Студенческая молодежь: психоэмоциональный и социальный автопортрет (по результатам фокус-групп)
- Авторы: Бараш Р.Э.1, Тюрина И.О.1
-
Учреждения:
- Институт социологии ФНИСЦ РАН
- Выпуск: Том 24, № 2 (2024)
- Страницы: 430-444
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/323216
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-2-430-444
- EDN: https://elibrary.ru/QZYNLW
- ID: 323216
Цитировать
Полный текст
Аннотация
По материалам фокус-групповых бесед со студентами четырех российских университетов авторы описывают психоэмоциональное состояние и социальное положение студенческой молодежи, круг беспокоящих ее проблем, планы на будущее, приоритетные стратегии взаимодействия со сверстниками и отношение студенчества к таким мировоззренческим чертам, как свободомыслие и неординарность мышления, толерантность к своеобразию окружающих и следование собственным взглядам, мотивированность и целеустремленность. Исследование показало, что под влиянием актуальной медийной повестки (прежде всего в Интернете) в студенческой среде доминируют эмоции тревоги, беззащитности и неопределенности, тогда как традиционные СМИ практически не вызывают интереса у участников фокус-групп. Большинство информантов не смотрят телевизор, в том числе по идейным причинам. Психологическое состояние молодежи в значительной степени формируется поступающей из СМИ информацией, которой молодые люди не доверяют однозначно и многократно перепроверяют. Для студентов, оканчивающих университет и сталкивающихся с большим объемом учебной работы, основной источник беспокойства - страх перед неизвестным будущим, неопределенность в выборе карьеры и жизненных целей, в том числе с учетом сложной геополитической обстановки. Уникальными чертами своего поколения российские студенты считают внутреннюю свободу и широту взглядов, постоянное саморазвитие и стремление к самореализации, сочетание индивидуализма и эмпатии, а также постоянную включенность в коммуникацию с друзьями посредством социальных медиа. Среди негативных черт современной молодежи информанты называли некоторую инфантильность и неготовность принимать ответственные решения. В числе наиболее тревожащих и болезненных для современной молодежи социальных проблем российского общества студенты отметили социальное неравенство, обусловленное, имущественным различием, а разнообразие мнений и жизненных стратегий они воспринимают спокойно.
Об авторах
Раиса Эдуардовна Бараш
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: raisabarash@gmail.com
кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5, Москва, 117218
Ирина Олеговна Тюрина
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Email: irina1-tiourina@yandex.ru
кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5, Москва, 117218
Список литературы
- Aleshkovski I.A., Gasparishvili A.T., Krukhmaleva O.V., Narbut N.P., Savina N.E. Studenty vuzov Rossii ob obuchenii v period pandemii covid-19: resursy, vozmozhnosti i otsenka opyta raboty v udalennom rezhime [Russian students about learning under the covid-19 pandemic: Resources, opportunities and assessment of the distance learning]. RUDN Journal of Sociology. 2021; 21 (2). (In Russ.).
- Antonova L.N., Merenkov A.V. Kultura zdoroviesberezheniya studencheskoj molodezhi: protivorechiya stanovleniya i razvitiya [Healthcare culture of the student youth: Contradictions of formation and development]. Journal of Sociology and Social Anthropology. 2016; XIX (2). (In Russ.).
- Antonovsky A.Yu., Barash R.E. Radikalnaya nauka. Sposobny li uchenye na obshhestvenny protest? [Radical science. Are scientists capable of public protest?]. Epistemology and Philosophy of Science. 2018; 55 (2). (In Russ.).
- Barash R.E. Sotsialnye media kak faktor formirovaniya obshhestvenno-politicheskih ustanovok, rossijsky kontekst [Social media as a factor of formation of social-political attitudes, the Russian context]. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2022; 2. (In Russ.).
- Varlamova S.N., Noskova A.V., Sedova N.N. Semiya i deti v zhiznennyh ustanovkah rossiyan [Family and children in the life attitudes of Russians]. Sociological Studies. 2006; 10. (In Russ.).
- Gorshkov M.K., Sheregi F.E., Tyurina I.O. Vosproizvodstvo spetsialistov intellektualnogo truda: sotsiologichesky analiz [Reproduction of Specialists of the Intellectual Labor: Sociological Analysis]. Moscow; 2023. (In Russ.).
- Gryaznova Yu.B. Psikhologicheskoe sostoyanie rossiyan posle goda pandemii covid-19 [The psychological state of Russians after the year of the covid-19 pandemic]. 12.07.2021. URL: https://covid19.fom.ru/post/razgovor-o-kollektivnojtravme-iz-za-pandemii. (In Russ.).
- Zaytseva A.A. Akademicheskaya mobilnost studentov: tsennosti, ustanovki i sotsialnaya praktika na Yuge Rossii [Student academic mobility: Values, attitudes and social practices in the South of Russia]. Research Result. Sociology and Management. 2022; 8 (3). (In Russ.).
- Zubok Yu.A., Chuprov V.I. Zhiznennye strategii molodezhi: realizatsiya ozhidanij i sotsialnye nastroeniya [Life strategies of the youth: Realization of expectations and social moods]. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2020; 3. (In Russ.).
- Konstantinovsky D.L., Popova E.S. Novy kharakter obrazovatelnyh i professionalnyh traektorij molodezhi [New type of educational and professional trajectories of the youth]. Reforming Russia. Moscow; 2022; 20. (In Russ.).
- Kuznetsov I.S. Doverie studentov i ih obrazovatelnaya traektoriya posle okonchaniya vuza [Students’ trust and their educational trajectory after graduation]. Higher Education in Russia.2023; 32 (1). (In Russ.).
- Lukov V.A. Osobennosti molodezhnyh subkultur v Rossii [Features of youth subcultures in Russia]. Sociological Studies. 2002; 10. (In Russ.).
- Narbut N.P., Trotsuk I.V. Zhiznennye plany rossiyskih studentov: ozhidaniya i opaseniya v professionalnoy sfere [Russian students’ life plans: Expectations and concerns in the professional field]. RUDN Journal of Sociology. 2014; 2. (In Russ.).
- Narbut N.P., Trotsuk I.V. Repertuar strakhov rossiyskogo studenta: po materialam empiricheskogo proekta [Russian students’ main fears: The results of an empirical study]. RUDN Journal of Sociology. 2013; 4. (In Russ.).
- Narbut N.P., Trotsuk I.V. Sotsialnoe samochuvstvie molodezhi postsotsialisticheskih stran (na primere Rossii, Kazakhstana i Chekhii): sravnitelny analiz tsennostnyh orientatsiy (Chast 1) [The social well-being of the post-socialist countries’ youth (on the example of Russia, Kazakhstan and Czech Republic): Comparative analysis of value orientations (Part 1). RUDN Journal of Sociology. 2018; 18 (1). (In Russ.).
- Narbut N.P., Trotsuk I.V. Sotsialnoe samochuvstvie molodezhi postsotsialisticheskih stran (na primere Rossii, Kazakhstana i Chekhii): sravnitelny analiz strakhov, nadezhd i opaseniy (Chast 2) [The social well-being of the post-socialist countries’ youth (on the example of Russia, Kazakhstan and Czech Republic): Comparative analysis of fears and hopes (Part 2)]. RUDN Journal of Sociology. 2018; 18 (2).
- Narbut N.P., Trotsuk I.V., Ji Jinfeng. Ozhidaniya i opaseniya studencheskoy molodezhi: sotsiologicheskaya otsenka v krosskulturnom kontekste [Student youth expectations and concerns: Sociological evaluation in the cross-cultural context]. RUDN Journal of Sociology. 2014; 1. (In Russ.).
- Petukhov V.V. Rossijskaya molodezh i ee rol v transformatsii obshchestva [Russian youth and its role in the transformation of society]. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2020; 3. (In Russ.).
- Samoregulyatsiya zhiznedeyatelnosti molodezhi: metodologiya i sotsialnye praktiki [SelfRegulation of the Youth’s Activity: Methodology and Social Practices]. Yu.A. Zubok, O.N. Bezrukova, Yu.R. Vishnevsky et al. Belgorod; 2021. (In Russ.).
- Tishkov V.A., Barash R.E., Stepanov V.V. Identichnost i zhiznennye strategii studenchestva v Rossii [Students’ identity and life strategies in Russia]. Sociological Studies. 2017; 8. (In Russ.).
- Trofimova I.N. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo rossijskih vuzov i akademicheskaya mobilnost (po materialam otchetov o samoobsledovanii) [International cooperation of Russian universities and academic mobility (based on self-reports)]. Social Dynamics. 2021; 9. (In Russ.).
- Stieglitz S., Dang-Xuan L. Social media and political communication: A social media analytics framework. Social Network Analysis and Mining. 2012; 3.
Дополнительные файлы
