Использование потенциала социальных медиа в становлении участвующего управления

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Участвующее управление как возможность граждан принимать участие в управлении делами государства и общества может реализоваться в разных формах. Цель статьи - рассмотреть использование потенциала социальных медиа в становлении участвующего управления. Проведенный анкетный опрос населения Москвы был направлен на диагностику потенциала социальных сетей в организации диалога и партнерства при решении общественно значимых вопросов, в том числе: готовности граждан к участию в социально-сетевом взаимодействии, возможностей социальных медиа по его организации, эффективности сложившейся практики взаимодействий. Исследование онлайн и офлайн активности показало: несмотря на общую удовлетворенность возможностями проявления личной инициативы при решении общественно значимых вопросов, респонденты не готовы ее проявлять; их активность в социальных сетях направлена на получение интересующей информации, в меньшей степени - на ее использование в общественно значимой деятельности, и совсем небольшая доля респондентов готова к «организующей» активности. Сопоставление оценок социальных сетей с позиции удобства обсуждения общественно значимых проблем и взаимодействия с органами власти показал, что ВКонтакте и Instagram - перспективные площадками для участвующего управления. В большинстве случаев москвичи входят в сетевые сообщества, образованные масс-медиа, общественными организациями или лидерами общественного мнения, очень редко - в сетевые сообщества органа власти. По мнению большинства опрошенных, социальные медиа во взаимодействиях с властями выполняют информативную функцию, привлекая внимание к общественно значимым проблемам, хотя важно также вовлекать граждан в решение этих проблем. Очевидна низкая эффективность социально-сетевого взаимодействия органов власти и населения. Результаты опроса фиксируют неудовлетворенность организацией диалога населения и органов управления в социально-сетевом пространстве. Респонденты отмечают важность развития диалогово-партнерских форм интернет-коммуникаций и отмечают низкий уровень их реализации. Работа портала «Активный гражданин» получает противоречивые оценки как площадка для электронного голосования, т.е. потенциал социальных медиа в становлении участвующего управления используется непродуктивно.

Об авторах

Людмила Александровна Василенко

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Автор, ответственный за переписку.
Email: vasilenkola@mail.ru

доктор социологических наук, профессор кафедры организационного проектирования систем управления Института государственной службы и управления

просп. Вернадского, 82, Москва, 119606, Россия

Виталий Владимирович Зотов

Московский физико-технический институт

Email: om_zotova@mail.ru

доктор социологических наук, профессор департамента философии Учебно-научного центра гуманитарных и социальных наук

Институтский пер., 9, Долгопрудный, 141701, Россия

Светлана Арменовна Захарова

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Email: sa.zakharova@igsu.ru

кандидат социологических наук, доцент кафедры зарубежного регионоведения и международного сотрудничества Института государственной службы и управления

просп. Вернадского, 82, Москва, 119606, Россия

Список литературы

  1. Zaslavskaya O.Yu., Puchkova E.S., Gorokhov S.V. Sotsialnye seti v prostranstve goroda i zhizni gorozhan [Social networks in the city space and citizens’ life]. Gorodskoy universitet v prostranstve megapolisa: kommunikatsionny aspekt. Moscow; 2018 (In Russ.).
  2. Zakharova S.A. Yudina E.N. Kraudsorsingovye tekhnologii dlya razvitiya grazhdanskoy aktivnosti v Rossii (na primere proekta “Aktivny grazhdanin”) [Crowdsourcing technologies for developing civil activity in Russia (on the example of the ‘Active Citizen’)]. Vestnik Universiteta. 2016; 1 (In Russ.).
  3. Zotov V.V. Konfigurirovanie kak protsess upravleniya kapitalizatsiey sotsialno-setevogo prostranstva [Configuring as a management tool for capitalization in social networks]. Kommunikologiya. 2019; 7 (4) (In Russ.).
  4. Ignatiev V.I. I gryadet “drugoy” aktor.. Stanovlenie tekhnosub’ekta v kontekste dvizheniya k tekhnologicheskoy singulyarnosti [And the ‘other’ actor will come.. Development of the technological subject within the movement towards technological singularity]. Sotsiologiya Nauki i Tekhnologiy. 2019; 10 (1) (In Russ.).
  5. Kazhdomu vozrastu — svoi seti [Specific networks for each age]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116691 (In Russ.).
  6. Kashina M.A., Vasilenko L.A. Fraktalnost gendernykh otnosheniy i ispolzovanie gendernogo resursa gosudarstvennoy politiki i upravleniya [Fractality of gender relations and the use of the gender resource of public policy and management]. Zhenshchina v Rossiyskom Obshchestve. 2019; 2 (In Russ.).
  7. Kirdina-Chandler S.G. Radikalny institutsionalizm i feykovaya ekonomika v XXI veke [Radical institutionalism and fake economics in the 21st century]. Journal for Institutional Studies. 2017; 9 (4) (In Russ.).
  8. Kolomeets T.V. Homo Digitalis (chelovek tsifrovoy) [Homo Digitalis (digital man)]. Natsionalnye Prioritety Rossii. 2019; 2 (In Russ.).
  9. Kravchenko S.A. Sotsiologiya v dvizhenii: vostrebovannost gumanisticheskogo tsifrovogo povorota [Sociology on the move: The demand for the humanistic digital turn]. RUDN Journal of Sociology. 2019; 19 (3) (In Russ.).
  10. Slatinov V.B. Reformirovanie gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhby Rossii v usloviyakh “novoy publichnosti”: problemy i ogranicheniya [Reform of the state civil service of Russia under the ‘new publicity’: Challenges and limits]. Srednerussky Vestnik Obshchestvennykh Nauk. 2016; 3 (In Russ.).
  11. Tikhonov A.V., Bogdanov V.S. Ot “umnogo regulirovaniya” k “umnomu upravleniyu”: sotsialnaya problema tsifrovizatsii obratnykh svyazey [From ‘smart regulation’ to ‘smart management’: The social issue of feedback digitalization]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2020; 1 (In Russ.).
  12. Kharchenko K.V. Myagkoe upravlenie v sovremennom obshchestve: taktika ili strategiya? [Soft management in the contemporary society: Tactics or strategy?]. Tekhnologii myagkogo upravleniya v sotsialnykh sistemakh. Belgorod; 2007 (In Russ.).
  13. Shilova V.A. Kommunikativnoe pole upravleniya: teoriya, metodologiya, praktika [Communicative Field of Management: Theory, Methodology, Practice]. Moscow; 2015 (In Russ.).
  14. Argyros G.L., Grossman M., Rohatyn F.G. The Embassy of the Future. Washington; 2007.
  15. Brynjolfsson E., McAfee A. The Second Machine Age: Work, Progress, and Prosperity in a Time of Brilliant Technologies. New York–London; 2016.
  16. Marres N. Digital Sociology. The Reinvention of Social Research. Cambridge; 2017.
  17. Ruppert E., Isin E. Being Digital Citizens. London; 2015.
  18. Siebl T.M. Digital Transformation: Survive and Thrive in an Era of Mass Extinction. New York; 2019.
  19. Vasilenko L.А. Fractal-synergetic approach to the research of entrepreneurship in the non-profit organizations. Wisdom. 2019; 12 (1).
  20. What is Governance? URL: http:www.unes–cap.org/huset/gg/governance.htm.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».