Инструменты формирования эмоционального настроя в познавательном телепространстве

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена необходимостью осмысления и выявления специфики формирования эмоционального настроя в современных познавательных телевизионных текстах консультативного характера. Цель работы состоит в установлении и описании репертуара инструментов формирования эмоционального настроя и языковых средств их репрезентации в познавательном теледискурсе. Материалом исследования послужили телепередачи тематических групп: досуг, здоровье и здоровый образ жизни, обустройство дома, еда, вождение автомобиля, красота и мода. Корпус исследуемых текстов представлен консультативно-инструктивными и информативно-демонстративными жанрами. Новизна исследования заключается в том, что в текстах, транслирующих обыденное, практическое знание, зафиксированы и описаны инструменты, моделирующие эмоциональный настрой зрителя в процессе познавательной деятельности. Выявлено, что текстовые репрезентанты консультативно-инструктивных жанров релаксационной и гедонистической тематик конструируют своеобразную зону впечатлений, удовольствия. В то время как акценты познавательных текстов, описывающих способы поведения в ситуациях, сопряженных с опасностью (например, тематики здоровье), ориентированы на регулирование настроения и эмоций медиааудитории. Такие тексты конструируются на основе эмоционально-чувственной модальности, раскачивающей эмоции зрителя от негативных до положительных. Создание такой разнообразной эмоциональной тональности нацелено на формирование положительного отношения к конкретным действиям по оздоровлению, а также стимулирование соблюдения правил здорового образа жизни общества. Описаны триггеры, продуцирующие позитивные и негативные эмоции, а также инструменты их активизации в тексте (образ автора и образ адресата; жанры повседневного общения, оформленные в дружески-неофициальном регистре; языковые средства). Выявлены функции формирования впечатления (привлечения внимания, позитивного эмоционального моделирования, формирования позитивного отношения к объекту высказывания и убеждающего воздействия) и регулирования эмоционального настроя (социально-стабилизирующая, регулирования поведения, убеждающего воздействия).

Об авторах

Марина Александровна Гладко

Минский государственный лингвистический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: glad_26@tut.by
ORCID iD: 0000-0002-5268-960X

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры речеведения и теории коммуникации

220034, Республика Беларусь, Минск, ул. Захарова, 21

Список литературы

  1. Lane, R. (1996). The decline of politics and ideology in a knowledgeable society. American sociological review, 31, 5, 649—662.
  2. Lopasteyskiy, S.A. (2018). Knowledge as a Strategic Resource: the Methodological Foundations of Research. Izvestiya Saratovskogo Universiteta. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogics, 18(1), 47—50. doi: 10.18500/1819-7671-2018-18-1-47-50 (In Russ.).
  3. Alekseyeva, I.Yu. (2011). Society of knowledge and humanitarian technologies. Philosophy of Science and Technology, 16(1), 274—288. (In Russ.).
  4. Shamardin, N.N. (2015). «Knowledge Society»: philosophical and methodological criticism of the concept. Belgorod State University Scientific Bulletin. Serie. Philosophy. Sociology. Law, 14(211), 33, 185—192. (In Russ.).
  5. UNESCO. Knowledge societies. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0014/001418/141843r.pdf (accessed: 1.11.2017). (In Russ.).
  6. Villalba, E. (2007). The concept of knowledge for a knowledge-based society from knowledge to learning. European Commission. Luxembourg. Office for Official Publications and of the European Communities. doi: 10.1201/9781420041125.ch5
  7. Delokarov, K.H. (2010). Is the Knowledge-Based Society a new Type of Society? In: Knowledge Society Conception in the Modern Social Theory. Moscow: INION. (In Russ.).
  8. Luman, N. (2005). Massmedia Reality. Moscow: Praksis. (In Russ.).
  9. Brovkina, А.Р. (2012). The Role of Knowledge in the Modern World. New Word in Science and Practice: Hypothesis and Evaluation of Results. Philosophic sciences, 1, 150—155. (In Russ.).
  10. Suvorova, S.P. (2006). Implementation of the educational function of journalism on the pages of modern all-Russian magazines. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika, 10(6), 11—15. (In Russ.).
  11. Khangel’diyeva, I.G. & Bogdanova, Ye.M. (2013). Edutainment: from television format to modern social and educational. In: Culture and education in modern society: strategies for development and preservation: collection of articles. Krasnodar: Ekoinvest. pp. 190—201. (In Russ.).
  12. Shcherbakova, G.I. & Ul’yanov, M.A. (2018). Popular science publication in the media: the problem of theoretical substantiation. Vestnik of Volzhsky University named after V.N. Tatishchev, 1(1), 182—190. (In Russ.).
  13. McQuail, D. (2002). Mass Communication Theory. London: Sage.
  14. Bryant, J. & Thompson, S. (2004). Basics of media exposure. Moscow: Williams. (In Russ.).
  15. Yurnov, M.Yu. (2007). The emotional atmosphere of society as an object of political science research. Social Sciences and Contemporary World, 3, 85—98. (In Russ.).
  16. Guadagno, R.E., Rempala, D.M., Murphy, S. & Okdie, B.M. (2013). What makes a video go viral? An analysis of emotional contagion and Internet memes. Computers in Human Behavior, 29(6), 2312—2319. doi: 10.1016/j.chb.2013.04.016
  17. Bekhterev, V.M. (2001). Suggestion and its role in public life. Saint Petersburg: Peter. (In Russ.).
  18. Rubinstein, S.L. Fundamentals of General Psychology. URL: http://psylib.org.ua/books/ rubin01/txt34.htm (accessed: 27.04.21). (In Russ.).
  19. Rubtsova, N. Psychological triggers. URL: https://psymod.ru/psikhologiya-obshcheniya/ 2469-trigger-v-psichologii.html#hmenu-1 (accessed: 14.08.20). (In Russ.).
  20. Hmara, G.I. (1969). Problems of the sociology of the press. History, methodology, technique. Novosibirsk: Nauka. (In Russ.).
  21. Bogomolova, N.N. (2008). Social psychology of mass communication. Moscow: Aspekt Press. (In Russ.).
  22. Grushin, B.A. & Onikov, L.A. (1980). Massive information in the Soviet industrial city. The experience of a comprehensive sociological research. Moscow: Politizdat. (In Russ.).
  23. Nazarov, M.M. (2003). Mass communication and society. Introduction to theory and research. Moscow: Avanti plyus. (In Russ.).
  24. Sherkovin, Yu.A. (1967). On the question of the nature and functions of mass communication in modern conditions. Kääriku-1. (In Russ.).
  25. Gegelova, N.S. (2017) Scientific popular television on Russian TV channels: realities and problems. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 2017, 22(3), 544—552. (In Russ.).
  26. Karpenko, I.I. & Sabylinskaya, O.A. (2016). Edutainment as a method of presenting information in the practice of television broadcasting. Scientific Bulletin. Series Humanities, 14(235), 30, 75—87. (In Russ.).
  27. Maslow, A. Self-actualizing and Beyond. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED012056.pdf (accessed: 14.08.20).
  28. Kostenko, E.P. & Mikhalkina, E.V. The problem of motivation by A. Maslow. URL: https://smekni.com/a/198605-3/problema-motivatsii-v-teorii-akh-maslou-3/ (accessed: 02.09.20). (In Russ.).
  29. Samsonov, R.M. (1971). Involvement as a psychological category. Materials of the 4th All-Union Congress of Psychologists, 292—295. (In Russ.).
  30. Kaminskaya, T.L. (2008). The structure of the category “image of the addressee of mass communication”. Bulletin of Chelyabinsk State University, 12, 47—55. (In Russ.).
  31. Frumkina, R.M. (2003). Psycholinguistics. Moscow: Akademiya. (In Russ.).
  32. Krasikova, T.R. The problem of constructing social reality in the theory of mass communication. URL: http://www.discourseanalysis.org/archive.shtml. (accessed: 02.09.20). (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».