Нравственное воспитание студенческой молодежи в современном обществе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

С продвижением современного общества к стадии глобальной цифровизации все большую актуальность приобретают вопросы воспитания личности, его средства и методы. Стратегия научно-технологического развития нашей страны предполагает в том числе формирование определенных мировоззренческих и аксиологических приоритетов, в соответствии с которыми изменяются и воспроизводятся ценностные характеристики информационного общества. Нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования моральной культуры личности: моральной активности, системы ценностей, нравственных чувств и поведения, соответствующего идеалам и принципам гуманистической морали. Моральная активность как важное качество личности в информационном обществе предполагает внутреннюю потребность в постоянном нравственном совершенствовании, стремление творчески ставить и решать новые, все более сложные задачи технологического развития современного общества. Воспитание у студента такой моральной активности означает также его подготовку к выбору действий, базирующихся на тенденциях динамичного развития современного общества, и поступков, максимально отвечающих конкретной ситуации. Организация нравственного воспитания в вузе слагается из двух основных взаимосвязанных направлений: морального образования и обучения студентов навыкам нравственного поведения. Разносторонняя деятельность вуза не только выступает средством нравственного воспитания, но и является его условием, что требует включения в воспитательный процесс и целенаправленной организации всех видов деятельности вуза. Действенность нравственного воспитания в вузе зависит от системы воздействия на студентов, важными составляющими которой являются: этическое просвещение, преподавание этических дисциплин; развитие устойчивых традиций корпоративной культуры (миссия вуза, система жизненных ценностей, этические кодексы студента и преподавателя и др.); этическая направленность учебного процесса по общетеоретическим и профессиональным дисциплинам; наличие воспитательных компонентов в организации учебного процесса; работа со студентами во внеучебное время, трудовое воспитание, волонтерская деятельность и т.д.

Об авторах

Владимир Анатольевич Цвык

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: tsvyk-va@rudn.ru

доктор философских наук, декан, заведующий кафедрой этики факультета гуманитарных и социальных наук

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия

Ирина Вячеславовна Цвык

Российский университет дружбы народов; Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)

Email: tsvykirina@mail.ru

доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского авиационного института (национального исследовательского университета); доцент очно-заочного отделения факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия; Волоколамское шоссе, 4, Москва, 125993, Россия

Список литературы

  1. Buyanova G.V. Osnovnye napravleniya vospitatelnoi deyatelnosti v sisteme sovremennogo vysshego obrazovaniya [Main directions of educational activity in the contemporary higher education]. Perspektivy Nauki i Obrazovaniya. 2019; 1. (In Russ.).
  2. Vasilieva Z.I. Gumanisticheskie tsennosti obrazovaniya i vospitaniya (90-e gg. XX v. Rossiya). [Humanistic Values ​​of Education and Upbringing (the 1990s, Russia)] Saint Petersburg; 2003. (In Russ.).
  3. Vospitanie molodezhi: problema formirovaniya tsennostei v usloviyakh informatsionnogo obshchestva [Youth Education: The Issue of Values Development in the Information Society]. V.A. Tsvyk, I.V. Tsvyk et al. Moscow; 2020. (In Russ.).
  4. Golovakha E.I. Zhiznennaya perspektiva i tsennostnye orientatsii lichnosti [The life perspective and value orientations of the personality]. Psihologiya lichnosti v trudah otechestvennyh psihologov. Sost. L.V. Kulikov. Saint Petersburg; 2000. (In Russ.).
  5. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The Concept of the Personal Spiritual-Moral Development and Education of the Russian Citizen]. Мoscow; 2009. (In Russ.).
  6. Endovitsky D.A., Bubnov Yu.A., Gaidar K.M. Aktualnye problemy vospitaniya molodezhi v sovremennoi Rossii [Topical issues of the youth education in contemporary Russia]. Vestnik VGU. Seriya: Problemy Vysshego Obrazovaniya, 2017; 2. (In Russ.).
  7. Kapto A.S. Professionalnaya etika [Professional Ethics]. Мoscow; 2006. (In Russ.).
  8. Lebedeva N.M., Tatarko A.N. Tsennosti kultury i razvitie obshestva [Values ​​of Culture and Development of Society]. Moscow; 2007. (In Russ.).
  9. Leontiev D.A. Lichnostnoe izmenenie chelovecheskogo razvitiya [Personal dimension of human development]. Voprosy Psikhologii. 2013; 3. (In Russ.).
  10. Nauchno-tekhnichesky progress i eticheskaya paradigma XXI veka [Scientific-Technological Progress and Ethical Paradigm of the 21st Century]. V.A. Tsvyk, I.V. Tsvyk et al. Moscow; 2018. (In Russ.).
  11. Reznichenko M.G. Issledovanie effektivnosti postroeniya vospitatelnogo prostranstva vuza [The study of the efficiency of the university educational space]. Chelovek i Obrazovanie. 2009; 3. (In Russ.).
  12. Khomenko E.V., Vuichich E.A. Nravstvennoe vospitanie studencheskoi molodezhi v usloviyakh vysshei shkoly [Moral education of students in the higher education]. Gumanitarnaya Paradigma. 2017; 2. (In Russ.).
  13. Tsvyk V.A. Etika vysshei shkoly (na primere Rossiiskogo universiteta druzhby narodov) [Ethics of higher education (on the example of the RUDN University)]. RUDN Journal of Philosophy. 2016; 3. (In Russ.).
  14. Chaldyshkina N.N., Loskutova R.R. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo vospitaniya studencheskoi molodezhi v usloviyakh sovremennogo vuza [The concept of spiritual-moral education of students in the contemporary university] Yaroslavsky Pedagogichesky Vestnik. 2014; II (1). (In Russ.).
  15. Shalova S.Yu. Professionalnye tsennosti v sisteme tsennostnyh orientatsiy studentov pedvuza. [Professional values ​​in the students’ system of value orientations in the teacher training university]. Naukovedenie. 2013; 3. (In Russ.).
  16. Etika vysshei shkoly [Ethics of Higher Education]. V.A. Tsvyk, I.V. Tsvyk et al. Moscow; 2016. (In Russ.).
  17. Bardi A., Lee J.A., Towfigh N., Soutar G. The structure of intra-individual value change. Journal of Personality and Social Psychology. 2009; 97.
  18. Berleur J. Ethique et autoroutes de l’information. Rapports du Groupe CAPAS-CAWET. Bruxelles; 2000.
  19. Evens J. Reinterpreting professionalism as a discourse of social control and occupational change. Svenson L., Evetts J. (Eds.). Conceptual and Comparative Studies of Continental and Anglo-American Professions. Goteborg; 2003.
  20. Moiseenko M.V., Savvina O.V., Mukhametzhanova V.S., Kosorukova A.A. Code of ethics as an instrument for maintaining professional ethics of university professors. 3rd International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences & Arts. SGEM; 2016.
  21. Schwartz S.H. Culture matters. C.-Y. Chiu, Y.Y. Hong, S. Shavitt, R.S. Wyer (Eds.). Understanding Culture: Theory, Research and Application. New York; 2009.
  22. Tsvyk V.A., Tsvyk I.V. Professional development in information society: Challenges and prospects. RUDN Journal of Sociology, 2018; 18 (3).
  23. Tsvyk V.A., Tsvyk I.V. Moral education of youth in the information society. Voprosy Filosofii. 2020; 4.
  24. Tsvyk V.A., Tsvyk I.V. Moral values of professional activity in information society. RUDN Journal of Sociology, 2019; 19 (3).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».