Противоречия и конфликты современного российского образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена исследованию противоречий и конфликтов в современном российском образовании, определению возможностей управления конфликтными ситуациями. Исследование проведено с использованием институционального и системного подходов, фундаментальных положений, касающихся социальных конфликтов и социального согласия, предложенных в трудах социологов. Проведен историко-социологический анализ социальных конфликтов и социального согласия в образовании. Конфликты в образовании предстают как результат развития противоречий, присущих этому социальному институту. Предложены и проанализированы основные конфликты в современном российском образовании. Рассмотрены пути достижения согласия между субъектами взаимодействия в развитии системы российского образования и образовательном процессе. Конфликт в образовании анализируется как управляемый процесс. Выявлены основные противоречия в системе «общество-образование». Обоснована авторская классификация видов конфликтов в образовании. Конфликты в образовании рассмотрены во взаимосвязи с согласием. Приведены некоторые данные эмпирического исследования, в рамках которого изучалось отношение к конфликтам. Реализация практических мер в соответствии с выделенными автором видами конфликтов будет способствовать повышению качества обучения школьников и студентов, окажет позитивное влияние на функционирование и развитие современного российского общества. Материалы, приведенные в статье, могут быть полезны социологам, педагогам, менеджерам образования и всем интересующимся конфликтами и возможностями разрешения конфликтных ситуаций.

Об авторах

Мария Михайловна Акулич

Тюменский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: m.m.akulich@utmn.ru

Кафедра общей и экономической социологии

Список литературы

  1. Ackoff R., Emeri F.E. O tseleustremlennyh sistemah [On Purposeful Systems]. M., 1974.
  2. Babosov E.M. Osnovy konfliktologii [Basics of Conflictology]. Minsk, 2007.
  3. Volkov B.S., Volkova N.V. Konfliktologija [Conflictology]. M., 2009.
  4. Voronin G.L. Konflikty v shkole [Conflicts at school] // Sociologicheskie issledovanija. 1994. №3.
  5. Gandhi M. Nenasil'stvennoe soprotivlenie [Nonviolent Resistance] // URL: http://www.vitamarg.com/article/people/3077-mahatma-gandhi.
  6. Dmitriev A.V. Social'nyj konflikt: obshhee i osobennoe [Social Conflict: General and Special Features]. M., 2002.
  7. Dmitrieva O. Obraz zhizni amerikanskih shkol'nikov: analiz na osnove statisticheskih issledo-vanij [American schoolchildren lifestyle: Analysis based on statistical data] // URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid =3520&level1=main&level2=articles.
  8. Zhizn' rossijskogo studenta: vektory peremen [Russian students life: Vectors of change] // URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=113566.
  9. Ivanova V.A., Osipov A.M. Teorii konfliktov v sovremennoj sociologii obrazovanija [Theories of conflict in the modern sociology of education] // Vestnik Novgorodskogo gosudarstven-nogo universiteta. 2005. №3.
  10. Kalashnikova V.A. Psihodiagnostiki konfliktnyh otnoshenij v sem'e [Psychodiagnostics of conflict relations in the family] // Sovremennye nauchnye issledovanija. Vyp.1. Koncept, 2013 // URL: http://e-koncept.ru/2013/53583.htm.
  11. Magdeev A.M., Muhadinov V.R. Preduprezhdenie i razreshenie pedagogicheskogo konflikta: tradicii i innovacii [Prevention and resolution of pedagogical conflicts: Traditions and innova-tions] // Integracija obrazovanija. 2009. №1.
  12. Merton R. Javnye i latentnye funktsii [Manifest and latent functions] // Amerikanskaja socio-logicheskaja mysl': Teksty / Pod red. V.I. Dobren'kova. M., 1996.
  13. Ohotnikova M.M. Sociologija soglasija [Sociology of consent]. Tjumen, 2000.
  14. Pиzаnovа Zh.V. Problemy organizacii obrazovanija detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja [Problems of organizing educational system for children with disabilities] // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. 2014. №18.
  15. Pиzаnovа Zh.V., Davydоvа A.V. Sistema vysshego obrazovanija: osnovnye harakteristiki i evoljucija [Higher education system: Fundamental characteristics and evolutionary processes] // Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Sociologija. Ekonomika. Politika. 2014. №3.
  16. Sorokin P. Social'naja mobil'nost' [Social Mobility]. M., 2005.
  17. Sysenko V.A. Supruzheskie konflikty [Spousal Conflicts]. M., 1989.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».