Синергизм музыки и слова в полифонических формах хоровых произведений A CAPPELLA современных отечественных композиторов
- Авторы: Кошкарева Н.В.1
-
Учреждения:
- Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова
- Выпуск: Том 13, № 4 (2022): СОВРЕМЕННАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: ТЕКСТ И КОНТЕКСТ
- Страницы: 1110-1121
- Раздел: СЕМИОТИКА И ИССЛЕДОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/323476
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2022-13-4-1110-1121
- ID: 323476
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Полифоническая хоровая композиция рассматривается как поликодовыйтекст, в котором литературный и нотный тексты как паралингвистические средства являются носителями разнородной информации и вносят дополнительные оттенки в содержание партитуры, то есть музыкального текста в целом. Новизна исследования: синтезируя научные достижения лингвистики и музыковедения, полифонические формы хоровых произведений a cappella анализируются как поликодовые тексты. В силу специфики хорового вида искусства как музыкально-исполнительского природа восприятия музыкального текста мультимодальна. Для исполнителей, «расшифровывающих» и «озвучивающих» нотную запись, музыкальный текст имеет один модус - визуальный. Для слушателей мультимодальность характеризует практику коммуникации с точки зрения аудиальных, лингвистических, пространственных и визуальных ресурсов. Например, аудиальный модус при прослушивании произведения без визуального ряда, или полимодусный комплекс - с визуальным рядом. Имеется в виду слушание музыки с одновременным рассмотрением нотного текста произведения, наблюдением за процессом публичного исполнения, которое в современной практике часто сопровождается специально подобранным видеорядом. В качестве ведущей парадигмы выступает синергизм литературно-текстовых источников и полифонической формы в произведениях для хора a cappella современных отечественных композиторов. Основанное на дифференцировании структуры литературно-текстового источника, атрибуция полифонических форм мотета, мадригала, фуги, фугато составляет предмет работы, тогда как целью является формирование исследовательской картины, основанной на тесной, «полифонической» связи слова и музыки. При полифоническом анализе важно определить содержание хоровых сочинений и метод обращения композитора со структурой текстового источника. За основу музыкального произведения может быть взято стихотворение полностью (примером выступают тексто-музыкальные формы мотетов и мадригалов), одна строфа, одна строка, одно слово (доказательной базой становится анализ фугато и фуги). Интересным случаем становится применение в качестве текстовой основы полифонической композиции отдельных слогов и фонем (прелюдии и фуги-вокализы), а также «безмолвное» исполнение - закрытым ртом. Таким образом доказывается, что музыкальный текст есть сложный мультимодальный комплекс, в котором основная информация передается семиотически разнородными компонентами. Сделан вывод о том, что с одной стороны - литературный текст влияет на выбор полифонической формы, с другой - часто статичный, не имеющий внешнего сюжетного развития текст в контексте полифонической драматургии и формы обретает внутреннюю динамику развития и расширяет свое семантическое поле.
Об авторах
Наталья Владимировна Кошкарева
Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова
Автор, ответственный за переписку.
Email: nkoshkarevav@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-4578-6591
кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой дирижирования академическим хором
109147, Российская Федерация, г. Москва, ул. Марксистская, д. 36Список литературы
- Sorokin, Yu.A. & Tarasov, E.F. (1990). Creolized texts and their communicative function. Optimization of speech effects. Moscow: Nauka. (In Russ.).
- Anisimova, E.E. (2013). Text linguistics and intercultural communication (based on the material of creolized texts). Moscow: Tezarus. (In Russ.).
- Dugalich, N.M. (2017). The problem of translating the verbal component of the creolized text of the political caricature (based upon the material of the Arabic and French languages). RUDN Journal of language studies, semiotics and semantics, 8(4), 902–911. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2017-8-4-902-911 (In Russ.).
- Bol’shakova, L.S. (2008). About the content of the concept of «polycode text». Vestnik of Samara State University. Gumanitarnaya seriya. Yazykoznanie, 4(63), 19–24. (In Russ.).
- Novospasskaya, N.V. & Dugalich, N.M. (2022). Terminological system of the polycode text theory. Russian Language Studies, 20(3), 298–311. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2022-20-3-298-311
- Ogolevec, A.S. (1960). Word and music in vocal and dramatic genres. Moscow: Muzgiz. (In Russ.).
- Dmitrevskaya, K.N. (1965). Analysis of choral works. Moscow: Sovetskaya Rossiya. (In Russ.).
- Lavrent’eva, I.V. (1978). Vocal forms in the course of analysis of musical works. Moscow: Muzyka. (In Russ.).
- Vasina-Grossman, V.A. (1972). Music and poetic word. Vol. 1: Rhythmics. Moscow: Muzyka. (In Russ.).
- Vasina-Grossman, V.A. (1978). Music and poetic word Vol. 2–3: Intonation. Composition. Moscow: Muzyka. (In Russ.).
- Stepanova, I.V. (2002). Word and music: dialectics of semantic connections. Moscow: Kniga i biznes. (In Russ.).
- Holopova, V.N. (2001). Forms of musical works. St. Petersburg: Lan’. (In Russ.).
- Rymko, G.A. (2013). Theoretical problems of the text-musical form [dissertation]. Moscow. (In Russ.).
- Tereshchenko, V.P. (2015). Musical allegory in the choral work of S.I. Taneyev [dissertation]. Moscow. (In Russ.).
- Koshkareva, N.V. (2007). Choral composition in modern Russian music [dissertation]. Magnitogorsk. (In Russ.).
- Krasov, V.V. (2020). Choral vocalization in Russian music: genre and style features [dissertation]. Moscow. (In Russ.).
- Grigorieva, G.V. (2021). Musical forms in the choirs of S.I. Taneyev. Methodology of analysis. Moscow: Moskovskaya konservatoriya. (In Russ.).
- Golovkina, A.S. (2011). The polyphony of words in a literary text: based on the material of the work of J. Joyce “The Dubliners” [dissertation]. Samara. (In Russ.).
- Krasov, V.V. (2019). Choral vocalization and mono-vocalism: A contextual analysis. Opcion, 35(24), 170–183. (In Russ.).
- Stepanova, I.V. (2019). Music as a constant of Russian literature. Alexander Kuprin: monograph. Moscow. (In Russ.).
- Koshkareva, N.V. (2021). A Multimodal Analysis of Hommage à Marina Tsvetayeva by Sofia Gubaidulina. Music Scholarship, 3, 123–136.
- Dobrosklonskaya, T.G. (2000). Questions of studying media texts (research experience of modern English media speech). Moscow: MAKS Press. (In Russ.).
- Baranova, S.Yu. (2009). Musical text: language, sign, signal, symbol. Analitika kul’turologii, 3(15), 95–98. (In Russ.).
- Koshkareva, N.V. (2015). A.T. Grechaninov’s polyphonic skill on the example of the choral miniature “Swan, Crayfish and Pike”. In: Tendencii innovacionnyh processov v nauke: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (December 10, 2015, Moscow). Moscow. pp. 160–162. (In Russ.).
- Paisov, YU.I. (2004). Alexander Grechaninov: life and creativity. Moscow: Kompozitor. (In Russ.).
- Kuznecov, I.K. (2012). Polyphony in Russian music of the twentieth century, 1. Moscow: DEKA-VS. (In Russ.).
Дополнительные файлы
