Школьники о STEM-профессиях: общие и гендерные особенности представлений
- Авторы: Колесникова Е.М.1, Куденко И.А.2
-
Учреждения:
- Институт социологии ФНИСЦ РАН
- Британская международная образовательная благотворительная организация «Эдьюкейшен Девелопмент Траст»
- Выпуск: Том 21, № 2 (2021)
- Страницы: 239-252
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/322789
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2021-21-2-239-252
- ID: 322789
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Сохраняющийся гендерный дисбаланс на рынке труда в России и в мире закладывается в значительной мере еще в школьные годы, в период активного формирования профессиональных предпочтений и человеческого капитала. Статья посвящена взглядам юношей и девушек - учащихся школы - на различные аспекты профильных STEM-предметов школьной программы, включая их интересы и оценки школьного преподавания STEM, их роль в выборе карьеры, связанной со STEM, а также представления школьников о STEM-профессиях. Авторы обращаются к советскому опыту преодоления гендерного неравенства на рынке труда, в частности, привлечения женщин и девушек в промышленность и профильное техническое образование. Результаты разведывательного исследования свидетельствуют, что у большинства девочек, особенно не включенных в специальные образовательные проекты, ориентированные на STEM, школьные профильные уроки не способствуют изменению гендерных предубеждений в отношении профессий. С этой задачей наиболее эффективно справились бы занятия, ориентированные не на академическую успеваемость, а на знакомство с профессиями, востребованными на рынке труда. Такой опыт необходим: невозможно выбрать даже самую перспективную профессию, если не знаешь о ней или принципиально убежден, что не справишься с той или иной работой; одновременно нужно понимать, что у некоторых сегодняшних профессий слишком короткое будущее, например, в силу неизбежных последствий автоматизации. Позиционирование школьниками всех профессий как гендерно нейтральных может быть использовано для позитивной проработки проблем, выстраивания профориентационной деятельности с учетом тех аспектов, что особенно важны для девушек и юношей, даже если пока они воспринимаются негативно.
Об авторах
Елена Михайловна Колесникова
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: kolesnikova@mail.ru
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник сектора социологии профессий и профессиональных групп Института социологии
ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5, Москва, 117218, РоссияИрина Александровна Куденко
Британская международная образовательная благотворительная организация «Эдьюкейшен Девелопмент Траст»
Email: ikudenko@educationdevelopmenttrust.com
кандидат географических наук, ведущий консультант
Хайбридж-Хаус, 16-18, Дьюк стрит, Рединг, Беркшир, RG1 4RU, ВеликобританияСписок литературы
- Barabina I.A., Gafurova V.M. Politekhnicheskoe obrazovanie v obshheobrazovatelnoj shkole SSSR vo vtoroj polovine 1950-x — nachale 1960-x godov [Polytechnic education in secondary schools of the USSR in the second half of the 1950s — early 1960s]. Vestnik Udmurtskogo Universiteta. Seriya: Istoriya i Filologiya. 2016; 26 (4). (In Russ.).
- Goldman V.Z. Zhenshhiny u prokhodnoj. Gendernye otnosheniya v sovetskoj industrii (1917–1937) [Women at the Entrance. Gender Relations in the Soviet Industry (1917–1937)]. Moscow; 2010. (In Russ.).
- Denisova I.A., Kartseva M.A. Preimushchestva inzhenernogo obrazovaniya: otsenka otdachi na obrazovatelnye spetsialnosti v Rossii [Benefits of Engineering Education: Assessment of the Returns on the Educational Specialization in Russia]. Preprint WP3/2005/02. Moscow; 2005. (In Russ.).
- Zhenshhiny v SSSR [Women in the USSR]. Moscow; 1990. (In Russ.).
- Istoriya industrializatsii SSSR. 1938–1941. Dokumenty i materialy [History of Industrialization of the USSR. 1938-1941 Documents and Materials]. URL: http://istmat.info/node/9335. (In Russ.).
- Katunova M.R. Sistema dopolnitelnogo obrazovaniya v Rossii: istoriya stanovleniya, razvitie, perspektivy [System of additional education in Russia: History of formation, development, and prospects]. Rakurs. 1994; 4. (In Russ.).
- Kolesnikova E.M. Kudenko I.A. Interes k STEM-professiyam v shkole: problemy proforientatsii [Interest in STEM professions at school: Challenges of career guidance]. Sociologicheskie Issledovaniya. 2020; 4. (In Russ.).
- Kosaretsky S.G., Kupriyanov B.V., Filippova D.S. Osobennosti uchastiya detej v dopolnitelnom obrazovanii, obuslovlennye razlichiyami v kulturno-obrazovatelnom i imushchestvennom statuse sem’i i meste prozhivaniya [Features of children’s participation in the additional education as determined by differences in the cultural, educational and property status of the family and the place of residence]. Voprosy Obrazovaniya. 2016; 1. (In Russ.).
- Minpromtorg: dolya zanyatykh v promyshlennosti zhenshhin dolzhna sostavit 40% k 2021 godu [Ministry of industry and trade: The share of women employed in the industry should reach 40% by 2021]. URL: https://tass.ru/ekonomika/6173330. (In Russ.).
- Miroshnichenko M.I. Razvitie pervoj sovetskoj gendernoj modeli v pervoj polovine 1930-h gg. [Development of the first Soviet gender model in the first half of the 1930s]. Vestnik YuUrGU. Seriya: Sotsialno-Gumanitarnye Nauki. 2016; 16 (1). (In Russ.).
- Narodnoe khozyajstvo SSSR 1922-1972 gg. [National economy of the USSR in 1922-1972]. Moscow; 1972. (In Russ.).
- Narodnoe khozyajstvo SSSR v 1987 godu [National economy of the USSR in 1987]. Moscow; 1988. (In Russ.).
- Narodnoe khozyajstvo SSSR v 1990 godu [National economy of the USSR in 1990]. Moscow; 1991. (In Russ.).
- Narodnoe khozyajstvo SSSR za 70 let [National economy of the USSR for 70 years]. Moscow; 1987. (In Russ.).
- Okorochkova T.S. Zhensky trud v promyshlennosti SSSR v gody NEPa [Women’s labor in the industry of the USSR during the NEP]. Sociologicheskie Issledovaniya. 1999; 9. (In Russ.).
- Oshchepkov A.Yu. Genderny razryv v oplate truda [The gender gap in wages]. Ekonomichesky Zhurnal VShE. 2006; 10 (4). (In Russ.).
- Pandemiya i gendernoe neravenstvo na rynke truda: vyzovy dlya Rossii [The pandemic and gender inequality in the labor market: Challenges for Russia]. URL: https://econs.online/ articles/opinions/pandemiya-i-gendernoe-neravenstvo-na-rynke-truda. (In Russ.).
- Prioritetny proekt “Dostupnoe dopolnitelnoe obrazovanie dlya detej” [Priority project “Affordable additional education for children”]. URL: http://government.ru/projects/ selection/646. (In Russ.).
- Romanov R.E. Zhenshhiny i molodezh v promyshlennosti sovetskogo tyla (1941–1945): fenomen “korotkikh” sotsialnykh liftov [Women and youth in the industry of the Soviet rear (1941–1945): The phenomenon of “short” social lifts]. Vestnik TGU. 2016; 412. (In Russ.).
- Rossijsky statistichesky ezhegodnik — 2005 [Russian Statistical Yearbook 2005]. URL: https://www.gks.ru/bgd/regl/b05_13/Main.htm. (In Russ.).
- Rossijsky statistichesky ezhegodnik–2019 [Russian Statistical Yearbook 2019]. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b19_13/Main.htm. (In Russ.).
- Trud v SSSR [Labor in the USSR]. Moscow; 1988. (In Russ.).
- Khasbulatova O.A. Rossijskaya gendernaya politika v XX stoletii: mify i realii [Russian Gender Policy in the 20th Century: Myths and Realities]. Ivanovo; 2005. (In Russ.).
- Khmelnitsky D. Planovoe zverstvo. Zhensky trud v pervoj pyatiletke [The planned atrocity. Women’s work in the first five-year plan]. URL: http://gefter.ru/archive/21914. (In Russ.).
- Anker R. Theories of occupational segregation by sex: An overview. International Labour Review. 1997; 136.
- Archer L., Dawson E., DeWitt J., Seakins A., Wong B. “Science capital”: A conceptual, methodological, and empirical argument for extending Bourdieusian notions of capital beyond the arts. Journal of Research in Science Teaching. 2015; 52 (7).
- Project Final Report: Young People’s Science and Career Aspirations, age 10–14. London; 2013.
- InGenious final evaluation report. 2014. URL: https://www.stem.org.uk/resources/elibrary/ resource/36208/ingenious-project.
- Kudenko I., Simarro C., Pintó R. Fostering European students’ STEM vocational choices. Cognitive and Affective Aspects in Science Education Research; 2017.
- Dream Jobs. Teenagers’ Career Aspirations and the Future of Work. OECD; 2020.
Дополнительные файлы
