Идеальный портрет руководителя образовательного комплекса: методология и результаты изучения
- Авторы: Осеев А.А.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 23, № 4 (2023)
- Страницы: 875-887
- Раздел: Социологический лекторий
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/322984
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2023-23-4-875-887
- EDN: https://elibrary.ru/BRQZML
- ID: 322984
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Требования к профессиональным и личностным качествам педагогов сформулированы в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Особый интерес представляет «идеальный портрет руководителя образовательного комплекса», который является одновременно и руководителем, и педагогом. Анализ результатов проведенных в последние годы исследований выявил ряд требований, предъявляемых к личностным и деловым качествам руководителей-педагогов, и две проблемы. Во-первых, многие авторы считают идеальные портреты, на которые теоретически опираются исследования, «идеальными типами» (по М. Веберу), т.е. «по своей природе утопичными», «моделями, не подлежащими проверке» [1], поскольку их «нельзя найти в повседневной реальности» [5. С. 207]. Во-вторых, остается нерешенным актуальный методический вопрос о способах выявления и измерения идеальных качеств у реальных работников. Цель статьи - определить профессионально важные личностные качества руководителей-педагогов, разработать идеальный портрет руководителя образовательного комплекса и предложить математическую модель оценки выраженности личностных качеств. В соответствие с целью были поставлены следующие задачи: выявление степени соответствия личностных качеств руководителей авторской «идеальной модели руководителя»; создание эмпирической базы данных для последующей разработки модели эффективного руководителя-педагога образовательного комплекса и успешного решения функциональных задач образовательной организации. Был разработан способ выявления личностных качеств руководителей-педагогов, которые соответствуют характеристикам, полученным в результате социологических опросов сотрудников государственных образовательных комплексов и родителей учеников; показаны пути и методы верификации выделенных требований; разработана прикладная эмпирическая модель «идеального портрета руководителя образовательного комплекса». Исследования показали, что идеальный портрет руководителя образовательного комплекса содержит уникальные черты: из 16 возможных личностных качеств отличительными и доминирующими у педагогов стали 11, что значительно больше, чем у «среднестатистического человека», в том числе у представителя других профессиональных групп.
Об авторах
Александр Александрович Осеев
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: oseev.a@mail.ru
доктор социологических наук, профессор кафедры экономической социологии и менеджмента
Ленинские горы, 1, стр. 33, Москва, 119234, РоссияСписок литературы
- “Ponimayushchaya sotsiologiya” i kontseptsiya “idealnyh tipov” M. Webera [“Understanding sociology” and the concept of “ideal types” by M. Weber. URL: https://studopedia. ru/26_114767_ponimayushchaya-sotsiologiya-i-kontseptsiya-idealnih-tipov-m-vebera.html? ysclid=llazja5bl2775315940. (In Russ.).
- -ti faktorny lichnostny oprosnik Cattella. 16 FLO-187-A [Cattell’s 16 Personality Factors Test]. URL: https://gurutestov.ru›test/60. (In Russ.).
- Anastazi A., Urbina S. Psikhologicheskoe testirovanie. Kn. 1, 2 [Psychological Testing. Book 1, 2]. Moscow; 1982. (In Russ.).
- Aristotle. Sochineniya: v 4-h tt. T. 4 [Essays: in 4 vols. Vol. 4. ]. Moscow; 1983. (In Russ.).
- Barishovets E.M. Idealny portret rukovoditelya obrazovatelnogo kompleksa [The ideal portrait of the head of the educational complex]. Vlast. 2019; 6. (In Russ.).
- Weber M. Motivy sotsialnogo deystviya [Motives of social action]. Izbrannye proizvedeniya. Sost., obshch. red. i poslesl. Yu.N. Davydova; predisl. P.P. Gaydenko. Moscow; 1990. (In Russ.).
- Woodcock M., Francis D. Raskreposhchenny menedzher. Dlya rukovoditelya praktika [Liberated Manager. For the Head of the Practice]. Moscow; 1991. (In Russ.).
- Goleman D., Boyatzis R., McKee A. Emotsionalnoe liderstvo: iskusstvo upravleniya lyudmi na osnove emotsionalnogo intellekta [Primal Leadership: Learning to Lead with Emotional Intelligence]. Moscow; 2008. (In Russ.).
- Krichevsky R.L., Dubovskaya E.M. Psikhologiya maloy gruppy: teoretichesky i prikladnoy aspect [Psychology of Small Group: Theoretical-Applied Aspect]. Moscow; 1991. (In Russ.).
- Mesсon M.H., Albert M., Khedouri F. Osnovy menedzhmenta [Management]. Moscow; 1992. (In Russ.).
- Olshansky D.V. Osnovnye teorii liderstva. Politicheskaya psikhologiya [Basic Theories of Leadership. Political Psychology]. Moscow; 2002. (In Russ.).
- Oseev A.A. Sotsialno-psikhologichesky portret rukovoditelya: idealnaya model i sposoby ee izmereniya [Social-psychological portrait of the leader: An ideal model and ways to measure it]. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 18: Sotsiologiya i Politologiya. 2011; 1. (In Russ.).
- Oseev A.A. Empiricheskie modeli struktury lichnostnyh kachestv rukovoditeley: traditsionny tip sotsialnogo deystviya M. Webera (rezultaty prikladnyh issledovaniy) [Empirical models of the structure of managers’ personal qualities: The traditional type of social action by M. Weber (results of the applied research). Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 18: Sotsiologiya i Politologiya. 2021; 3. (In Russ.).
- Osipov G.V. Rabochaya kniga sotsiologa [Sociologist’s Workbook]. Moscow; 1976. (In Russ.).
- Osipov G.V., Lisichkin V.A., Koryagin N.D. Menedzhment [Management]. Moscow; 2011. (In Russ.).
- Pugachev V.P. Rukovodstvo personalom [Personnel Management]. Moscow; 2006. (In Russ.).
- Rimskaya R., Rimsky S. Prakticheskaya psikhologiya v testah, ili kak nauchitsya ponimat sebya i drugih [Practical Psychology in Tests, or How to Learn to Understand Yourself and Others]. Moscow; 1998. (In Russ.).
- Serbinovsky B.Yu. Upravlenie personalom [Personnel Management]. URL: Psyera.ru. (In Russ.).
- Fayol A., Emerson G., Ford G. Upravlenie eto nauka i iskusstvo [Management as Science and Art]. Moscow; 1992. (In Russ.).
- Kjell L., Ziegler D. Teorii lichnosti: Osnovnye polozheniya, issledovaniya i primenenie [Personality Theories. Basic Assumptions, Research, and Applications]. Saint Petersburg; 2008. (In Russ.).
- Chanyshev A.N. Kurs lektsiy po drevney filosofii [Course of Lectures on Ancient Philosophy]. Moscow; 1981. (In Russ.).
- Chudina E.A. Psikhologicheskie osobennosti proyavleniya emotsionalnoy neustoychivosti lichnosti [Psychological Features of Individual Emotional Instability]. Diss. k.psikh.n. Moscow; 1999. (In Russ.).
- Shcherbina V.V. Sredstva sotsiologicheskoy diagnostiki v sisteme upravleniya [Tools of Sociological Diagnostics in Management]. Moscow; 1993. (In Russ.).
- Shcherbina V.V., Rodina V.Yu., Erokhin A.S. Metodicheskie rekomendatsii po otsenke ispolzovaniya rabotnikov v kachestve lineynogo rukovoditelya srednego zvena [Methodological Guidelines for Assessing Employees as Line Managers of the Middle Level]. Moscow; 1983. (In Russ.).
Дополнительные файлы
