ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О НОРМАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ГОССЛУЖАЩИХ
- Авторы: Обознов АА1, Герасимова АС2, Бессонова ЮВ1, Агузумцян РВ3, Петросян ЛА3
-
Учреждения:
- Институт психологии РАН
- Белгородский государственный национальный исследовательский университет
- Академия государственного управления Республики Армения
- Выпуск: Том 14, № 4 (2017)
- Страницы: 400-412
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/347543
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2017-14-4-400-412
- ID: 347543
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Предложено понятие нормативной направленности личности госслужащих, в котором раскрывается, как должна быть организована их мотивационно-смысловая сфера для выполнения профессиональной деятельности в соответствии с ее общественным предназначением. Исходя из приоритета общественного предназначения государственной службы, обоснована иерархическая структура нормативной направленности личности госслужащих. Ведущими в ней являются социальные мотивы, связанные с осознанием предназначения служить на благо Отечества, а также собственно профессиональные мотивы, связанные с достижением определенных ролевых позиций в деятельности. Подчиненные - материальные мотивы и мотивы саморазвития. Тем, кто готовит себя к государственной службе, необходимо иметь осознанное представление о требуемом соподчинении смыслообразующих мотивов, т.е. о нормативной направленности личности госслужащего. В исследовании приняли участие 63 студента 2-го и 4-го курсов, обучающиеся в одном из институтов управления России по специальности «Таможенное дело» и 51 студент 1-го и 2-го курсов, обучающиеся в Академии государственного управления Республики Армения, а также 4 эксперта (по два с российской и армянской стороны), имевшие многолетний опыт государственной службы. Использовалась авторская анкета закрытого типа, содержавшая перечень 18 личных целей, которыми должны руководствоваться госслужащие в своей профессиональной деятельности. Инструкция требовала вы-бора 5-и наиболее приоритетных целей. У абсолютного большинства (от 66 до 90%) российских и армянских студентов представления о должном соподчинении мотивов госслужащих не соответствовали нормативной направленности. По представлениям студентов, ведущими для госслужащих служат мотивы саморазвития, самосозидания и материальные мотивы. Соответствующие представления экспертов, имевших многолетний опыт в органах государственной службы, соответствовали нормативной направленности. Обосновывается необходимость разработки специальных психолого-педагогических программ по развитию у студентов нормативной направленности личности госслужащих.
Об авторах
А А Обознов
Институт психологии РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: aao46@mail.ru
Обознов Александр Александрович - доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории психологии труда, эргономики, инженерной и организационной психологии, Институт психологии РАН (Москва, Россия).
Ярославская ул., 13, Москва, Россия, 129366А С Герасимова
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Email: agerasimova66@mail.ru
Герасимова Александра Сергеевна - кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой возрастной и социальной психологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Бегород, Россия).
Победы ул., 85, Белгород, Россия, 308007Ю В Бессонова
Институт психологии РАН
Email: farandi@mail.ru
Бессонова Юлия Владимировна - кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии труда, эргономики, инженерной и организационной психологии, Институт психологии РАН (Москва, Россия).
Ярославская ул., 13, Москва, Россия, 129366Р В Агузумцян
Академия государственного управления Республики Армения
Email: rvaghuzumtsyan@list.ru
Агузумцян Рубен Вазгенович - кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии управления, Академия государственного управления Республики Армения (Ереван, Армения).
Киевян ул., 8, Ереван, Республика Армения, 375028Л А Петросян
Академия государственного управления Республики Армения
Email: laur-armen@mail.ru
Петросян Лаура Амбарцумовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления, Академия государственного управления Республики Армения (Ереван, Армения).
Киевян ул., 8, Ереван, Республика Армения, 375028Список литературы
- Bessonova, Yu.V., & Oboznov A.A. (2016). Normativnaya napravlennost’ professionala kak sootnosheniye trebovaniy organizatsii, deyatel’nosti, individual’nosti. In: V.A. Barabanshchikov (Ed.), Protsedury i metody eksperimental’no-psikhologicheskikh issledovaniy (pp. 860—868). Moscow: Institut psikhologii RAS Publ. (In Russ.).
- Bozhovich, L.I. (1968). Lichnost’ i yeyo formirovaniye v detskom vozraste. Moscow: Prosveschenie. (In Russ.).
- Derkach, A.A. (2001). Aktualizatsiya potrebnosti v lichnostno-professional’nom razvitii gosudarstvennykh sluzhashchikh. Moscow: RAGS Publ. (In Russ.).
- Derkach, A.A. (2004). Psikhologiya professional’noy deyatel’nosti: Lektsii v pomoshch’ prepodavatelyu. Moscow: RAGS Publ. (In Russ.).
- Gerasimova, A.S. (2013). Value-normative method of evaluation of educational motivation of students. Experimental Psychology (Russia), (4), 96—104. (In Russ.).
- Karabushchenko, N.B. (2016). Psikhologiya professional’nykh elit v vuze. St. Petersburg: Alef-Press. (In Russ.).
- Leontiev, A.N. (1975). Deyatel’nost’. Soznaniye. Lichnost’. Moscow: Politizdat. (In Russ.).
- Oboznov, A.A. (2014). Napravlennost’ lichnosti professionala: normativnyy podkhod. In: L.G. Dikaya, A.L. Zhuravlev (Eds.). Lichnost’ professionala v sovremennom mire. Moscow: Institut psikhologii RAS Publ. (In Russ.).
- Oboznov, A.A., Bessonova, Yu.V., Gerasimova, A.S., Aguzumtsyan, R.V., & Petrosyan, L.A. (2016). Problema normativnoy napravlennosti sub”yekta truda. Psikhologiya razvitiya cheloveka kak sub”yekta truda. Razvitiye tvorcheskogo naslediya Ye.A. Klimova. Conference Proseedings (pp. 46—49). Moscow: Akropol’ Publ. (In Russ.).
- Rubinshtein, S.L. (1976). Puti i dostizheniya sovetskoy psikhologii (O soznanii i deyatel’nosti cheloveka). In: S.L. Rubinshteyn. Problemy obshchey psikhologii (pp. 135—157). Moscow: Pedagogika Publ. (In Russ.).
- Zalessky, G.Ye. (1994). Psikhologiya mirovozzreniya i ubezhdeniy lichnosti. Moscow: MGU Publ. (In Russ.).
Дополнительные файлы

