Взаимосвязи зависимости от смартфона с психологическими и социально-психологическими характеристиками личности: обзор зарубежных исследований

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Мобильные телефоны являются одним из наиболее предпочитаемых цифровых устройств, которые постоянно сопровождают нас. Удобства, доставляемые смартфонами, очевидны, но именно они порождают у многих пристрастие к чрезмерному пользованию этим устройством, известное как «номофобия», или зависимость от смартфона. Пользователи, чье внимание постоянно приковано к смартфону, не могут полноценно учиться, вдумчиво и продуктивно выполнять работу, налаживать отношения с окружающими и в целом - жить полноценной жизнью. Многочисленные исследования показывают, что зависимость от смартфона оказывает пагубное воздействие на многие важные аспекты жизни. Цель статьи - дать аналитический обзор зарубежных исследований о взаимосвязях зависимости от смартфона с психологическими и социально-психологическими характеристиками личности. Выбор зарубежных исследований в качестве исходных данных для анализа сделан ввиду того, что именно в них получено наибольшее число (и намного раньше) экспериментально доказанных результатов, представляющих значительный теоретический и практический интерес. Количество экспериментальных отечественных работ на порядок меньше, при этом многие из них выполнены на небольших выборках или являются обсуждением отдельных зарубежных результатов. Таким образом, ощущается недостаточное использование накопленной за рубежом обширной информации о зависимости от смартфонов. Показано, что зависимость от смартфона положительно связана с такими негативным факторами, как депрессия, тревожность, стресс, снижение самооценки и самоконтроля, проблемы со сном, со здоровьем в целом и с качеством жизни и удовлетворенностью ею, сложностями в семье, снижением успеваемости учащихся и студентов, уменьшением производительности труда и опасностью стать жертвой кибербуллинга. Значительно более высокая зависимость от смартфонов присуща пользователям более молодого возраста. Оценка зависимость от смартфона положительно коррелирует с принадлежностью к женскому полу, курением и употреблением алкоголя. Серьезным препятствием к соответствующим отечественным исследованиям было отсутствие русскоязычного измерительного инструментария. Для устранения этого препятствия автором осуществлена адаптация и валидизация для русскоязычного социума англоязычного опросника «Шкала зависимости от смартфона» (Smartphone Addiction Scale, SAS) и разработана надежная и валидная «Короткая версия опросника зависимости от смартфона». В отечественных исследованиях зависимости от смартфона полученные на зарубежных выборках результаты могут служить материалом для выдвижения рабочих гипотез, а также исходными данными в работах кросс-культурной направленности.

Об авторах

Виктор Павлович Шейнов

Республиканский институт высшей школы

Автор, ответственный за переписку.
Email: sheinov1@mail.ru

доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогического мастерства

Республика Беларусь, 220001, Минск, ул. Московская, д. 15

Список литературы

  1. Aker S., Sahin M.K., Sezgin S., & Oguz G. (2017). Psychosocial factors affecting smartphone addiction in university students. Journal of Addictions Nursing, 28(4), 215–219. https://doi.org/10.1097/JAN.0000000000000197
  2. Albursan, I.S., Al Qudah, M.F., Dutton, E., Hassan, E.M.A.H., Bakhiet, S.F.A., Alfnan, A.A., … Hammad, H.I. (2019). National, Sex and Academic Discipline Difference in Smartphone Addiction: A Study of Students in Jordan, Saudi Arabia, Yemen and Sudan. Community Mental Health Journal, 55(5), 825–830. https://doi.org/10.1007/s10597-019-00368-x
  3. Alhassan, A.A., Alqadhib, E.M., Taha, N.W., Alahmari, R.A., Salam, M., & Almutairi, A.F. (2018). The relationship between addiction to smartphone usage and depression among adults: a cross sectional study. BMC Psychiatry, 18(148). https://doi.org/10.1186/s12888-018-1745-4
  4. Boumosleh, J.M., & Jaalouk, D. (2017). Depression, anxiety, and smartphone addiction in university students. A cross sectional study. PLoS One, 12(8), e0182239. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0182239
  5. Buctot, D.B., Kim, N., & Kim, J.J. (2020). Factors associated with smartphone addiction prevalence and its predictive capacity for health-related quality of life among Filipino adolescents. Children and Youth Services Review, 110, 104758. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.104758
  6. Bukhori, B., Said, H., Wijaya, T., & Mohamad Nor, F. (2019). The Effect of Smartphone Addiction, Achievement Motivation, and Textbook Reading Intensity on Students’ Academic Achievement. International Journal of Interactive Mobile Technologies (iJIM), 13(09), 66. https://doi.org/10.3991/ijim.v13i09.9566
  7. Cho, H.Y., Kim, D.J., & Park, J.W. (2017). Stress and adult smartphone addiction: Mediation by self‐control, neuroticism, and extraversion. Stress and Health, 33(5), 624–630. https://doi.org/10.1002/smi.2749
  8. Choi, S.-W., Kim, D.-J., Choi, J.-S., Ahn, H., Choi, E.-J., Song, W.-Y., … Youn, H. (2015). Comparison of risk and protective factors associated with smartphone addiction and Internet addiction. Journal of Behavioral Addictions, 4(4), 308–314. https://doi.org/10.1556/2006.4.2015.043
  9. Chung, J.E., Choi, S.A., Kim, K.T., Yee, J., Kim, J.H., Seong, J.W., … Gwak, H.S. (2018). Smartphone addiction risk and daytime sleepiness in Korean adolescents. Journal of Paediatrics and Child Health, 54(7), 800–806. https://doi.org/10.1111/jpc.13901
  10. Dogadkina, S.B., Ermakova, I.V., & Sharapov, A.N. (2020). Vegetative and hormonal support of children's cognitive activity (using a smartphone) depending on psychological characteristics and the type of autonomic nervous activity. New Study, (2), 15–32. https://doi.org/10.46742/2072-8840-2020-62-2-15-32 (In Russ.)
  11. Dolgushin, D.V., Belova, A.P., Borisova, O.E., & Pankratova, D.A. (2020). K voprosu o nomofobii: Sotsial'no-psikhologicheskaya zavisimost' studentov starshikh kursov. Innovatsionnyi potentsial razvitiya obshchestva: Vzglyad molodykh uchenykh: Conference Proseeding (pp. 233–235). Kursk: SWSU Publ. (In Russ.)
  12. Duke, É., & Montag, C. (2017). Smartphone addiction, daily interruptions and self-reported productivity. Addictive Behaviors Reports, 6, 90–95. https://doi.org/10.1016/j.abrep.2017.07.002
  13. Gao, T., Xiang, Y.-T., Zhang, H., Zhang, Z., & Mei, S. (2017). Neuroticism and quality of life: Multiple mediating effects of smartphone addiction and depression. Psychiatry Research, 258, 457–461. https://doi.org/10.1016/j.psychres.2017.08.074
  14. Gligor, Ș., & Mozoș, I. (2019). Indicators of smartphone addiction and stress score in university students. Wiener Klinische Wochenschrift, 131(5–6), 120–125. https://doi.org/10.1007/s00508-018-1373-5
  15. Gökçearslan, Ş., Mumcu, F.K., Haşlaman, T., & Çevik, Y.D. (2016). Modelling smartphone addiction: The role of smartphone usage, self-regulation, general self-efficacy and cyberloafing in university students.Computers in Human Behavior, 63, 639–649. https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.05.091
  16. Gökçearslan, Ş., Uluyol, Ç., & Şahin, S. (2018). Smartphone addiction, cyberloafing, stress and social support among university students: A path analysis. Children and Youth Services Review, 91, 47–54. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2018.05.036
  17. Hawi, N.S., & Samaha, M. (2016). To excel or not to excel: Strong evidence on the adverse effect of smartphone addiction on academic performance. Computers & Education, 98, 81–89. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2016.03.007
  18. Hawi, N.S., & Samaha, M. (2017). Relationships among smartphone addiction, anxiety, and family relations. Behaviour& Information Technology, 36(10), 1046–1052. https://doi.org/10.1080/0144929x.2017.1336254
  19. Ju, H.-J., Jun, H.-S., & Park, M.-K. (2019). The Stress, Self-Efficacy, And Self-Control of University Students Impact on Smartphone Addiction. Journal of Digital Convergence. 17(11), 395–407. https://doi.org/10.14400/JDC.2019.17.11.395
  20. Kim, E., & Koh, E. (2018). Avoidant attachment and smartphone addiction in college students: The mediating effects of anxiety and self-esteem. Computers in Human Behavior, 84, 264–271. https://doi.org/10.1016/j.chb.2018.02.037
  21. Kim, H.-J., Min, J.-Y., Min, K.-B., Lee, T.-J., & Yoo, S. (2018). Relationship among family environment, self-control, friendship quality, and adolescents’ smartphone addiction in South Korea: Findings from nationwide data. Plos One, 13(2), e0190896. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0190896
  22. Kim, I.O., & Shin, S.H. (2016). Effects of Academic Stress in Middle School Students on Smartphone Addiction: Moderating Effect of Self-Esteem and Self-Control. Journal of Korean Academy of Psychiatric and Mental Health Nursing, 25(3), 262. https://doi.org/10.12934/jkpmhn.2016.25.3.262
  23. Kim, S.-G., Park, J., Kim, H.-T., Pan, Z., Lee, Y., & McIntyre, R.S. (2019). The relationship between smartphone addiction and symptoms of depression, anxiety, and attention-deficit/hyperactivity in South Korean adolescents. Annals of General Psychiatry, 18(1). https://doi.org/10.1186/s12991-019-0224-8
  24. King, R.C., & Dong, S. (2017). The impact of smartphone on young adults. The Business and Management Review, 8(4), 342–349.
  25. Krukhmaleva, O.V., & Krukhmalev, E.V. (2017). Modern gaming devices in the lives of children and adolescents: A sociocultural analysis. Culture and Education, (2), 47–60. (In Russ.)
  26. Kwak, J. Y., Kim, J.Y., & Yoon, Y. W. (2018). Effect of parental neglect on smartphone addiction in adolescents in South Korea. Child Abuse & Neglect, 77, 75–84. https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2017.12.008
  27. Kwon, M., Lee, J.-Y., Won, W.-Y., Park, J.-W., Min, J.-A., Hahn, C., … Kim, D.-J. (2013). Development and Validation of a Smartphone Addiction Scale (SAS). PLoS ONE, 8(2), e56936. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0056936
  28. Lee, C., & Lee, S.-J. (2017). Prevalence and predictors of smartphone addiction proneness among Korean adolescents. Children and Youth Services Review, 77, 10–17. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2017.04.002
  29. Lee, J., Sung, M.-J., Song, S.-H., Lee, Y.-M., Lee, J.-J., Cho, S.-M., … Shin, Y.-M. (2018). Psychological factors associated with smartphone addiction in South Korean adolescents. The Journal of Early Adolescence, 38(3), 288–302. https://doi.org/10.1177/0272431616670751
  30. Lee, W.-J., & Shin, S.A. (2016). Comparative Study of Smartphone Addiction Drivers’ Effect on Work Performance In The U.S. and Korea. Journal of Applied Business Research (JABR), 32(2), 507–516. https://doi.org/10.19030/jabr.v32i2.9592
  31. Lian, L., You, X., Huang, J., & Yang, R. (2016). Who overuses Smartphones? Roles of virtues and parenting style in Smartphone addiction among Chinese college students. Computers in Human Behavior, 65, 92–99. https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.08.027
  32. Lin, Y.-H., Chiang, C.-L., Lin, P.-H., Chang, L.-R., Ko, C.-H., Lee, Y.-H., & Lin, S.-H. (2016). Proposed Diagnostic Criteria for Smartphone Addiction. PLOS ONE, 11(11), e0163010. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0163010
  33. Nayak, J.K. (2018). Relationship among smartphone usage, addiction, academic performance and the moderating role of gender: A study of higher education students in India. Computers & Education, 123, 164–173. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.05.007
  34. Perezhogin, L.O. (2019). Program of psychotherapeutic aid for adolescents with signs of the internet and mobile devices addiction. Practical Medicine, 17(3), 96–99. (In Russ.)
  35. Samaha, M., & Hawi, N.S. (2016). Relationships among smartphone addiction, stress, academic performance, and satisfaction with life. Computers in Human Behavior, 57, 321–325. https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.12.045
  36. Seo, G.-S., & Bang, S.Y. (2017). The relationship among smartphone addiction, life stress, and family communication in nursing students. Journal of the Korea Academia-Industrial cooperation Society, 18(4), 398–407. https://doi.org/10.5762/KAIS.2017.18.4.398
  37. Sheinov, V.P. (2019a). Victimization of mockeries’ victims as the source of their negative emotional states. Institute of Psychology Russian Academy of Sciences. Social and Economic Psychology, 4, (1), 94–123. (In Russ.)
  38. Sheinov, V.P. (2019b). Cyberbulling: Prerequisite and Implications. Institute of Psychology Russian Academy of Sciences. Social and Economic Psychology, 4(2), 77–98. (In Russ.)
  39. Sheinov, V.P. (2019v). Intrapersonal predictors of victimization. Institute of Psychology Russian Academy of Sciences. Organizational and Labor Psychology, 4(1), 154–182. (In Russ.)
  40. Sheinov, V.P. (2020a). Relationship of smartphone dependence with personal states and properties. Journal of the Belarusian State University. Sociology, (4), 120–127. https://doi.org/10.33581/2521-6821-2020-4-120-127 (In Russ.)
  41. Sheinov, V.P. (2020b). Adaptation and validization of the questionnaire “Scale of dependence on the smartphone” for the Russian-speaking society. System Psychology and Sociology, (3), 75–84. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2020.35.3.6 (In Russ.)
  42. Sheinov, V.P. (2021) A short version of the questionnaire “Smartphone Addiction Scale”. Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Labor Psychology, 6(1). (In Russ.)
  43. Sim, M.Y., Leem, D.N., & Kim, E.H. (2016). A study on influential relations between stress and smartphone addiction among college students: with a focus on the mediating effects of depression and self-efficacy. Journal of the Korea Academia-Industrial cooperation Society, 17(5), 227–236. https://doi.org/10.5762/kais.2016.17.5.227
  44. Smith, P.K., Mahdavi, J., Carvalho, M., Fisher, S., Russell, S., & Tippett, N. (2008). Cyberbullying: its nature and impact in secondary school pupils. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 49(4), 376–385. https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.2007.01846.x
  45. Titova, V.V. (2017). Cyber pathology: Results of the study and ways of prevention. Bulletin of Moscow State Regional University, (4), 12. https://doi.org/ 10.18384/2224-0209-2017-4-849 (In Russ.)
  46. Yang, K.M. (2016). The effect of self-esteem and depression on smartphone addiction among university students. Journal of the Korea Convergence Society, 7(1), 113–123. https://doi.org/10.15207/jkcs.2016.7.1.113

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».