Высокопоставленные чиновники министерств социального блока российского правительства: каналы рекрутирования и карьера
- Авторы: Тев Д.Б.1
-
Учреждения:
- Социологический институт РАН - филиал ФНИСЦ РАН
- Выпуск: Том 24, № 2 (2024)
- Страницы: 493-509
- Раздел: Социологический лекторий
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/323220
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-2-493-509
- EDN: https://elibrary.ru/SAJIFL
- ID: 323220
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассмотрены каналы рекрутирования и карьерные траектории ключевых чиновников министерств социального блока российского правительства на основе биографической базы данных (104 заместителей министров и директоров департаментов шести министерств). Исследование показало, что важнейшая характеристика карьеры чиновника - бюрократическая профессионализация, а главный канал рекрутирования - федеральная администрация, причем большинство перед назначением на нынешнюю должность работали в своем министерстве, что (хотя и необязательно) говорит о важности меритократического отбора, основанного на компетентности. Впрочем, чиновников с карьерой преимущественно в федеральной администрации, особенно в одном министерстве, меньшинство (в социальных министерствах внутриведомственное рекрутирование выражено слабее, чем в более влиятельных и престижных экономических министерствах, что может говорить об их меньшей автономии). Наблюдается межведомственная мобильность, причем ряд чиновников вышел из финансовых министерств, что может усиливать их влияние на социальный блок, способствуя формированию неолиберальной политики. Самый значимый после административной сферы «поставщик» чиновников - подведомственные министерствам социальные организации (учреждения науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и спорта). Бизнес занимает относительно скромное место в качестве канала рекрутирования руководителей социальных министерств. Поскольку большинство таких министерств регулируют в основном не компании, а некоммерческие учреждения, бизнес слабо заинтересован в «колонизации» ключевых позиций в них; его профессиональные компетенции менее востребованы, а функциональное взаимодействие с чиновниками, которое могло бы способствовать формированию знакомств и связей, облегчающих обмен кадрами, не столь развито. При этом опыт работы в бизнесе, региональных администрациях и социальных организациях встречается чаще, а внутриведомственный опыт реже среди заместителей министров. Выделяются министерства с особенно выраженным внутриведомственным рекрутированием и министерства с относительно развитым рекрутированием из бизнеса, в некоторых министерствах имеют место пересечения между министрами и их подчиненными в предшествующей карьере, что может указывать на патримониальный характер отбора.
Ключевые слова
Об авторах
Денис Борисович Тев
Социологический институт РАН - филиал ФНИСЦ РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: denis_tev@mail.ru
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник сектора социологии власти и гражданского общества ул. 7-я Красноармейская, 25/14, Санкт-Петербург, 190005, Россия
Список литературы
- Borshchevsky G. Vysshie gosudarstvennye sluzhashchie kak politiko-administrativnaja elita sovremennoj Rossii [Senior civil servants as the Russian political-administrative elite]. Politija. 2018; 1. (In Russ.).
- Gimpelson V.E., Magun V.S. Na sluzhbe gosudarstva rossijskogo: perspektivy i ogranichenija kariery molodyh chinovnikov [In the service of the Russian state: Prospects and limitations of the young officials’ career]. Vestnik Obshchestvennogo Mnenija. Dannye. Analiz. Diskussii. 2004; 5. (In Russ.).
- Kryshtanovskaya О. Osnovnye trendy formirovanija upravlencheskoj elity Rossii 2020-2030 gg. [Key trends in the development of the Russian governing elite in 2020-2030]. Vestnik RFFI. Gumanitarnye i Obshchestvennye Nauki. 2020; 5. (In Russ.).
- Tev D.B. Federalnaja administrativnaja elita Rossii: kariernye puti i kanaly rekrutirovanija [Russia’s federal administrative elite: Career paths and channels of recruitment]. Political Studies. 2016; 4. (In Russ.).
- Tev D.B. Vysokopostavlennye chinovniki federalnyh ekonomicheskih ministerstv Rossii: osnovnye kanaly rekrutirovanija i kariera [High-ranking officials of Russia’s federal economic ministries: Main recruitment channels and careers]. Vlast’i Elity. 2022; 9 (1). (In Russ.).
- Huntington S. Politichesky porjadok v menjajushhcihsja obshhestvah [Political Order in Changing Societies]. Moscow; 2004. (In Russ.).
- Aberbach J.D., Putnam R.D., Rockman B.A. Bureaucrats and Politicians in Western Democracies. Cambridge- London; 1981.
- Brown Jr. J.R. The Ministry of Finance: Bureaucratic Practices and the Transformation of the Japanese Economy. Westport-London; 1999.
- Cassese S. Italy’s senior civil service: An ossified world. Page E.C., Wright V. (Eds.). Bureaucratic Elites in Western European States. A Comparative Analysis of Top Officials. Oxford; 1999.
- Derlien Y-U. Repercussions of government change on the career in civil service in West Germany: The cases of 1969 and 1982. Governance: An International Journal of Policy and Administration. 1988; 1 (1).
- Derlien H-U. Mandarins or managers? The bureaucratic elite in Bonn, 1970 to 1987 and beyond. Governance: An International Journal of Policy and Administration. 2003; 6 (3).
- Edinger L., Searing D. Social background in elite analysis: A methodological inquiry. American Political Science Review. 1967; 61 (2).
- Etzion D., Davis G.F. Revolving doors? A network analysis of corporate officers and U.S. Government officials. Journal of Management Inquiry. 2008; 17 (3).
- Fortescue S. Russia’s civil service: Professional or patrimonial? Executive-level officials in five federal ministries. Post-Soviet Affairs. 2020; 36 (4).
- Goetz K.H. The development and current features of the German civil service system. Van der Meer F.M. (Ed.). Civil Service Systems in Western Europe. Cheltenham; 2011.
- Greer S.L., Jarman H. The British civil service system. Van der Meer F.M. (Ed.). Civil Service Systems in Western Europe. Cheltenham; 2011.
- Harris J.S., Garcia T.V. The permanent secretaries: Britain’s top administrators. Public Administration Review. 1966; 26 (1).
- Huskey E. The politics-administration nexus in post-communist Russia. Rowney D.K., Huskey E. (Eds.). Russian Bureaucracy and the State: Officialdom from Alexander III to Vladimir Putin. Basingstoke-New York; 2009.
- Huskey E. Elite recruitment and state-society relations in technocratic authoritarian regimes: The Russian case. Communist and Post-Communist Studies. 2010; 43 (4).
- Koh B.C. Stability and change in Japan’s higher civil service. Comparative Politics. 1979; 11 (3).
- Lewanski R., Toth F. The Italian civil service system. Van der Meer F.M. (Ed.). Civil Service Systems in Western Europe. Cheltenham; 2011.
- Mann D.E. The selection of federal political executives. American Political Science Review. 1964; 58 (1).
- Mann D.E., Smith Z.A. The selection of U.S. Cabinet officers and other political executives. International Political Science Review. 1981; 2 (2).
- Martin J.M. An examination of executive branch appointments in the Reagan administration by background and gender. Western Political Quarterly. 1991; 44 (1).
- Ogushi A. Russian bureaucratic elites: Patrimonial or technocratic? ICCEES VIII World Congress. Stockholm; 2010.
- Schmidt C. Japan’s circle of power: Legitimacy and integration of a national elite. ASIEN - German Journal on Contemporary Asia. 2005; 96.
- Talbot C. The British administrative elite. The art of change without changing? Revue française d’administration publique. 2014; 3-4.
- Theakston K., Fry G.K. Britain’s administrative elite: Permanent secretaries 1900-1986. Public Administration. 1989; 67 (2).
- Van Thiel S., Steijn B., Allix M. ‘New public managers’ in Europe: Changes and trends. Pollitt C., Van Thiel S., Homburg. V. (Eds.). New Public Management in Europe: Adaptation and Alternatives. Basingstoke; 2007.
Дополнительные файлы
