Ресурсность научно-педагогического сообщества: административный и мобилизационный подходы к анализу
- Авторы: Зборовский Г.Е.1, Амбарова П.А.1
-
Учреждения:
- Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
- Выпуск: Том 22, № 4 (2022)
- Страницы: 881-894
- Раздел: Социология образования
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/323057
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2022-22-4-881-894
- ID: 323057
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследование ресурсности научно-педагогического сообщества (далее - НПС) российских вузов с позиций социологии представляется актуальной задачей в новых условиях реализации стратегии развития отечественной высшей школы. Адекватная оценка и наиболее полное раскрытие потенциала НПС, в том числе мало используемых его ресурсов, приобретает особое значение для российских вузов, испытывающих серьезные дефициты. В статье предлагается новая «оптика», позволяющая оценить способность университетского управления к мобилизации традиционных и ранее не востребованных ресурсов НПС. Цель статьи состоит в обосновании административного и мобилизационного управленческого подходов к анализу ресурсности НПС. Проблема рассматривается на стыке социологии управления и социологии высшего образования. Эмпирической базой послужили результаты вторичного анализа данных исследований, проводимых авторами с 2016 года. Были рассмотрены документы стратегического планирования развития высшего образования и науки для выделения приоритетов академического развития НПС и требований к нему в новых условиях. Исследование базировалось на анализе массива статистических данных, отражающих основные показатели развития российского высшего образования в 2014-2021 годы. В качестве источников статистических данных использовались базы Мониторинга эффективности организаций высшего образования, сборники «Индикаторы образования», материалы Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ, иные открытые источники. В результате на материалах теоретического и эмпирического исследования практик высшей школы раскрывается понятие и структура ресурсности НПС; обосновывается необходимость управленческого подхода в вузах, направленного на мобилизацию невостребованных ресурсов НПС; показана ограниченность вузовских административных решений, касающихся оценки и использования ресурсов НПС. В заключении сделаны три основных вывода: о значении понятия и структуры ресурсности НПС как важных инструментов управленческого анализа; о необходимости разработки модели мобилизационного университетского управления; о последствиях доминирования административного подхода к оценке и использованию ресурсности НПС.
Об авторах
Гарольд Ефимович Зборовский
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Автор, ответственный за переписку.
Email: garoldzborovsky@gmail.com
доктор философских наук, профессор-исследователь кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления ул. Мира, 19, Екатеринбург, 620002, Россия
Полина Анатольевна Амбарова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Email: borges75@mail.ru
доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления ул. Мира, 19, Екатеринбург, 620002, Россия
Список литературы
- Balezina E. Polozhenie molodogo prepodavatelya vuza v usloviyah modernizatsii vysshego obrazovaniya: riski i ih vospriyatie [The status of the young university teacher under the modernization of the higher education: Risks and their perception]. Bulletin of the Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. Social Sciences. 2018; 4. (In Russ.).
- Vasilenok V., Brazevich D. Formy i sotsialnye tekhnologii mobilizuyushchego menedzhmenta v predprinimatelskoj sisteme [Forms and social technologies of the mobilizing management in the entrepreneurship system]. Scientific Journal NRU ITMO. Economics and Environmental Management. 2015; 4. (In Russ.).
- Gendernoe neravenstvo v nauke sokhranyaetsya [Gender inequality in science persists]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4283709. (In Russ.).
- Giddens A. Ustroenie obshchestva: ocherk teorii strukturatsii [The Constitution of Society: Outline of the Theory of Structuration]. Moscow; 2005. (In Russ.).
- Gureev V., Mazov N., Il`ichev A. Karierny rost uchenyh i publikatsionnaya etika [Career path of researchers and publication ethics]. Bulletin of the RAS. 2019; 89. (In Russ.).
- Gurtov V., Shchegoleva L. Soiskatel uchenoj stepeni doktora nauk: publikatsionnaya aktivnost [DSc degree applicants: Publication activities]. University Management: Practice and Analysis. 2015; 2. (In Russ.).
- Guba K., Sokolov M., Sokolova N. Reforma dissertatsionnoj industrii v Rossii [Reform of the Dissertation Industry in Russia]. Saint Petersburg; 2019. (In Russ.).
- Zhenshchiny v rossijskoj nauke [Women in Russian science]. URL: https://issek.hse.ru/ news/448782899.html. (In Russ.).
- Zborovsky G., Ambarova P. Nauchno-pedagogicheskie rabotniki kak sotsialnaya obshchnost v menyayushchihsya usloviyah akademicheskogo razvitiya [Research-pedagogical staff as a social community under the changing conditions of academic development]. Education and Science Journal. 2022; 24 (5). (In Russ.).
- Zdravomyslova E. Paradigmy zapadnoj sotsiologii obshchestvennyh dvizhenij [Paradigms of the Western Sociology of Social Movements]. Saint Petersburg; 1993. (In Russ.).
- Indikatory obrazovaniya: 2021 [Indicators of Education 2021]. Moscow; 2021. (In Russ.).
- Klimov I. Sotsialnaya mobilizatsiya: k istorii ponyatiya [Social mobilization: On the history of the concept]. Man. Society. Management. 2004; 1. (In Russ.).
- Kuzminov Ya., Yudkevich M. Universitety v Rossii: kak eto rabotaet [Russian Universities: How the System Works]. Moscow; 2021. (In Russ.).
- Nauka “muzhaet”, a prepodavanie v vuzah stanovitsya bolee “zhenstvennym” [Science is becoming more “masculine”, while teaching in universities — more “feminine”]. URL: https://issek.hse.ru/news/249814986.html. (In Russ.).
- Panova A., Yudkevich M., Alipova O., Litvinova L. Rossijskaya akademicheskaya professiya v obshchestve znaniya [Russian academic profession in the society of knowledge]. 2019. URL: https://cinst.hse.ru/en/apiks. (In Russ.).
- Prakhov I. Osnovnye praktiki nauchnoj deyatelnosti i publikatsionnoj aktivnosti prepodavatelej vuzov [Main research and publication activities of university teachers]. Moscow; 2021. (In Russ.).
- Rudakov V. Razlichiya v polozhenii professorsko-prepodavatelskogo sostava vuzov po vozrastnym gruppam [Differences in the position of the universities’ academic staff by age groups]. Monitoring of the Economics of Education. 2020; 13. (In Russ.).
- Shpak L., Tokmasheva Yu. Mobilizatsionno-upravlenchesky mekhanizm vzaimodejstviya munitsipalnoj vlasti s mestnymi soobshchestvami [The mobilization-management mechanism of the municipal authorities’ interaction with local communities]. Tomsk State University Journal. 2015; 399. (In Russ.).
- Shuklina E., Pevnaya M., Shirokova E. Adaptatsionny potentsial prepodavatelej “serebryanogo vozrasta” v usloviyah transformatsii vysshego obrazovaniya [Adaptation potential of the third age teachers under the higher education transformation]. Education and Science Journal. 2020; 22 (1). (In Russ.).
- Agasisti T., Johnes G. Heterogeneity and the evaluation of efficiency: The case of Italian universities. Applied Economics. 2010; 42 (11).
- Bob E. Resource mobilization theory. The Blackwell Encyclopedia of Sociology. Ed. by G. Ritzer. Wiley; 2007.
- Genereux N., Taylor S., O’Neill M. Resource mobilization for research: What we’ve learned. 2016. URL: https://idl-bnc-idrc.dspacedirect.org/handle/10625/59079.
- Horta H., Yudkevich M. The role of academic inbreeding in developing higher education systems: Challenges and possible solutions. Technological Forecasting and Social Change. 2016; 113.
- Jenkins C. Resource mobilization theory and the study of social movements. Annual Review of Sociology. 2003; 9 (1).
- Kallio K.M., Kallio T.J., Tienari J., Hyvönen T. Ethos at stake: Performance management and academic work in universities. Human Relations. 2016; 3 (9).
- Lynch R., Baines P. Strategy development in UK higher education: Towards resource-based competitive advantages. Journal of Higher Education Policy & Management. 2004; 26 (2).
- Prpić K. Characteristics and determinants of eminent scientists’ productivity. Scientometrics. 1996; 36 (2).
- Ramsden P. Describing and explaining research productivity. Higher Education. 1994; 28 (2).
- Rogers T., Goldstein N.J., Fox C.R. Social mobilization. Annual Review of Psychology. 2018; 69.
- Salau O. et al. Data regarding talent management practices and innovation performance of academic staff in a technology-driven private university. Data in Brief. 2018; 19.
- Seltzer J.B. What is resource mobilization and why is it so important? Management Sciences for Health. 2014. URL: https://clck.ru/hcMEi.
- Staniland P. Cities on fire: Social mobilization, state policy, and urban insurgency. Comparative Political Studies. 2010; 43 (12).
Дополнительные файлы
