Инструменты формирования эмоционального настроя в познавательном телепространстве
- Авторы: Гладко М.А.1
-
Учреждения:
- Минский государственный лингвистический университет
- Выпуск: Том 12, № 3 (2021): Лингвистические доминанты грамматики и словаря
- Страницы: 789-805
- Раздел: ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ И АНАЛИЗ ТЕКСТА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/323366
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2021-12-3-789-805
- ID: 323366
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена необходимостью осмысления и выявления специфики формирования эмоционального настроя в современных познавательных телевизионных текстах консультативного характера. Цель работы состоит в установлении и описании репертуара инструментов формирования эмоционального настроя и языковых средств их репрезентации в познавательном теледискурсе. Материалом исследования послужили телепередачи тематических групп: досуг, здоровье и здоровый образ жизни, обустройство дома, еда, вождение автомобиля, красота и мода. Корпус исследуемых текстов представлен консультативно-инструктивными и информативно-демонстративными жанрами. Новизна исследования заключается в том, что в текстах, транслирующих обыденное, практическое знание, зафиксированы и описаны инструменты, моделирующие эмоциональный настрой зрителя в процессе познавательной деятельности. Выявлено, что текстовые репрезентанты консультативно-инструктивных жанров релаксационной и гедонистической тематик конструируют своеобразную зону впечатлений, удовольствия. В то время как акценты познавательных текстов, описывающих способы поведения в ситуациях, сопряженных с опасностью (например, тематики здоровье), ориентированы на регулирование настроения и эмоций медиааудитории. Такие тексты конструируются на основе эмоционально-чувственной модальности, раскачивающей эмоции зрителя от негативных до положительных. Создание такой разнообразной эмоциональной тональности нацелено на формирование положительного отношения к конкретным действиям по оздоровлению, а также стимулирование соблюдения правил здорового образа жизни общества. Описаны триггеры, продуцирующие позитивные и негативные эмоции, а также инструменты их активизации в тексте (образ автора и образ адресата; жанры повседневного общения, оформленные в дружески-неофициальном регистре; языковые средства). Выявлены функции формирования впечатления (привлечения внимания, позитивного эмоционального моделирования, формирования позитивного отношения к объекту высказывания и убеждающего воздействия) и регулирования эмоционального настроя (социально-стабилизирующая, регулирования поведения, убеждающего воздействия).
Об авторах
Марина Александровна Гладко
Минский государственный лингвистический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: glad_26@tut.by
ORCID iD: 0000-0002-5268-960X
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры речеведения и теории коммуникации
220034, Республика Беларусь, Минск, ул. Захарова, 21Список литературы
- Lane, R. (1996). The decline of politics and ideology in a knowledgeable society. American sociological review, 31, 5, 649—662.
- Lopasteyskiy, S.A. (2018). Knowledge as a Strategic Resource: the Methodological Foundations of Research. Izvestiya Saratovskogo Universiteta. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogics, 18(1), 47—50. doi: 10.18500/1819-7671-2018-18-1-47-50 (In Russ.).
- Alekseyeva, I.Yu. (2011). Society of knowledge and humanitarian technologies. Philosophy of Science and Technology, 16(1), 274—288. (In Russ.).
- Shamardin, N.N. (2015). «Knowledge Society»: philosophical and methodological criticism of the concept. Belgorod State University Scientific Bulletin. Serie. Philosophy. Sociology. Law, 14(211), 33, 185—192. (In Russ.).
- UNESCO. Knowledge societies. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0014/001418/141843r.pdf (accessed: 1.11.2017). (In Russ.).
- Villalba, E. (2007). The concept of knowledge for a knowledge-based society from knowledge to learning. European Commission. Luxembourg. Office for Official Publications and of the European Communities. doi: 10.1201/9781420041125.ch5
- Delokarov, K.H. (2010). Is the Knowledge-Based Society a new Type of Society? In: Knowledge Society Conception in the Modern Social Theory. Moscow: INION. (In Russ.).
- Luman, N. (2005). Massmedia Reality. Moscow: Praksis. (In Russ.).
- Brovkina, А.Р. (2012). The Role of Knowledge in the Modern World. New Word in Science and Practice: Hypothesis and Evaluation of Results. Philosophic sciences, 1, 150—155. (In Russ.).
- Suvorova, S.P. (2006). Implementation of the educational function of journalism on the pages of modern all-Russian magazines. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika, 10(6), 11—15. (In Russ.).
- Khangel’diyeva, I.G. & Bogdanova, Ye.M. (2013). Edutainment: from television format to modern social and educational. In: Culture and education in modern society: strategies for development and preservation: collection of articles. Krasnodar: Ekoinvest. pp. 190—201. (In Russ.).
- Shcherbakova, G.I. & Ul’yanov, M.A. (2018). Popular science publication in the media: the problem of theoretical substantiation. Vestnik of Volzhsky University named after V.N. Tatishchev, 1(1), 182—190. (In Russ.).
- McQuail, D. (2002). Mass Communication Theory. London: Sage.
- Bryant, J. & Thompson, S. (2004). Basics of media exposure. Moscow: Williams. (In Russ.).
- Yurnov, M.Yu. (2007). The emotional atmosphere of society as an object of political science research. Social Sciences and Contemporary World, 3, 85—98. (In Russ.).
- Guadagno, R.E., Rempala, D.M., Murphy, S. & Okdie, B.M. (2013). What makes a video go viral? An analysis of emotional contagion and Internet memes. Computers in Human Behavior, 29(6), 2312—2319. doi: 10.1016/j.chb.2013.04.016
- Bekhterev, V.M. (2001). Suggestion and its role in public life. Saint Petersburg: Peter. (In Russ.).
- Rubinstein, S.L. Fundamentals of General Psychology. URL: http://psylib.org.ua/books/ rubin01/txt34.htm (accessed: 27.04.21). (In Russ.).
- Rubtsova, N. Psychological triggers. URL: https://psymod.ru/psikhologiya-obshcheniya/ 2469-trigger-v-psichologii.html#hmenu-1 (accessed: 14.08.20). (In Russ.).
- Hmara, G.I. (1969). Problems of the sociology of the press. History, methodology, technique. Novosibirsk: Nauka. (In Russ.).
- Bogomolova, N.N. (2008). Social psychology of mass communication. Moscow: Aspekt Press. (In Russ.).
- Grushin, B.A. & Onikov, L.A. (1980). Massive information in the Soviet industrial city. The experience of a comprehensive sociological research. Moscow: Politizdat. (In Russ.).
- Nazarov, M.M. (2003). Mass communication and society. Introduction to theory and research. Moscow: Avanti plyus. (In Russ.).
- Sherkovin, Yu.A. (1967). On the question of the nature and functions of mass communication in modern conditions. Kääriku-1. (In Russ.).
- Gegelova, N.S. (2017) Scientific popular television on Russian TV channels: realities and problems. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 2017, 22(3), 544—552. (In Russ.).
- Karpenko, I.I. & Sabylinskaya, O.A. (2016). Edutainment as a method of presenting information in the practice of television broadcasting. Scientific Bulletin. Series Humanities, 14(235), 30, 75—87. (In Russ.).
- Maslow, A. Self-actualizing and Beyond. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED012056.pdf (accessed: 14.08.20).
- Kostenko, E.P. & Mikhalkina, E.V. The problem of motivation by A. Maslow. URL: https://smekni.com/a/198605-3/problema-motivatsii-v-teorii-akh-maslou-3/ (accessed: 02.09.20). (In Russ.).
- Samsonov, R.M. (1971). Involvement as a psychological category. Materials of the 4th All-Union Congress of Psychologists, 292—295. (In Russ.).
- Kaminskaya, T.L. (2008). The structure of the category “image of the addressee of mass communication”. Bulletin of Chelyabinsk State University, 12, 47—55. (In Russ.).
- Frumkina, R.M. (2003). Psycholinguistics. Moscow: Akademiya. (In Russ.).
- Krasikova, T.R. The problem of constructing social reality in the theory of mass communication. URL: http://www.discourseanalysis.org/archive.shtml. (accessed: 02.09.20). (In Russ.).
Дополнительные файлы
