Студенческая молодежь: психоэмоциональный и социальный автопортрет (по результатам фокус-групп)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

По материалам фокус-групповых бесед со студентами четырех российских университетов авторы описывают психоэмоциональное состояние и социальное положение студенческой молодежи, круг беспокоящих ее проблем, планы на будущее, приоритетные стратегии взаимодействия со сверстниками и отношение студенчества к таким мировоззренческим чертам, как свободомыслие и неординарность мышления, толерантность к своеобразию окружающих и следование собственным взглядам, мотивированность и целеустремленность. Исследование показало, что под влиянием актуальной медийной повестки (прежде всего в Интернете) в студенческой среде доминируют эмоции тревоги, беззащитности и неопределенности, тогда как традиционные СМИ практически не вызывают интереса у участников фокус-групп. Большинство информантов не смотрят телевизор, в том числе по идейным причинам. Психологическое состояние молодежи в значительной степени формируется поступающей из СМИ информацией, которой молодые люди не доверяют однозначно и многократно перепроверяют. Для студентов, оканчивающих университет и сталкивающихся с большим объемом учебной работы, основной источник беспокойства - страх перед неизвестным будущим, неопределенность в выборе карьеры и жизненных целей, в том числе с учетом сложной геополитической обстановки. Уникальными чертами своего поколения российские студенты считают внутреннюю свободу и широту взглядов, постоянное саморазвитие и стремление к самореализации, сочетание индивидуализма и эмпатии, а также постоянную включенность в коммуникацию с друзьями посредством социальных медиа. Среди негативных черт современной молодежи информанты называли некоторую инфантильность и неготовность принимать ответственные решения. В числе наиболее тревожащих и болезненных для современной молодежи социальных проблем российского общества студенты отметили социальное неравенство, обусловленное, имущественным различием, а разнообразие мнений и жизненных стратегий они воспринимают спокойно.

Об авторах

Раиса Эдуардовна Бараш

Институт социологии ФНИСЦ РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: raisabarash@gmail.com
кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5, Москва, 117218

Ирина Олеговна Тюрина

Институт социологии ФНИСЦ РАН

Email: irina1-tiourina@yandex.ru
кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5, Москва, 117218

Список литературы

  1. Aleshkovski I.A., Gasparishvili A.T., Krukhmaleva O.V., Narbut N.P., Savina N.E. Studenty vuzov Rossii ob obuchenii v period pandemii covid-19: resursy, vozmozhnosti i otsenka opyta raboty v udalennom rezhime [Russian students about learning under the covid-19 pandemic: Resources, opportunities and assessment of the distance learning]. RUDN Journal of Sociology. 2021; 21 (2). (In Russ.).
  2. Antonova L.N., Merenkov A.V. Kultura zdoroviesberezheniya studencheskoj molodezhi: protivorechiya stanovleniya i razvitiya [Healthcare culture of the student youth: Contradictions of formation and development]. Journal of Sociology and Social Anthropology. 2016; XIX (2). (In Russ.).
  3. Antonovsky A.Yu., Barash R.E. Radikalnaya nauka. Sposobny li uchenye na obshhestvenny protest? [Radical science. Are scientists capable of public protest?]. Epistemology and Philosophy of Science. 2018; 55 (2). (In Russ.).
  4. Barash R.E. Sotsialnye media kak faktor formirovaniya obshhestvenno-politicheskih ustanovok, rossijsky kontekst [Social media as a factor of formation of social-political attitudes, the Russian context]. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2022; 2. (In Russ.).
  5. Varlamova S.N., Noskova A.V., Sedova N.N. Semiya i deti v zhiznennyh ustanovkah rossiyan [Family and children in the life attitudes of Russians]. Sociological Studies. 2006; 10. (In Russ.).
  6. Gorshkov M.K., Sheregi F.E., Tyurina I.O. Vosproizvodstvo spetsialistov intellektualnogo truda: sotsiologichesky analiz [Reproduction of Specialists of the Intellectual Labor: Sociological Analysis]. Moscow; 2023. (In Russ.).
  7. Gryaznova Yu.B. Psikhologicheskoe sostoyanie rossiyan posle goda pandemii covid-19 [The psychological state of Russians after the year of the covid-19 pandemic]. 12.07.2021. URL: https://covid19.fom.ru/post/razgovor-o-kollektivnojtravme-iz-za-pandemii. (In Russ.).
  8. Zaytseva A.A. Akademicheskaya mobilnost studentov: tsennosti, ustanovki i sotsialnaya praktika na Yuge Rossii [Student academic mobility: Values, attitudes and social practices in the South of Russia]. Research Result. Sociology and Management. 2022; 8 (3). (In Russ.).
  9. Zubok Yu.A., Chuprov V.I. Zhiznennye strategii molodezhi: realizatsiya ozhidanij i sotsialnye nastroeniya [Life strategies of the youth: Realization of expectations and social moods]. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2020; 3. (In Russ.).
  10. Konstantinovsky D.L., Popova E.S. Novy kharakter obrazovatelnyh i professionalnyh traektorij molodezhi [New type of educational and professional trajectories of the youth]. Reforming Russia. Moscow; 2022; 20. (In Russ.).
  11. Kuznetsov I.S. Doverie studentov i ih obrazovatelnaya traektoriya posle okonchaniya vuza [Students’ trust and their educational trajectory after graduation]. Higher Education in Russia.2023; 32 (1). (In Russ.).
  12. Lukov V.A. Osobennosti molodezhnyh subkultur v Rossii [Features of youth subcultures in Russia]. Sociological Studies. 2002; 10. (In Russ.).
  13. Narbut N.P., Trotsuk I.V. Zhiznennye plany rossiyskih studentov: ozhidaniya i opaseniya v professionalnoy sfere [Russian students’ life plans: Expectations and concerns in the professional field]. RUDN Journal of Sociology. 2014; 2. (In Russ.).
  14. Narbut N.P., Trotsuk I.V. Repertuar strakhov rossiyskogo studenta: po materialam empiricheskogo proekta [Russian students’ main fears: The results of an empirical study]. RUDN Journal of Sociology. 2013; 4. (In Russ.).
  15. Narbut N.P., Trotsuk I.V. Sotsialnoe samochuvstvie molodezhi postsotsialisticheskih stran (na primere Rossii, Kazakhstana i Chekhii): sravnitelny analiz tsennostnyh orientatsiy (Chast 1) [The social well-being of the post-socialist countries’ youth (on the example of Russia, Kazakhstan and Czech Republic): Comparative analysis of value orientations (Part 1). RUDN Journal of Sociology. 2018; 18 (1). (In Russ.).
  16. Narbut N.P., Trotsuk I.V. Sotsialnoe samochuvstvie molodezhi postsotsialisticheskih stran (na primere Rossii, Kazakhstana i Chekhii): sravnitelny analiz strakhov, nadezhd i opaseniy (Chast 2) [The social well-being of the post-socialist countries’ youth (on the example of Russia, Kazakhstan and Czech Republic): Comparative analysis of fears and hopes (Part 2)]. RUDN Journal of Sociology. 2018; 18 (2).
  17. Narbut N.P., Trotsuk I.V., Ji Jinfeng. Ozhidaniya i opaseniya studencheskoy molodezhi: sotsiologicheskaya otsenka v krosskulturnom kontekste [Student youth expectations and concerns: Sociological evaluation in the cross-cultural context]. RUDN Journal of Sociology. 2014; 1. (In Russ.).
  18. Petukhov V.V. Rossijskaya molodezh i ee rol v transformatsii obshchestva [Russian youth and its role in the transformation of society]. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2020; 3. (In Russ.).
  19. Samoregulyatsiya zhiznedeyatelnosti molodezhi: metodologiya i sotsialnye praktiki [SelfRegulation of the Youth’s Activity: Methodology and Social Practices]. Yu.A. Zubok, O.N. Bezrukova, Yu.R. Vishnevsky et al. Belgorod; 2021. (In Russ.).
  20. Tishkov V.A., Barash R.E., Stepanov V.V. Identichnost i zhiznennye strategii studenchestva v Rossii [Students’ identity and life strategies in Russia]. Sociological Studies. 2017; 8. (In Russ.).
  21. Trofimova I.N. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo rossijskih vuzov i akademicheskaya mobilnost (po materialam otchetov o samoobsledovanii) [International cooperation of Russian universities and academic mobility (based on self-reports)]. Social Dynamics. 2021; 9. (In Russ.).
  22. Stieglitz S., Dang-Xuan L. Social media and political communication: A social media analytics framework. Social Network Analysis and Mining. 2012; 3.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».