Идеальный портрет руководителя образовательного комплекса: методология и результаты изучения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Требования к профессиональным и личностным качествам педагогов сформулированы в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Особый интерес представляет «идеальный портрет руководителя образовательного комплекса», который является одновременно и руководителем, и педагогом. Анализ результатов проведенных в последние годы исследований выявил ряд требований, предъявляемых к личностным и деловым качествам руководителей-педагогов, и две проблемы. Во-первых, многие авторы считают идеальные портреты, на которые теоретически опираются исследования, «идеальными типами» (по М. Веберу), т.е. «по своей природе утопичными», «моделями, не подлежащими проверке» [1], поскольку их «нельзя найти в повседневной реальности» [5. С. 207]. Во-вторых, остается нерешенным актуальный методический вопрос о способах выявления и измерения идеальных качеств у реальных работников. Цель статьи - определить профессионально важные личностные качества руководителей-педагогов, разработать идеальный портрет руководителя образовательного комплекса и предложить математическую модель оценки выраженности личностных качеств. В соответствие с целью были поставлены следующие задачи: выявление степени соответствия личностных качеств руководителей авторской «идеальной модели руководителя»; создание эмпирической базы данных для последующей разработки модели эффективного руководителя-педагога образовательного комплекса и успешного решения функциональных задач образовательной организации. Был разработан способ выявления личностных качеств руководителей-педагогов, которые соответствуют характеристикам, полученным в результате социологических опросов сотрудников государственных образовательных комплексов и родителей учеников; показаны пути и методы верификации выделенных требований; разработана прикладная эмпирическая модель «идеального портрета руководителя образовательного комплекса». Исследования показали, что идеальный портрет руководителя образовательного комплекса содержит уникальные черты: из 16 возможных личностных качеств отличительными и доминирующими у педагогов стали 11, что значительно больше, чем у «среднестатистического человека», в том числе у представителя других профессиональных групп.

Об авторах

Александр Александрович Осеев

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: oseev.a@mail.ru

доктор социологических наук, профессор кафедры экономической социологии и менеджмента

Ленинские горы, 1, стр. 33, Москва, 119234, Россия

Список литературы

  1. “Ponimayushchaya sotsiologiya” i kontseptsiya “idealnyh tipov” M. Webera [“Understanding sociology” and the concept of “ideal types” by M. Weber. URL: https://studopedia. ru/26_114767_ponimayushchaya-sotsiologiya-i-kontseptsiya-idealnih-tipov-m-vebera.html? ysclid=llazja5bl2775315940. (In Russ.).
  2. -ti faktorny lichnostny oprosnik Cattella. 16 FLO-187-A [Cattell’s 16 Personality Factors Test]. URL: https://gurutestov.ru›test/60. (In Russ.).
  3. Anastazi A., Urbina S. Psikhologicheskoe testirovanie. Kn. 1, 2 [Psychological Testing. Book 1, 2]. Moscow; 1982. (In Russ.).
  4. Aristotle. Sochineniya: v 4-h tt. T. 4 [Essays: in 4 vols. Vol. 4. ]. Moscow; 1983. (In Russ.).
  5. Barishovets E.M. Idealny portret rukovoditelya obrazovatelnogo kompleksa [The ideal portrait of the head of the educational complex]. Vlast. 2019; 6. (In Russ.).
  6. Weber M. Motivy sotsialnogo deystviya [Motives of social action]. Izbrannye proizvedeniya. Sost., obshch. red. i poslesl. Yu.N. Davydova; predisl. P.P. Gaydenko. Moscow; 1990. (In Russ.).
  7. Woodcock M., Francis D. Raskreposhchenny menedzher. Dlya rukovoditelya praktika [Liberated Manager. For the Head of the Practice]. Moscow; 1991. (In Russ.).
  8. Goleman D., Boyatzis R., McKee A. Emotsionalnoe liderstvo: iskusstvo upravleniya lyudmi na osnove emotsionalnogo intellekta [Primal Leadership: Learning to Lead with Emotional Intelligence]. Moscow; 2008. (In Russ.).
  9. Krichevsky R.L., Dubovskaya E.M. Psikhologiya maloy gruppy: teoretichesky i prikladnoy aspect [Psychology of Small Group: Theoretical-Applied Aspect]. Moscow; 1991. (In Russ.).
  10. Mesсon M.H., Albert M., Khedouri F. Osnovy menedzhmenta [Management]. Moscow; 1992. (In Russ.).
  11. Olshansky D.V. Osnovnye teorii liderstva. Politicheskaya psikhologiya [Basic Theories of Leadership. Political Psychology]. Moscow; 2002. (In Russ.).
  12. Oseev A.A. Sotsialno-psikhologichesky portret rukovoditelya: idealnaya model i sposoby ee izmereniya [Social-psychological portrait of the leader: An ideal model and ways to measure it]. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 18: Sotsiologiya i Politologiya. 2011; 1. (In Russ.).
  13. Oseev A.A. Empiricheskie modeli struktury lichnostnyh kachestv rukovoditeley: traditsionny tip sotsialnogo deystviya M. Webera (rezultaty prikladnyh issledovaniy) [Empirical models of the structure of managers’ personal qualities: The traditional type of social action by M. Weber (results of the applied research). Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 18: Sotsiologiya i Politologiya. 2021; 3. (In Russ.).
  14. Osipov G.V. Rabochaya kniga sotsiologa [Sociologist’s Workbook]. Moscow; 1976. (In Russ.).
  15. Osipov G.V., Lisichkin V.A., Koryagin N.D. Menedzhment [Management]. Moscow; 2011. (In Russ.).
  16. Pugachev V.P. Rukovodstvo personalom [Personnel Management]. Moscow; 2006. (In Russ.).
  17. Rimskaya R., Rimsky S. Prakticheskaya psikhologiya v testah, ili kak nauchitsya ponimat sebya i drugih [Practical Psychology in Tests, or How to Learn to Understand Yourself and Others]. Moscow; 1998. (In Russ.).
  18. Serbinovsky B.Yu. Upravlenie personalom [Personnel Management]. URL: Psyera.ru. (In Russ.).
  19. Fayol A., Emerson G., Ford G. Upravlenie eto nauka i iskusstvo [Management as Science and Art]. Moscow; 1992. (In Russ.).
  20. Kjell L., Ziegler D. Teorii lichnosti: Osnovnye polozheniya, issledovaniya i primenenie [Personality Theories. Basic Assumptions, Research, and Applications]. Saint Petersburg; 2008. (In Russ.).
  21. Chanyshev A.N. Kurs lektsiy po drevney filosofii [Course of Lectures on Ancient Philosophy]. Moscow; 1981. (In Russ.).
  22. Chudina E.A. Psikhologicheskie osobennosti proyavleniya emotsionalnoy neustoychivosti lichnosti [Psychological Features of Individual Emotional Instability]. Diss. k.psikh.n. Moscow; 1999. (In Russ.).
  23. Shcherbina V.V. Sredstva sotsiologicheskoy diagnostiki v sisteme upravleniya [Tools of Sociological Diagnostics in Management]. Moscow; 1993. (In Russ.).
  24. Shcherbina V.V., Rodina V.Yu., Erokhin A.S. Metodicheskie rekomendatsii po otsenke ispolzovaniya rabotnikov v kachestve lineynogo rukovoditelya srednego zvena [Methodological Guidelines for Assessing Employees as Line Managers of the Middle Level]. Moscow; 1983. (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».