2018). Relationship among smartphone usage, addiction, academic performance and the moderating role of gender: A study of higher education students in India. Computers & Education, 123, 164–173. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.05.007
- Perezhogin, L.O. (2019). Program of psychotherapeutic aid for adolescents with signs of the internet and mobile devices addiction. Practical Medicine, 17(3), 96–99. (In Russ.)
- Samaha, M., & Hawi, N.S. (2016). Relationships among smartphone addiction, stress, academic performance, and satisfaction with life. Computers in Human Behavior, 57, 321–325. https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.12.045
- Seo, G.-S., & Bang, S.Y. (2017). The relationship among smartphone addiction, life stress, and family communication in nursing students. Journal of the Korea Academia-Industrial cooperation Society, 18(4), 398–407. https://doi.org/10.5762/KAIS.2017.18.4.398
- Sheinov, V.P. (2019a). Victimization of mockeries’ victims as the source of their negative emotional states. Institute of Psychology Russian Academy of Sciences. Social and Economic Psychology, 4, (1), 94–123. (In Russ.)
- Sheinov, V.P. (2019b). Cyberbulling: Prerequisite and Implications. Institute of Psychology Russian Academy of Sciences. Social and Economic Psychology, 4(2), 77–98. (In Russ.)
- Sheinov, V.P. (2019v). Intrapersonal predictors of victimization. Institute of Psychology Russian Academy of Sciences. Organizational and Labor Psychology, 4(1), 154–182. (In Russ.)
- Sheinov, V.P. (2020a). Relationship of smartphone dependence with personal states and properties. Journal of the Belarusian State University. Sociology, (4), 120–127. https://doi.org/10.33581/2521-6821-2020-4-120-127 (In Russ.)
- Sheinov, V.P. (2020b). Adaptation and validization of the questionnaire “Scale of dependence on the smartphone” for the Russian-speaking society. System Psychology and Sociology, (3), 75–84. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2020.35.3.6 (In Russ.)
- Sheinov, V.P. (2021) A short version of the questionnaire “Smartphone Addiction Scale”. Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Labor Psychology, 6(1). (In Russ.)
- Sim, M.Y., Leem, D.N., & Kim, E.H. (2016). A study on influential relations between stress and smartphone addiction among college students: with a focus on the mediating effects of depression and self-efficacy. Journal of the Korea Academia-Industrial cooperation Society, 17(5), 227–236. https://doi.org/10.5762/kais.2016.17.5.227
- Smith, P.K., Mahdavi, J., Carvalho, M., Fisher, S., Russell, S., & Tippett, N. (2008). Cyberbullying: its nature and impact in secondary school pupils. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 49(4), 376–385. https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.2007.01846.x
- Titova, V.V. (2017). Cyber pathology: Results of the study and ways of prevention. Bulletin of Moscow State Regional University, (4), 12. https://doi.org/ 10.18384/2224-0209-2017-4-849 (In Russ.)
- Yang, K.M. (2016). The effect of self-esteem and depression on smartphone addiction among university students. Journal of the Korea Convergence Society, 7(1), 113–123. https://doi.org/10.15207/jkcs.2016.7.1.113
Дополнительные файлы

