Восприятие сербскими студентами современного медийного освещения критических ситуаций

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

С момента своего рождения СМИ оказывали огромное воздействие на массы, и это воздействие лишь стало более видимым в современном информационном обществе, особенно учитывая быстрое развитие технологий и социальных сетей. После короткого теоретического обзора концептуальных оснований своего исследования авторы приводят результаты разведывательного социологического опроса, проведенного в двух государственных университетах Республики Сербской. Опрос был призван выявить студенческие оценки манипулятивного потенциала СМИ в целом и применительно к медийной репрезентации российско-украинского конфликта в частности. В выборку были отобраны только студенты социальных и гуманитарных специальностей (представляющие самые разные профили в этих двух профессиональных областях), поскольку содержание обучения и по определению наличие специализированных знаний по рассматриваемой проблематике (благодаря программе курсов и требованиям к будущим профессиональным компетенциям) делают их «экспертами» в оценке медийных практик. Опрос был проведен в онлайн-формате, что позволило не только широко распространить ссылку на анкету, но и получить обратную связь от респондентов. Эмпирические данные подтвердили, что СМИ оказывают значительное воздействие на установки и ценности аудитории, включая самые молодые поколения, представленные в данном случае студенческой молодежью. Поскольку российско-украинский конфликт длится уже более двух лет, опрос выявил устойчивые социальные представления о нем, а не мнения, основанные исключительно на медийных оценках, или спонтанные эмоциональные реакции, неизбежные сразу после начала конфликта. Авторы сосредоточились на вопросах, считают ли студенты, что СМИ (в целом или конкретные компании) склонны к искаженным репрезентациям событий, и какие медийные каналы студенты предпочитают использовать для получения искомой информации. Авторы подчеркивают необходимость объективных репортажей о кризисных ситуациях, в число которых входят и различные конфликты. Любая кризисная ситуация - вызов для СМИ с той точки зрения, что ему необходимо соблюдать этические стандарты под давлением своих владельцев и политических сил. В статье представлены студенческие оценки причин искаженных медийных репрезентаций, включая темы, которые СМИ склонны описывать достаточно объективно.

Об авторах

Ранка Перич Ромич

Баня-Лукский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ranka.peric-romic@fpn.unibl.org
доктор социологических наук, декан факультета политических наук бул. Герцога Петара Бойовича, 1A, 78000, Баня-Лука, Республика Сербская

Биляна Милошевич Шошо

Университет Восточного Сараево

Email: milosevic_biljana@yahoo.com
доктор социологических наук, профессор кафедры социологии философского факультета ул. Вуки Караджича, 30, 71126 Лукавица, Восточное Сараево, Республика Сербская

Список литературы

  1. Baran S.J., Davis D.K. Mass Communication Theory: Foundations, Ferment, and Future. Boston; 2012.
  2. Barović V. Objectivity, journalistic ethics and reporting in crisis situations. Medijske Studije. 2010; 2 (3-4). (In Serbian).
  3. Bogdanić A. Journalistic Discourse and Media Theory. Introduction to Theories of Journalism. Banja Luka; 2016. (In Serbian).
  4. Chong D., Druckman J. Framing theory. Annual Review of Political Science. 2004; 10.
  5. Cottle S. Global Crisis Reporting: Journalism in the Global Age. Maidenhead; 2009.
  6. Čerina J. War reporting in the context of contemporary armed conflicts and new media technologies. Polemos. 2012; 15. (In Serbian).
  7. Čomski N. Media Control. Novi Sad-Beograd; 2009. (In Serbian).
  8. Čomski N. What Does America Really Want? Beograd; 1999. (In Serbian).
  9. DeFleur M.L., DeFleur H.M. Mass Communication Theories: Explaining Origins, Processes, and Effects. New York; 2022.
  10. Giddens A. Sociology. Beograd; 2007. (In Serbian).
  11. Ivanković A. Students’ Perception of the Media Manipulation. Sveučilište u Zagrebu; 2022. (In Croatian).
  12. Jurčić D. Theoretical assumptions about the media: Definitions, functions and influence. Mostariensia. 2017; 21 (1). (In Croatian).
  13. Koković D. Society and Media Challenges: An Introduction to Sociology of Mass Communication. Novi Sad; 2007. (In Serbian).
  14. Malović S., Ricchiardi S., Vilović G. Ethics of Journalism. Zagreb; 2007. (In Croatian).
  15. McCombs M., Valenzuela S. Setting the Agenda: Mass Media and Public Opinion. Cambridge; 2021.
  16. Nadžaković E., Hromić B. Manipulation: The key to defeat the ‘quasi-master of the world’. In Medias Res. 2017; 6 (10). (In Croatian).
  17. Roskos-Ewoldsen D.R., Roskos-Ewoldsen B., Carpentier F.R.D. Media priming: A synthesis. Media Effects: Advances in Theory and Research. 2002; 2.
  18. Sokolović H. The Influence of the Media on the Creation of Political Attitudes and Values. Univerzitet u Sarajevu; 2018. (In Croatian).
  19. Šušnjić Đ. Fishermen of Human Souls: The Idea of Manipulation and Manipulation of Ideas. Beograd; 2007. (In Serbian).
  20. Šuvaković U.V., Narbut N.P., Trotsuk I.V. The youth of Russia and Serbia: Social trust and key generational problems. RUDN Journal of Sociology. 2016; 16 (4).
  21. Trotsuk I. “To trust or not to trust” is not the question; “How to study trust” is much more challenging task. Russian Sociological Review. 2016; 15 (4).
  22. Trotsuk I. Eschatological conspiracy theories: Models and ways for identifying apocalyptic semantics and syntax. Russian Sociological Review. 2023; 22 (4).
  23. Trotsuk I.V Discursive construction of social reality: Conceptual foundations and empirical devices for unmasking the ‘abominable’ practices. Russian Sociological Review. 2014; 13 (2). (In Russ.).
  24. Trotsuk I.V. Symbolic protest: Hidden messages and addressers. RUDN Journal of Sociology. 2017; 17 (3).
  25. Trotsuk I.V., Il`yina V.V. Hidden meanings in evaluation of social advertising efficiency: Methodological approach. Communicology. 2020; 8 (4). (In Russ.).
  26. Trotsuk I.V., Subbotina M.V. Assessment of cinematographic influence on social representations of heroism: Approbation of an approach. Communicology. 2018; 6 (4). (In Russ.).
  27. Wagner M.W., Gruszczynski M. When framing matters. How partisan and journalistic frames affect individual opinions and party identification. Journalism &Communication Monographs. 2016; 18.
  28. Weiss D. Agenda-setting theory. U.S.W. Littlejohn, K.A. Foss (Eds.). Encyclopedia of Communication Theory. Thousand Oaks; 2009.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».