Нравственное воспитание студенческой молодежи в современном обществе
- Авторы: Цвык В.А.1, Цвык И.В.1,2
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
- Выпуск: Том 21, № 2 (2021)
- Страницы: 340-353
- Раздел: Социологический лекторий
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/322805
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2021-21-2-340-353
- ID: 322805
Цитировать
Полный текст
Аннотация
С продвижением современного общества к стадии глобальной цифровизации все большую актуальность приобретают вопросы воспитания личности, его средства и методы. Стратегия научно-технологического развития нашей страны предполагает в том числе формирование определенных мировоззренческих и аксиологических приоритетов, в соответствии с которыми изменяются и воспроизводятся ценностные характеристики информационного общества. Нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования моральной культуры личности: моральной активности, системы ценностей, нравственных чувств и поведения, соответствующего идеалам и принципам гуманистической морали. Моральная активность как важное качество личности в информационном обществе предполагает внутреннюю потребность в постоянном нравственном совершенствовании, стремление творчески ставить и решать новые, все более сложные задачи технологического развития современного общества. Воспитание у студента такой моральной активности означает также его подготовку к выбору действий, базирующихся на тенденциях динамичного развития современного общества, и поступков, максимально отвечающих конкретной ситуации. Организация нравственного воспитания в вузе слагается из двух основных взаимосвязанных направлений: морального образования и обучения студентов навыкам нравственного поведения. Разносторонняя деятельность вуза не только выступает средством нравственного воспитания, но и является его условием, что требует включения в воспитательный процесс и целенаправленной организации всех видов деятельности вуза. Действенность нравственного воспитания в вузе зависит от системы воздействия на студентов, важными составляющими которой являются: этическое просвещение, преподавание этических дисциплин; развитие устойчивых традиций корпоративной культуры (миссия вуза, система жизненных ценностей, этические кодексы студента и преподавателя и др.); этическая направленность учебного процесса по общетеоретическим и профессиональным дисциплинам; наличие воспитательных компонентов в организации учебного процесса; работа со студентами во внеучебное время, трудовое воспитание, волонтерская деятельность и т.д.
Об авторах
Владимир Анатольевич Цвык
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: tsvyk-va@rudn.ru
доктор философских наук, декан, заведующий кафедрой этики факультета гуманитарных и социальных наук
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, РоссияИрина Вячеславовна Цвык
Российский университет дружбы народов; Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
Email: tsvykirina@mail.ru
доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского авиационного института (национального исследовательского университета); доцент очно-заочного отделения факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия; Волоколамское шоссе, 4, Москва, 125993, РоссияСписок литературы
- Buyanova G.V. Osnovnye napravleniya vospitatelnoi deyatelnosti v sisteme sovremennogo vysshego obrazovaniya [Main directions of educational activity in the contemporary higher education]. Perspektivy Nauki i Obrazovaniya. 2019; 1. (In Russ.).
- Vasilieva Z.I. Gumanisticheskie tsennosti obrazovaniya i vospitaniya (90-e gg. XX v. Rossiya). [Humanistic Values of Education and Upbringing (the 1990s, Russia)] Saint Petersburg; 2003. (In Russ.).
- Vospitanie molodezhi: problema formirovaniya tsennostei v usloviyakh informatsionnogo obshchestva [Youth Education: The Issue of Values Development in the Information Society]. V.A. Tsvyk, I.V. Tsvyk et al. Moscow; 2020. (In Russ.).
- Golovakha E.I. Zhiznennaya perspektiva i tsennostnye orientatsii lichnosti [The life perspective and value orientations of the personality]. Psihologiya lichnosti v trudah otechestvennyh psihologov. Sost. L.V. Kulikov. Saint Petersburg; 2000. (In Russ.).
- Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The Concept of the Personal Spiritual-Moral Development and Education of the Russian Citizen]. Мoscow; 2009. (In Russ.).
- Endovitsky D.A., Bubnov Yu.A., Gaidar K.M. Aktualnye problemy vospitaniya molodezhi v sovremennoi Rossii [Topical issues of the youth education in contemporary Russia]. Vestnik VGU. Seriya: Problemy Vysshego Obrazovaniya, 2017; 2. (In Russ.).
- Kapto A.S. Professionalnaya etika [Professional Ethics]. Мoscow; 2006. (In Russ.).
- Lebedeva N.M., Tatarko A.N. Tsennosti kultury i razvitie obshestva [Values of Culture and Development of Society]. Moscow; 2007. (In Russ.).
- Leontiev D.A. Lichnostnoe izmenenie chelovecheskogo razvitiya [Personal dimension of human development]. Voprosy Psikhologii. 2013; 3. (In Russ.).
- Nauchno-tekhnichesky progress i eticheskaya paradigma XXI veka [Scientific-Technological Progress and Ethical Paradigm of the 21st Century]. V.A. Tsvyk, I.V. Tsvyk et al. Moscow; 2018. (In Russ.).
- Reznichenko M.G. Issledovanie effektivnosti postroeniya vospitatelnogo prostranstva vuza [The study of the efficiency of the university educational space]. Chelovek i Obrazovanie. 2009; 3. (In Russ.).
- Khomenko E.V., Vuichich E.A. Nravstvennoe vospitanie studencheskoi molodezhi v usloviyakh vysshei shkoly [Moral education of students in the higher education]. Gumanitarnaya Paradigma. 2017; 2. (In Russ.).
- Tsvyk V.A. Etika vysshei shkoly (na primere Rossiiskogo universiteta druzhby narodov) [Ethics of higher education (on the example of the RUDN University)]. RUDN Journal of Philosophy. 2016; 3. (In Russ.).
- Chaldyshkina N.N., Loskutova R.R. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo vospitaniya studencheskoi molodezhi v usloviyakh sovremennogo vuza [The concept of spiritual-moral education of students in the contemporary university] Yaroslavsky Pedagogichesky Vestnik. 2014; II (1). (In Russ.).
- Shalova S.Yu. Professionalnye tsennosti v sisteme tsennostnyh orientatsiy studentov pedvuza. [Professional values in the students’ system of value orientations in the teacher training university]. Naukovedenie. 2013; 3. (In Russ.).
- Etika vysshei shkoly [Ethics of Higher Education]. V.A. Tsvyk, I.V. Tsvyk et al. Moscow; 2016. (In Russ.).
- Bardi A., Lee J.A., Towfigh N., Soutar G. The structure of intra-individual value change. Journal of Personality and Social Psychology. 2009; 97.
- Berleur J. Ethique et autoroutes de l’information. Rapports du Groupe CAPAS-CAWET. Bruxelles; 2000.
- Evens J. Reinterpreting professionalism as a discourse of social control and occupational change. Svenson L., Evetts J. (Eds.). Conceptual and Comparative Studies of Continental and Anglo-American Professions. Goteborg; 2003.
- Moiseenko M.V., Savvina O.V., Mukhametzhanova V.S., Kosorukova A.A. Code of ethics as an instrument for maintaining professional ethics of university professors. 3rd International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences & Arts. SGEM; 2016.
- Schwartz S.H. Culture matters. C.-Y. Chiu, Y.Y. Hong, S. Shavitt, R.S. Wyer (Eds.). Understanding Culture: Theory, Research and Application. New York; 2009.
- Tsvyk V.A., Tsvyk I.V. Professional development in information society: Challenges and prospects. RUDN Journal of Sociology, 2018; 18 (3).
- Tsvyk V.A., Tsvyk I.V. Moral education of youth in the information society. Voprosy Filosofii. 2020; 4.
- Tsvyk V.A., Tsvyk I.V. Moral values of professional activity in information society. RUDN Journal of Sociology, 2019; 19 (3).
Дополнительные файлы
